В предыдущем выпуске электронного издания проводилась оценка наличия адаптационной среды для детей с ОВЗ в пяти случайным образом выбранных общеобразовательных организациях, в которых проводится коррекционная работа с детьми с ОВЗ.
18.04.2014В предыдущем выпуске электронного издания проводилась оценка наличия адаптационной среды для детей с ОВЗ в пяти случайным образом выбранных общеобразовательных организациях, в которых проводится коррекционная работа с детьми с ОВЗ. В этом выпуске попробуем оценить организацию коррекционной работы в общеобразовательных организациях в разрезе субъектов Российской Федерации по 2 критериям из заданных для оценки адаптационной среды в общеобразовательной организации:
• наличие в общеобразовательной организации утвержденной коррекционной программы по работе с детьми с ОВЗ, в том числе с учащимися начальных классов (1);
• повышение квалификации учителей начальных классов, обучающих детей с ОВЗ по направлению «Специальная/ коррекционная педагогика (психология) и/или дефектология» (2).
В рамках введения ФГОС НОО в период с 2011 по 2013 годы проводился сбор сведений об организации коррекционной работы в общеобразовательных организациях субъектов Российской Федерации по 14 показателям, результаты которого размещены на сайте www.kpmo.ru. Заданным критериям соответствуют два показателя этого мониторинга:
Показатель 2 «Доля общеобразовательных учреждений, в которых в основной образовательной программе общеобразовательного учреждения имеется раздел «Программа коррекционной работы в школе»» - критерий 1.
Показатель 14 «Доля учителей, обучающих по коррекционным программам учащихся начальной школы и прошедших повышение квалификации и / или профессиональную переподготовку в области специальной / коррекционной педагогики и/или дефектологии» – критерий 2.
Данные по этим показателям за 2013 год приведены в таблице 1.
Таблица 1 - Данные по показателям 2, 14 в разрезе субъектов Российской Федерации
№ | Регионы РФ | Доля общеобразовательных учреждений, в которых в основной образовательной программе общеобразовательного учреждения имеется раздел «Программа коррекционной работы в школе» | Доля учителей, обучающих по коррекционным программам учащихся начальной школы и прошедших повышение квалификации и / или профессиональную переподготовку в области специальной / коррекционной педагогики и/или дефектологии |
1 | Алтайский край | 95,25% | 20,45% |
2 | Амурская область | 88,33% | 51,37% |
3 | Архангельская область | 89,00% | 40,48% |
4 | Астраханская область | 84,62% | 49,44% |
5 | Белгородская область | 97,01% | 29,18% |
6 | Брянская область | 89,47% | 52,82% |
7 | Владимирская область | 88,89% | 39,35% |
8 | Волгоградская область | 81,67% | 64,60% |
9 | Вологодская область | 96,36% | 63,46% |
10 | Воронежская область | 93,28% | 17,76% |
11 | Еврейская автономная область | 100,00% | 24,55% |
12 | Забайкальский край | 92,78% | 35,03% |
13 | Ивановская область | 96,00% | 65,55% |
14 | Иркутская область | 90,80% | 55,19% |
15 | Кабардино-Балкарская Республика | 90,48% | 61,80% |
16 | Калининградская область | 97,96% | 77,79% |
17 | Калужская область | 100,00% | 14,58% |
18 | Камчатский край | 80,00% | 25,41% |
19 | Карачаево-Черкесская Республика | 100,00% | 63,64% |
20 | Кемеровская область | 88,89% | 62,20% |
21 | Кировская область | 91,04% | 57,60% |
22 | Костромская область | 96,15% | 65,70% |
23 | Краснодарский край | 96,55% | 21,21% |
24 | Красноярский край | 92,94% | 60,13% |
25 | Курганская область | 86,14% | 40,34% |
26 | Курская область | 94,21% | 39,35% |
27 | Ленинградская область | 97,12% | 47,10% |
28 | Липецкая область | 95,45% | 60,26% |
29 | Магаданская область | 85,71% | 44,78% |
30 | Москва | 89,74% | 55,83% |
31 | Московская область | 93,33% | 42,45% |
32 | Мурманская область | 92,45% | 39,01% |
33 | Ненецкий автономный округ | 88,89% | 5,00% |
34 | Нижегородская область | 93,57% | 61,82% |
35 | Новгородская область | 96,43% | 90,64% |
36 | Новосибирская область | 93,05% | 33,05% |
37 | Омская область | 98,79% | 54,94% |
38 | Оренбургская область | 98,79% | 54,94% |
39 | Орловская область | 94,87% | 54,19% |
40 | Пензенская область | 100,00% | 47,00% |
41 | Пермский край | 90,16% | 36,16% |
42 | Приморский край | 86,46% | 41,95% |
43 | Псковская область | 90,70% | 57,34% |
44 | Республика Адыгея | 95,45% | 51,92% |
45 | Республика Алтай | 79,31% | 7,46% |
46 | Республика Башкортостан | 82,47% | 37,88% |
47 | Республика Бурятия | 88,06% | 44,02% |
48 | Республика Дагестан | 82,76% | 41,61% |
49 | Республика Ингушетия | 100,00% | 93,75% |
50 | Республика Калмыкия | 50,00% | 50,00% |
51 | Республика Карелия | 90,28% | 55,37% |
52 | Республика Коми | 95,31% | 20,72% |
53 | Республика Марий Эл | 86,96% | 58,44% |
54 | Республика Мордовия | 90,63% | 38,75% |
55 | Республика Саха (Якутия) | 86,08% | 42,08% |
56 | Республика Северная Осетия-Алания | 85,71% | 75,00% |
57 | Республика Татарстан | 78,05% | 60,09% |
58 | Республика Тыва | 100,00% | 53,77% |
59 | Республика Хакасия | 96,10% | 76,99% |
60 | Ростовская область | 91,13% | 17,54% |
61 | Рязанская область | 90,91% | 61,11% |
62 | Самарская область | 99,04% | 52,81% |
63 | Санкт-Петербург | 91,01% | 47,59% |
64 | Саратовская область | 95,92% | 58,88% |
65 | Сахалинская область | 84,44% | 18,00% |
66 | Свердловская область | 97,83% | 57,82% |
67 | Смоленская область | 92,31% | 45,96% |
68 | Ставропольский край | 93,58% | 52,68% |
69 | Тамбовская область | 94,29% | 42,91% |
70 | Тверская область | 97,83% | 67,16% |
71 | Томская область | 86,56% | 43,66% |
72 | Тульская область | 95,45% | 33,49% |
73 | Тюменская область | 97,42% | 69,22% |
74 | Удмуртская Республика | 91,30% | 40,91% |
75 | Ульяновская область | 96,19% | 78,41% |
76 | Хабаровский край | 93,65% | 32,73% |
77 | Ханты-Мансийский автономный округ - Югра | 88,46% | 42,94% |
78 | Челябинская область | 95,15% | 31,83% |
79 | Чеченская Республика | 77,78% | 34,69% |
80 | Чувашская Республика | 90,91% | 64,55% |
81 | Чукотский автономный округ | 94,74% | 41,18% |
82 | Ямало-Ненецкий автономный округ | 91,55% | 55,20% |
83 | Ярославская область | 98,58% | 46,71% |
Согласно представленным в таблице 1 данным по первому критерию (показателю мониторинга 2) минимум в 50 % общеобразовательных организаций в субъектах Российской Федерации в основной образовательной программе общеобразовательной организации имеется раздел «Программа коррекционной работы в школе» (минимальное значение показателя в 50% согласно данным мониторинга зафиксировано в Республике Калмыкия). При этом есть субъекты Российской Федерации, где значение этого показателя равно 100 %: Ярославская, Калужская, Ивановская области, Республика Ингушетия, Карачаево-Черкесская Республика, Еврейская автономная область.
По второму критерию (показателю мониторинга 14) ни в одном субъекте Российской Федерации нет 100-ного охвата учителей, обучающих по коррекционным программам учащихся начальной школы, повышением квалификации и / или профессиональную переподготовку в области специальной / коррекционной педагогики и/или дефектологии. Максимальное значение зафиксировано в Республике Ингушетия – 93,75 %. При этом менее 50% учителей, повысивших квалификацию, зафиксировано в 43 субъектах Российской Федерации. В отношении образовательных организаций вышеуказанных субъектов Российской Федерации, например, где достигнуто значение 100% по наличию раздела «Программа коррекционной работы в школе» в основной образовательной программе, получается ситуация, что программы есть, а обученных для проведения коррекционной работы в рамках этих программ учителей начальных классов не достаточно. Особенно показательно этот недостаток выражен в Калужской области, где прошли повышение квалификации меньше 15 % учителей начальных классов, обучающих по коррекционным программам. Это утверждение подтверждает показатель 13 мониторинга «Доля учителей, обучающих по коррекционным программам учащихся начальной школы и имеющих высшее профессиональное образование, соответствующее специфике работы в коррекционных классах (специальная / коррекционная педагогика и/или дефектология)» (Таблица 2).
Таблица 2 – Значения показателя 13 в субъектах РФ, достигших 100%-ного значения по показателю 14 в 2013 году
№ | Регионы РФ | Доля учителей, обучающих по коррекционным программам учащихся начальной школы и имеющих высшее профессиональное образование, соответствующее специфике работы в коррекционных классах (специальная / коррекционная педагогика и/или дефектология) |
1 | Еврейская автономная область | 23,35% |
2 | Ивановская область | 36,13% |
3 | Калужская область | 10,42% |
4 | Карачаево-Черкесская Республика | 13,64% |
5 | Республика Ингушетия | 50,00% |
6 | Ярославская область | 16,73% |
Если сопоставить данные, полученные в ходе оценки наличия адаптационной среды в пяти случайно выбранных общеобразовательных организациях (критерии 1, 2) с результатами мониторинга по показателям 2, 13, 14, то можно предположить, что они не противоречат друг другу, поскольку отсутствие информации в открытом доступе может свидетельствовать об отсутствии в общеобразовательной организации учителей начальных классов, подготовленных или повысивших квалификацию по направлению «Специальная/ коррекционная педагогика (психология) и/или дефектология».
В целом, оценивая данные по построению коррекционной работы с детьми с ОВЗ в общеобразовательных организациях в рамках обучения по ФГОС НОО в разрезе субъектов Российской Федерации и общеобразовательных организаций можно сделать следующие выводы:
1. В субъектах Российской Федерации реализуются модели организации коррекционной работы с детьми с ОВЗ на базе общеобразовательных организаций в рамках обучения по ФГОС НОО.
2. Для организации адаптационной среды для детей с ОВЗ в общеобразовательной организации должен работать квалифицированный персонал со специальной подготовкой по направлению ««Специальная/ коррекционная педагогика (психология) и/или дефектология», который организует коррекционную работу на основании разработанной и утвержденной программы коррекционной работы, учебных планов и рабочих программ с использованием специального оборудования и инструментария. В общеобразовательной организации должны быть четко прописаны направления и принципы, процедуры этой работы с указанием используемого нормативного, материально-технического и кадрового обеспечения, а также описан механизм взаимодействия участников, система оценки качества проводимой работы и, соответственно, созданы необходимые условия для ее реализации.
По результатам оценки ситуации в субъектах Российской Федерации по двум заданным критериям (наличие программы коррекционной работы и подготовленных для проведения этой работы учителей начальных классов) можно говорить о том, что в субъектах Российской Федерации более чем в 50% общеобразовательных организаций имеется в наличии программа коррекционной работы, но при этом не во всех общеобразовательных организациях, проводящих эту работу, достаточно подготовленных для этой деятельности учителей начальных классов. 3. Провести анализ по остальным 6 критериям наличия в общеобразовательной организации условий для проведения коррекционной работы в разрезе субъектов Российской Федерации не представляется возможным из-за отсутствия необходимой информации в открытых источниках в сети Интернет.