Экспертно-аналитические материалы

Анализ изменений в системе профессионального образования в соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»

29 декабря 2012 г. в Российской Федерации принят Федеральный закон № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон).

01.04.2015

29 декабря 2012 г. в Российской Федерации принят Федеральный закон № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон). Федеральный закон установил новые правовые условия функционирования системы образования в современный период. При разработке Федерального закона в приоритетном порядке учитывались требования общепризнанных принципов и норм международного права.

Отметим, что Федеральный закон на стадии законопроекта прошёл широкомасштабное беспрецедентное обсуждение. С его принятием система образования в Российской Федерации претерпела ряд кардинальных изменений, направленных на совершенствование и обеспечение прогрессивных тенденций внутри страны и интеграции в международное образовательное пространство.

Федеральный закон значительно расширяет образовательные возможности граждан на разных уровнях системы образования и направлен на удовлетворение индивидуальных потребностей каждого в получении образования, в том числе посредством предоставления права на обучение по индивидуальным учебным планам, на одновременное освоение нескольких образовательных программ, в том числе в различных образовательных организациях. Расширяются возможности выбора образовательных организаций, факультативных и элективных учебных предметов и курсов.

Обучающимся предоставлена возможность выбора различных учебных курсов в самой образовательной организации или вне ее – в рамках использования модульных технологий обучения; дистанционных образовательных технологий и электронного обучения и сетевого взаимодействия образовательных организаций.

В данном анализе предлагается рассмотреть изменения в области профессионального образования, в частности, новеллы Федерального закона относительно федеральных государственных образовательных стандартов (далее - ФГОС), структуры профессионального образования, типологии образовательных организаций, видов образовательных программ, итоговой аттестации и другое.

Анализ и характеристика функций и структуры федеральных государственных образовательных стандартов

Начнем с того, что Федеральный закон изменил понятие ФГОС. В Законе об образовании под ФГОС понималось совокупность требований, обязательных при реализации основных образовательных программ начального общего, основного общего, среднего (полного) общего, начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования образовательными учреждениями, имеющими государственную аккредитацию.

Федеральный закон определяет ФГОС, как совокупность обязательных требований к образованию определенного уровня и (или) к профессии, специальности и направлению подготовки, утвержденных федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования.

Федеральным законом чётко установлено, что ФГОС устанавливаются сроки получения общего образования и профессионального образования с учетом различных форм обучения, образовательных технологий и особенностей отдельных категорий обучающихся.

Кроме того, на основании статьи 13 Федерального закона соответствующим ФГОС устанавливается количество зачетных единиц по основной профессиональной образовательной программе по конкретным профессиям, специальностям или направлениям подготовки. Количество зачетных единиц по дополнительной профессиональной программе устанавливается организацией, осуществляющей образовательную деятельность.

Ранее было установлено, что во всех имеющих государственную аккредитацию образовательных учреждениях, за исключением дошкольных, изучение русского языка как государственного языка Российской Федерации регламентируется федеральными государственными образовательными стандартами. Но эти положения не касались родного языка из числа языков народов Российской Федерации.

Теперь в соответствии с Федеральным законом преподавание и изучение родного языка из числа языков народов Российской Федерации и государственного языка в рамках имеющих государственную аккредитацию образовательных программ осуществляются в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, образовательными стандартами.

Реализация указанных прав обеспечивается созданием необходимого числа соответствующих образовательных организаций, классов, групп, а также условий для их функционирования.

Также следует отметить изменения, касающиеся обучающихся с ограниченными возможностями. Так, ранее Законом об образовании устанавливалось, что при реализации основных образовательных программ для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья могут быть установлены специальные федеральные государственные образовательные стандарты.

В настоящее же время Федеральный закон определил, что в целях обеспечения реализации права на образование обучающихся с ограниченными возможностями здоровья устанавливаются федеральные государственные образовательные стандарты образования указанных лиц или включаются в федеральные государственные образовательные стандарты специальные требования.

Важнейшим институтом в системе образования стала сетевая форма реализации образовательных программ, которая будет определена во ФГОС (статья 17 Федерального закона устанавливает, что формы получения образования и формы обучения по основной образовательной программе по каждому уровню образования, профессии, специальности и направлению подготовки определяются соответствующими федеральными государственными образовательными стандартами).

Сетевая форма реализации образовательных программ обеспечивает возможность освоения обучающимся образовательной программы с использованием ресурсов нескольких организаций, осуществляющих образовательную деятельность, в том числе иностранных, а также при необходимости с использованием ресурсов иных организаций. В реализации образовательных программ с использованием сетевой формы наряду с организациями, осуществляющими образовательную деятельность, также могут участвовать научные организации, медицинские организации, организации культуры, физкультурно-спортивные и иные организации, обладающие ресурсами, необходимыми для осуществления обучения, проведения учебной и производственной практики и осуществления иных видов учебной деятельности, предусмотренных соответствующей образовательной программой.

Анализ изменений в структуре системы профессионального образования, системы образовательных программ и типологии образовательных организаций

Федеральным законом модернизована система образовательных программ с целью обеспечения их преемственности, соответствия современным тенденциям развития общества и государства, экономической и социальной сферы.

Вводятся виды образования, изменяются уровни образования и классификация образовательных программ.

На основании Федерального закона образование подразделяется на следующие виды: общее образование, профессиональное образование, дополнительное образование и профессиональное обучение. Дополнительное образование также подразделяется на подвиды, такие как дополнительное образование детей и взрослых и дополнительное профессиональное образование.

Общее образование и профессиональное образование реализуются по уровням образования. К общему образованию отнесено дошкольное образование в качестве «первого» уровня образования. Это обусловливает принятие федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (взамен действующих федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования и условиям ее реализации).

Из числа уровней профессионального образования – исключено начальное профессиональное образование.

В условиях развития производства, внедрения новых наукоемких технологий уровень начального профессионального образования зачастую является недостаточным. В связи с этим предлагается осуществлять подготовку по части профессий, которые в настоящее время требуют начального профессионального образования, в рамках системы среднего профессионального образования, что позволит обеспечить непрерывность профессионального образования. В этих целях вводится «первый» уровень среднего профессионального образования – подготовка квалифицированных рабочих.

Следует также отметить, что законодательство в сфере среднего профессионального образования приводится в соответствие с Конституцией Российской Федерации - среднее профессиональное образование станет общедоступным, что будет способствовать повышению привлекательности для молодёжи и росту заинтересованности граждан в его получении.

Структурно и содержательно начальное профессиональное образование входит в систему среднего профессионального образования.

Новым уровнем профессионального образования является «третий» уровень высшего образования – подготовка кадров высшей квалификации (в настоящее время это послевузовское профессиональное образование – аспирантура, адъюнктура, ассистентура-стажировка и ординатура). Для этого уровня также будут разработаны федеральные государственные образовательные стандарты.

Такая структура профессионального образования будет максимально соответствовать потребностям современной экономики, международной интеграции и мобильности.

Так классификация образовательных программ изменяется на основные и дополнительные образовательные программы. В законе Российской Федерации от 10 июля 1992 г. № 3266-1 «Об образовании» (далее – Закон об образовании) образовательные программы делились в основном на общеобразовательные, профессиональные и программы профессиональной подготовки.

Основные образовательные программы реализуются по уровням общего и профессионального образования и по профессиональному обучению, а дополнительные образовательные программы - по дополнительному образованию.

Реализация основных профессиональных образовательных программ включает проведение обязательной учебной, производственной и (или) преддипломной практики обучающихся. Учебная, производственная и преддипломная практики, предусмотренные образовательной программой, организуются организациями, осуществляющими образовательную деятельность, на основе договоров с организациями, осуществляющими деятельность по профилю соответствующей образовательной программы.

Указанные изменения повлекли за собой и пересмотр типологии образовательных организаций.

Тип образовательной организации определяется не произвольно, а исходя из образовательных программ, реализация которых является основной целью их деятельности.

Так, например, в соответствии с Федеральным законом общеобразовательная организация – это образовательная организация, осуществляющая в качестве основной цели ее деятельности образовательную деятельность по образовательным программам начального общего, основного общего и (или) среднего общего образования. При этом она наделена правом реализовывать образовательные программы дошкольного образования, дополнительные общеобразовательные программы, программы профессионального обучения.

Одновременно с введением новой типологии упраздняется деление образовательных организаций в рамках одного типа на виды.

Важно отметить, что с принятием Федерльного закона процедура подтверждения (установления) государственного статуса образовательного учреждения более проводиться не будет. Предметом государственной аккредитации останется исключительно подтверждение соответствия подготовки обучающихся федеральным государственным образовательным стандартам.

Виды образовательных программ среднего профессионального образования

В статье 12 Федерального закона подробно регулируются вопросы, связанные с образовательными программами, в частности представлена не только классификация образовательных программ, но и регулируются вопросы разработки образовательными организациями образовательных программ.

Ранее к основным профессиональным программам были отнесены программы начального и среднего профессионального образования.

Федеральный закон относит к программам среднего профессионального образования программы подготовки квалифицированных рабочих или служащих и специалистов среднего звена по всем основным направлениям общественно полезной деятельности в соответствии с потребностями общества и государства, а также удовлетворение потребностей личности в углублении и расширении образования.

Федеральным законом закрепляется ряд важных положений, обеспечивающих интеграцию научно-практического и профессионального образования.

Анализ и характеристика требований к реализации образовательных программ профессионального образования

В Законе об образовании основные положения о деятельности образовательных организаций регулировались типовыми положениями об образовательных учреждениях соответствующего типа и вида, являвшимися примерными для негосударственных образовательных организаций и обязательными для государственных и муниципальных образовательных организаций.

Типовые положения являлись основой для разработки уставов государственных и муниципальных образовательных организаций. Также типовыми положениями частично и в некоторых случаях регулировались Нормативные сроки освоения основных образовательных программ в государственных и муниципальных образовательных организациях, общие требования к приему граждан, а также правила приёма не урегулированные федеральным законодательством в области образования. Кроме того, Типовые положения содержали вопросы относительно осуществления образовательного процесса, подбора и расстановки кадров, научной, финансовой, хозяйственной и иной деятельности, формирования контингента обучающихся, воспитанников, учебной нагрузки педагогических работников государственных и муниципальных образовательных организаций.

С принятием Федерального закона Типовые положения теряют актуальность и на их место приходят Порядки организации и осуществления образовательной деятельности по соответствующим образовательным программам различного уровня и (или) направленности или по соответствующему виду образования, принимаемые Минобрнауки России, если иное не установлено Федеральным законом.

Важно, что указанные Порядки обязательны для применения всеми образовательными организациями, в отличие от Типовых положений, носящих рекомендательный характер для частных образовательных организаций.

Порядки будут содержать и регулировать отношения, связанные с формой получения образования, содержанием образования, разработкой и утверждением и структурой образовательных программ, образовательными технологиями, используемыми в образовательном процессе, принципами представления содержания образовательной программы и построением учебных планов, практикой, языком обучения и другие положения, регламентирующие образовательный процесс.

В настоящий момент Минобрнауки России приняты Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам среднего профессионального образования, утверждённый приказом Минобрнауки России от 14 июня 2013 г. № 464 (Зарегистрировано в Минюсте России 30 июля 2013 г. № 29200) и Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным программам профессионального обучения, утверждённый приказом Минобрнауки России от 18 апреля 2013 г. № 292 (Зарегистрировано в Минюсте России 15 мая 2013 г. № 28395).

Анализ и характеристика изменений относительно аттестации обучающихся и выпускников образовательных организаций

Законом об образовании (статья 15) были урегулированы вопросы итоговой аттестации обучающихся, в том числе возможность установления иных форм итоговой аттестации кроме единого государственного экзамена (далее – ЕГЭ) для обучающихся, освоивших образовательные программы среднего (полного) общего образования в специальных учебно-воспитательных учреждениях закрытого типа для детей и подростков с девиантным (общественно опасным) поведением, а также в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы, или для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, а также для лиц, изучавших родной язык и родную литературу (национальную литературу на родном языке) при получении основного общего образования и среднего (полного) общего образования и выбравших экзамен по родному языку и родной литературе для прохождения государственной (итоговой) аттестации.

В новом Федеральном законе предусматривается аналогичное установление иных форм проведения государственной итоговой аттестации.

Порядок проведения государственной (итоговой) аттестации в любых формах, в том числе порядок подачи и рассмотрения апелляций, форма и порядок выдачи свидетельства о результатах единого государственного экзамена определялись Минобрнауки России.

Аналогичные положения закрепляются в Федеральном законе, вместе с тем Минобрнауки России будет определены не только формы государственной итоговой аттестации, порядок её проведения, но и требования к использованию средств обучения и воспитания, средств связи при проведении государственной итоговой аттестации, требования, предъявляемые к лицам, привлекаемым к проведению государственной итоговой аттестации, порядок подачи и рассмотрения апелляций, изменения и (или) аннулирования результатов государственной итоговой аттестации.

Определен также порядок создания государственных экзаменационных комиссий для проведения государственной итоговой аттестации.

Как и в Законе об образовании, так и в Федеральном законе к компетенции образовательной организации отнесено осуществление текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся, установление их форм, периодичности и порядка проведения.

Однако новый Федеральный закон вводит отдельной статьёй 58 регулирование вопросов промежуточной аттестации обучающихся, чего ранее не было.

Подход к организации промежуточной аттестации не изменился и Федеральный закон устанавливает, что освоение образовательной программы (за исключением образовательной программы дошкольного образования), в том числе отдельной части или всего объема учебного предмета, курса, дисциплины (модуля) образовательной программы, сопровождается промежуточной аттестацией обучающихся, проводимой в формах, определенных учебным планом, и в порядке, установленном образовательной организацией.

Однако Федеральный закон более подробно регламентирует затрагиваемые вопросы нежели Закон об образовании, а именно, регулирует отношения возникающие при появлении академической задолженности, в частности бесплатность проведения повторной промежуточной аттестации в случае появления указанной задолженности, а также последствия не сдачи задолженности, вплоть до отчисления обучающегося из образовательной организации.

Федеральный закон также определяет, что к проведению государственной итоговой аттестации по основным профессиональным образовательным программам привлекаются представители работодателей или их объединений.

Анализ и характеристика особенностей государственной регламентации и независимой оценки качества профессионального образования

Что касается независимой оценки качества образования, то её регламентация значительно расширена с принятием Федерального закона. Так ранее в Законе образовании в статье 33.2 было установлено, что образовательные учреждения, научные организации могут получать общественную (общественно-профессиональную) аккредитацию в российских, иностранных и международных образовательных, научных, общественных и иных организациях. Такая аккредитация не влечет за собой дополнительные финансовые обязательства государства. Сведения о результатах общественной (общественно-профессиональной) аккредитации образовательного учреждения или научной организации рассматриваются при проведении аккредитационной экспертизы при государственной аккредитации.

Федеральный закон, конечно же, сохраняет основные принципы внешней оценки образования при этом даёт более широкую регламентацию указанным процессам.

Так, независимая оценка качества образования осуществляется в отношении организаций, осуществляющих образовательную деятельность, и реализуемых ими образовательных программ в целях определения соответствия предоставляемого образования потребностям физического лица и юридического лица, в интересах которых осуществляется образовательная деятельность, оказания им содействия в выборе организации, осуществляющей образовательную деятельность, и образовательной программы, повышения конкурентоспособности организаций, осуществляющих образовательную деятельность, и реализуемых ими образовательных программ на российском и международном рынках.

Организация, осуществляющая оценку качества, самостоятельно устанавливает виды образования, группы организаций, осуществляющих образовательную деятельность, и реализуемых ими образовательных программ, в отношении которых она проводит независимую оценку качества образования, а также условия, формы и методы проведения независимой оценки и порядок ее оплаты. Независимая оценка качества образования также может осуществляться в рамках международных сопоставительных исследований в сфере образования.

Федеральным законом урегулированы также вопросы общественной аккредитации организаций, осуществляющих образовательную деятельность и профессионально-общественной аккредитации образовательных программ.

Не маловажна тенденция прогрессивности института профессионально-общественной аккредитации, ориентированной на инновационные достижения различных отраслей экономики страны, а также на интересы работодателей, предъявляющих высокие требования к уровню подготовки выпускников, как к будущим работникам в той или иной сфере деятельности.

Принцип внешней оценки позволяет объективно рассматривать качество профессиональных достижений образовательной организации, как на уровне реализации образовательных программ, так и на уровне научных исследований по результатам независимой экспертизы. При этом критерии, требования и методы оценки устанавливаются самостоятельно организацией, проводящей профессионально-общественную аккредитацию.

Важно отметить, что результаты профессионально-общественной аккредитации могут быть конфиденциальны не публиковаться и не доводиться до сведения общественности, в частности если они отрицательные.

Общественная аккредитация – это признание уровня деятельности организации, осуществляющей образовательную деятельность, соответствующим критериям и требованиям российских, иностранных и международных организаций. Порядок проведения общественной аккредитации, формы и методы оценки при ее проведении, а также права, предоставляемые аккредитованной организации, осуществляющей образовательную деятельность, устанавливаются общественной организацией, которая проводит общественную аккредитацию.

Субъектами общественной аккредитации могут быть различные российские, иностранные и международные организации.

Аккредитацию профессиональных образовательных программ могут проводить работодатели, их объединения, а также уполномоченные ими организации.

Профессионально-общественной аккредитацией профессиональных образовательных программ является признание качества и уровня подготовки выпускников, освоивших такую образовательную программу в конкретной организации, осуществляющей образовательную деятельность, отвечающими требованиям профессиональных стандартов, требованиям рынка труда к специалистам, рабочим и служащим соответствующего профиля.

На основе результатов профессионально-общественной аккредитации профессиональных образовательных программ могут формироваться рейтинги. Законодательное закрепление возможности рейтингования позволит более широко развиваться конкурентной среде в области высшего образования, а также выступать в качестве показателя для принятия решения гражданами при выборе образовательной организации для получения образования желаемого уровня и направленности.

Порядок профессионально-общественной аккредитации профессиональных образовательных программ, формы и методы оценки устанавливаются субъектом, проводящим аккредитацию.

Предусмотренные Федеральным законом положения относительно реализации профессионально-общественной аккредитации на добровольной основе позволяют организациям, проводящим такую аккредитацию самостоятельно, прогрессивно и с учётом инновационных требований мировой экономики организовывать процедуру профессионально-общественной аккредитации, а также формировать предъявляемые к образовательным организациям требования, критерии оценки и методы исследований, что непосредственно повышает качество оказываемых образовательных услуг.

В работе результаты Государственного контракта по проекту «Разработка и апробация методических подходов для модернизации системы федеральных государственных образовательных стандартов среднего профессионального образования в условиях изменения законодательства», АНО «СТАСУС»

АНО «СТАТУС», Смирнова М.В., е-мейл: puwikkk@yandex.ru