Экспертно-аналитические материалы

Анализ опыта работы стажировочных площадок в рамках ФЦПРО по социализации выпускников организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

Проблема постинтернатного сопровождения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и их адаптация к самостоятельной жизни остается на данный момент актуальной социальной проблемой для решения которой необходимо взаимодействие различных социальных организаций и административных структур.

02.09.2014

Проблема постинтернатного сопровождения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и их адаптация к самостоятельной жизни остается на данный момент актуальной социальной проблемой для решения которой необходимо взаимодействие различных социальных организаций и административных структур.

В ряде регионов Российской Федерации накоплен позитивный опыт обеспечения успешной социализации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей на основе межведомственного взаимодействия образовательных организаций с органами государственной и муниципальной власти, общественными организациями и другими институтами гражданского общества. Для оказания помощи и поддержки выпускникам выстраивается пространство межведомственного взаимодействия с заинтересованными социальными партнёрами.

Проведенный анализ опыта работы стажировочных площадок в 2011-2013 годах основывается на систематизации и обобщении информации, расположенной на официальных сайтах стажировочных площадок из перечня субъектов Российской Федерации, утвержденных Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации №2184 от 04.08.2011. Также были проанализированы публичные отчеты данных стажировочных площадок и материалы, полученные посредством специализированных запросов в адрес органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, на которых возложены полномочия по опеке и попечительству.

Анализ материалов позволил выделить следующие сведения о региональных стажировочных площадках: результаты деятельности, данные о кадровом и информационном обеспечении, о разработке и распространению успешных моделей социализации, о проводимых мероприятиях по повышению квалификации специалистов, а также об уровне взаимодействия стажировочных площадок с различными организациями.

Особого внимания заслуживает инновационная модель, разработанная на базе Автономного образовательного учреждения начального профессионального образования Республики Алтай «Профессиональное училище № 84». Целью разработанной модели является обеспечение успешной социализации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в том числе их постинтернатной адаптации на основе межведомственного взаимодействия образовательных организаций с органами государственной и муниципальной власти, общественными организациями и другими институтами гражданского общества.

В целях распространения опыта инновационной деятельности по обеспечению эффективных подходов профилактики социального сиротства и социализации детей, оставшихся без попечения родителей в ряде регионов было организовано повышение квалификации специалистов в сфере профилактики социального сиротства, подготовки кандидатов в замещающие родители и сопровождения замещающих семей.

Так, в августе 2011 года во Владимирской области стартовал проект Федеральной целевой программы развития образования на 2011-2015 гг. по направлению «Распространение на всей территории Российской Федерации современных моделей успешной социализации детей». В рамках проекта на базе Владимирского института повышения квалификации работников образования в ноябре-декабре 2011 года прошли специализированную подготовку 670 специалистов по программе «Позитивная социализация несовершеннолетних, в том числе детей-сирот в условиях замещающей заботы». Основными организационными формами обучения являлись лекции и практические занятия, проводимые в форме семинаров-практикумов, интерактивных обучающих семинаров, проектировочных семинаров, тренингов, деловых и ролевых игр, мастер-классов, групповой работы, дискуссий, моделирования различных форм воспитательной деятельности.

Следует отметить, что в регионах также накоплен положительный опыт подготовки кандидатов в замещающие родители и сопровождения замещающих семей. Так, во Владимирской области на основании договоров с 19 муниципальными образованиями проводится обучение кандидатов в усыновители и приемные родители в соответствии с региональной программой «Школа приемного родителя». В двух районах области обучаются кандидаты в опекуны, в 13 территориях организованы клубы приемных родителей.

В соответствии с постановлением Губернатора области от 26.12.2008 № 943 «О мерах по обеспечению устойчивого развития экономики и социальной сферы Владимирской области в период мирового финансового кризиса» формируются службы сопровождения семейных форм устройства детей - сирот на базе Суздальского №3, Муромского №2, Лакинского, Камешковского детских домов, создаются службы сопровождения и центры постинтернатной адаптации в Муромском № 1, Карабановском, Покровском, Мстерском, Кольчугинском, Ляховском, Собинском  детских домах. С 2009 года осуществляет свою деятельность филиал ОГУ «Центр усыновления и опеки» в пос. Красная Горбатка Селивановского района «Служба сопровождения замещающих семей». Деятельность Службы направлена на охрану и защиту прав воспитанников замещающих семей, проживающих в Гороховецком, Меленковском и Селивановском районах, в которых воспитывается 12% детей (116чел.) от общего количества всех приемных детей области (967чел.). 

Опыт реализации представленных проектов дает возможность отметить, что в регионах накоплен большой опыт организации деятельности стажировочных площадок по повышению квалификации специалистов в сфере профилактики социального сиротства, подготовки кандидатов в замещающие родители и сопровождения замещающих семей и сформировалось перспективное видение решения этих проблем. Комплекс мер, направленных на обеспечение успешной социальной адаптации выпускников детских домов и интернатов успешно реализуется стажировочными и базовыми площадками субъектов Российской Федерации.

Главным средством в обеспечении успешной социализации детей-сирот является межведомственное взаимодействия детского дома с органами государственной и муниципальной власти, общественными организациями и другими институтами гражданского сообщества с использованием технологии кураторства и технологии составления и реализации индивидуального плана воспитанника и выпускника.

Успешным примером реализации инновационных подходов в организации процесса социальной адаптации и сопровождения выпускников является деятельность опыта стажировочной площадки на базе ГОУ «Школа - интернат №5 для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» с. п. Нартан Министерства образования и науки Кабардино-Балкарской республики. Деятельность образовательной организации, на базе которой работает стажировочная площадка, реализуется по следующим направлениям: психолого-педагогическое, кадровое, управленческое, начальное профессиональное образование, информационное.

На базе стажировочной площадки по направлению «Модель социальной адаптации воспитанников учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» ФЦПРО на 2011-2015 годы работают 2 доктора наук, 21 кандидат наук, 57 педагогов первой и высшей квалификационной категории. Стажировочная площадка реализует сетевую форму организации образования, сотрудничая с ведущими образовательными организациями Кабардино-Балкарской республики и ведущими университетами Российской Федерации. Образовательный процесс и процесс организации жизнедеятельности воспитанников обеспечивает высокопрофессиональный педагогический коллектив, среди которых представлены заслуженные работники народного образования Кабардино-Балкарской республики, почетные работники общего образования Российской Федерации, победители конкурса «Лучший учитель» в рамках национального проекта «Образование», учителя высшей квалификационной категорию (более 40 % педагогического коллектива), первой (более 20% педагогического коллектива) и второй категорий (около 15%).

Результатом деятельности ГОУ «Школа - интернат №5 для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» с.п. Нартан стало присуждение премии им. А. А. Католикова – самой высокой награды среди школ-интернатов Российской Федерации. Деятельность образовательной организации также отмечена победами в региональных и Всероссийских смотрах-конкурсах, конкурсах детского творчества, получением грантов и субсидий для трансляции успешного опыта социализации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Таким образом, анализ опыта работы стажировочных площадок 2011-2013 годах показывает, что приоритетными направлениями деятельности стажировочных площадок являются: разработка механизмов осуществления координации между различными органами государственной и муниципальной власти, общественных организаций для обеспечения социализации выпускников образовательных организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без опеки родителей, обеспечение повышения квалификации для специалистов, работающих с выпускниками и осуществляющих профилактику социального сиротства, а также постинтернатное сопровождение выпускников данных образовательных организаций.

Как показывает анализ работы стажировочных площадок, основное внимание для реализации поставленных задач руководством стажировочных площадок уделялось психолого-педагогическому, кадровому, управленческому и информационному обеспечению процесса социализации и социальной адаптации.

Результаты анализа позволяют сделать вывод, что стажировочными площадками накоплен инновационный опыт по обеспечению социализации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, который нуждается в дальнейшей трансляции среди организаций, осуществляющих социализацию выпускников. Модели организации работы по социализации выпускников, разработанные стажировочными площадками, отражают различные аспекты процесса социализации с учетом социально-экономической динамики и условий жизнедеятельности конкретного региона Российской Федерации. Большинство стажировочных площадок продолжают активную работу по доработке уже созданных моделей, разработке новых форм повышения квалификации специалистов, созданию новых форм и механизмов по обеспечению взаимодействия различных органов государственной и муниципальной власти для комплексного решения проблемы социальной адаптации выпускников.