Экспертно-аналитические материалы

Анализ сведений о подходах к вопросам адаптации, закрепления и профессионального развития молодых педагогов

Продолжаем серию статей, посвященных исследованию «лучших практик» организации и проведения мероприятий по адаптации, закреплению и профессиональному развитию молодых педагогов

10.03.2015

Продолжаем серию статей, посвященных исследованию «лучших практик» организации и проведения мероприятий по адаптации, закреплению и профессиональному развитию молодых педагогов (выполняемое в рамках проекта «Создание эффективных условий, для распространения моделей государственного-общественного управления образованием для успешной адаптации, закрепления и профессионального развития молодых педагогов в субъектах Российской Федерации и разработка механизмов их возможного распространения на всей территории Российской Федерации» компанией ООО «МИК»).

В данной статье проведен анализ сведений о подходах к вопросам адаптации, закрепления и профессионального развития молодых педагогов  в различных субъектах Российской Федерации.

Практическая реализация работы по адаптации, закреплению молодых специалистов, созданию условий для их профессионального роста, используемых в рамках образовательных организаций включает в себя формирование системы поощрения выпускников педагогических вузов для продолжения работы в школе, кооперирование педагогических вузов с профессиональной средой (школой), реализация совместных программ сотрудничества, а также комплекс мер, направленных на повышение популярности учительской профессии.

По последнему направлению, в частности, в Пермском крае проводится  межрегиональный конкурс «Учитель, которого ждут» среди студентов педагогических колледжей и училищ, молодежный форум «Карьера в Прикамье, Ярмарка вакансий для студенческой молодежи с участием Службы занятости населения и работодателей компаний города Перми. Традиционным стало проведение Дней карьеры в педагогических образовательных организаций, в рамках которых для студентов выпускных курсов проводятся семинары-тренинги по эффективным способам трудоустройства, профессиональному целеполаганию и самопрезентации, консультации по правовым вопросам трудоустройства и встречи с выпускниками.

В Приморском крае проходят ежегодные заседания комиссий по распределению выпускников филиала ФГАОУ ВПО «Дальневосточный федеральный университет» в г. Уссурийске и КГА ПОУ «Спасский педагогический колледж» в государственные и муниципальные образовательные организации Приморского края. За последние три года в образовательные организации края пришли 490 молодых специалистов, из них в 2014 году – 178 человек. Наблюдается тенденция к увеличению числа выпускников педагогических специальностей, участвующих в распределении.

В Республике Калмыкия функционирует клуб молодых педагогов «Постижение». В клубе состоят молодые педагоги (учителя и воспитатели) республики, педагогический стаж которых не превышает 3 лет. Методическое сопровождение деятельности клуба обеспечивает КРИПКРО. В состав клуба входят 14 муниципальных творческих лабораторий молодых педагогов. Ежегодно ряды клуба пополняются новыми членами активной молодежи: выпускниками КГУ, Элистинского педагогического колледжа им. Х.Б. Канукова.

В Тульской области в Федеральной государственной бюджетной образовательной организации высшего профессионального образования «Тульский государственный педагогический университет им. Л.Н.Толстого» на протяжении многих лет осуществляется программа по организации стажировки молодых специалистов. Программа стажировки включает в себя сбор и анализ данных о распределении в образовательных организациях области выпускников вуза, закреплении за стажерами наставников, анализ стажерских листов молодых специалистов и анкет работодателей.

В Ханты-Мансийском автономном округе-Югра с целью популяризации профессии учителя ГОУ ВПО ХМАО-Югры «Сургутский государственный педагогический университет» реализуется проект «Вернись в родную школу педагогом». В рамках реализации проекта в течение двух лет ведется системная работа по привлечению в педагогический университет старшеклассников, которые хотели бы стать педагогами. Целью проекта является повышение имиджа профессии «Учитель» среди абитуриентов, профессиональная ориентация абитуриентов на профессию учитель. Партнерами Университета выступают: городской межшкольный учебный комбинат и информационно-методический центр департамента образования Администрации г. Сургута,  Департамент образования Сургутского района. Также в рамках соглашений в  2014 году доля целевых мест по направлению подготовки  «Образование и педагогика» увеличена до 60% от контрольных цифр приема граждан на обучение за счет бюджета автономного округа. Контрольные цифры приема по направлению подготовки «Образование и педагогика» в 2014 году утверждены в объеме 735 (в колледжи – 470, в вузы – 265). В результате, конкурс на педагогические специальности в вузы Югры составил 4 человека на место, в колледжи Югры около 2,5 человек на место (по специальностям: «дошкольное образование», «преподавание в начальных классах»).

В Ленинградской области действует Академия педагогического наставничества как общественно-педагогической организации на базе ГАОУ ДПО «Ленинградский областной институт развития образования». В рамках деятельности Академии педагогического наставничества разработано Положение о педагогическом звании «Педагог-наставник», «Педагог-исследователь»; сформирован банк данных молодых специалистов- предметников; организовано дистанционное сопровождение профессионального роста педагогов и наставничество на уровне муниципальных образований, проводится конкурс молодых специалистов «Педагогические надежды». В конкурсных мероприятиях принимают участие педагоги со стажем работы не более трех лет из всех муниципальных районов Ленинградской области. Сформированная система по поддержке молодых специалистов способствует привлечению молодых специалистов из других регионов: г.г. Москвы, Томска, Костромы, Новгорода, Пскова, Боровичи и др.

Необходимо подчеркнуть значение использования дифференцированных подходов при формировании учебной нагрузки для учителей с выделением дополнительного времени для подготовки молодых учителей к занятиям, а также времени для наставнической работы для их кураторов и наставников.

Дифференцированные подходы к формированию учебной нагрузки с учетом наставнической работы и дополнительного времени для подготовки к занятиям для молодых педагогов начинает внедряться в регионах. Особенно это касается тех школ, которые испытывают потребность в обновлении кадров. Данные предложения звучат от руководства региональных органов управления образованием, в частности, в Липецкой области, республиках Дагестан, Северная Осетия, и Ингушетия работа наставников дополнительно оплачивается (в Липецкой области - за счет стимулирующих выплат конкретной образовательной организации, в Волгоградской области - работа по наставничеству включается в педагогическую нагрузку учителя или дополнительно оплачивается).

В Чеченской Республике привлекаются на работу в качестве наставников педагоги-пенсионеры.

Проведенный анализ результатов исследования в рамках проекта показал, что в 58 субъектах Российской Федерации реализуются адресные образовательные программы для молодых педагогов на базе институтов повышения квалификации работников образования и институтов развития образования, проводятся курсы повышения квалификации молодых учителей в форме стажировок. Зачастую они проходят в рамках профессиональных конкурсов, мастер-классов, региональных форумов.

Популяризация педагогической профессии приобретает особую актуальность в условиях повышения требований к работе учителя. В рамках конкурсов профессионального мастерства должны ставится и решаться не только соревновательные задачи, но и задачи по обмену опытом, анализ сложных педагогических ситуаций, а также изучение передового опыта.

В частности, в 2012 году в Калининградской области прошла летняя тематическая лагерная смена для молодых учителей. В Курганской области в рамках ежегодного фестиваля педагогического мастерства введена номинация «Педагогический дуэт» (молодой педагог и учитель – наставник).

В Ямало-Ненецком АО разработана региональная программа «Педагогические кадры Ямала на 2012-2015 годы», предусматривающая в том числе открытие на базе образовательных организаций профильных педагогических классов.

В Орловской области при поддержке БОУ ОО СПО «Болховский педагогический колледж» проводится Форум молодых педагогов, направленный на популяризацию педагогической профессии. Фестиваль методических идей молодых педагогов прошел в 2013 году в Самарской области.

Анализируя данные по объему финансирования мероприятий, направленных на практическую реализацию программ по закреплению и адаптации молодых педагогов, создания условий для их профессионального роста, в разрезе федеральных округов, можно сказать, что наибольшее количество средств, направленных на финансирование мероприятий в разрезе федеральных округов выделяется в Сибирском федеральном округе (1163154 тыс. рублей), что напрямую связано с финансовыми возможностями региональных бюджетов и острой потребностью регионов в молодых специалистах. Наименьшее количество средств, выделяемых на финансирование мероприятий по закреплению и адаптации молодых педагогов, созданию условий для их профессионального роста отмечается в Северо-Кавказском федеральном округе (4447 тыс. рублей), что связано с относительной обеспеченностью школ специалистами, а также дотационностью местных бюджетов.

Согласно анализу поступившей от регионов информации, наибольшее количество средств, направленных на проведение мероприятий по адаптации, закреплению и профессиональному развитию молодых педагогов выделяется в Алтайском крае (более 400000 тыс. рублей), в Ямало-Ненецком автономном округе (более 300000 тыс. рублей), а также в Хабаровском крае и Республике Хакасия (более 100000 тыс. рублей).

На рисунке 1 представлены обобщенные сведения по количеству проведенных мероприятий в среднем в разрезе федеральных округов.

Рисунок 1— Количество проведенных мероприятий в среднем в разрезе федеральных округов

Обращает внимание тот факт, что наибольшее количество мероприятий по адаптации, закреплению и профессиональному развитию молодых педагогов проводится в Центральном, Сибирском, Северо-Западном федеральных округах.

Необходимо отметить относительно низкое количество мероприятий по созданию условий адаптации молодых педагогов по сравнению с другими мероприятиями для молодых педагогов, что свидетельствует о том, что приоритетными задачами для российской системы образования остается закрепление педагогов и создание условий для их профессионального роста, по сравнению с проведением мероприятий, направленных на создание условий для адаптации молодых педагогов.

Анализ информации проводился также по методическому сопровождению процесса адаптации и закрепления молодых специалистов, включая методические рекомендации, методики сопровождения, технологии организации работы по адаптации молодых специалистов в школе.

Работа по методическому сопровождению процесса адаптации и закрепления молодых специалистов включает в себя:

программы профессиональной адаптации и сопровождения молодых педагогов, разработанных организациями при региональном содействии и координации,

разработанные методические рекомендации, сборники, справочно-информационные материалы для оказания помощи в профессиональной адаптации молодых педагогов, утвержденных на региональном уровне,

проведение совещаний-семинаров, направленных на адаптацию молодых педагогов, проведенных на региональном уровне,

создание условий для создания эффективных форм объединений молодых педагогов (ассоциации, советы и пр.).

Из анализа полученных данных следует, что наиболее распространенными формами методического сопровождения процесса адаптации и закрепления молодых специалистов является разработка методических рекомендаций, сборников, справочно-информационных материалов для оказания помощи в профессиональной адаптации молодых педагогов, утвержденных на региональном уровне, а также проведение совещаний-семинаров, направленных на адаптацию молодых педагогов, проведенных.

В частности, во Владимирской области изданы методические рекомендации «Технология успешной профессиональной адаптации молодого учителя», издана монография «Психолого-педагогические факторы успешности профессиональной адаптации молодого учителя».

В Санкт-Петербурге издан ряд методических рекомендаций для директоров образовательных организаций по адаптации молодых специалистов в школе (Сборник «Научно-педагогические школы», Монография «Ориентиры профессиональной деятельности учителя современной школы» и т.д.).

В Ростовской области в рамках реализации целевых программ ГБОУ ДПО РО РИПКиППРО «Научно-методическая поддержка молодого учителя по освоению профессионального стандарта «Педагог» в рамках реализации «Комплексной программы повышения профессионального уровня педагогических работников общеобразовательных организаций» на 2014-2015гг. и «Наша новая начальная школа» были подготовлены и изданы: монография «Субъективные факторы эффективного освоения педагогами образовательных технологий в процессе повышения квалификации» (авторы Гульчевская В.Г., Алимова Е.Е.), 2011г.; методические рекомендации «Организационно-методические основы реализации инновационной модели региональной системы повышения квалификации» (Королева Л.Н., Алимова Е.Е., Гончарова В.В.), 2012г.; методическое пособие «Комплексный подход к оценке достижений планируемых результатов начального общего образования» (Пожидаева Т.Ф., Сухаревская Е.Ю), 2012г.; сборник «Инновационные модели образовательных систем, обеспечивающих современное качество образования», 2012г.; учебное пособие «Персонал-технологии как средство повышения качества профессиональной педагогической деятельности». (Хлебунова С.Ф., Щербакова Т.Н.), 2013г.

Важное место в процессе методического сопровождения процесса адаптации и закрепления молодых специалистов занимает создание условий для профессиональной кооперации молодых специалистов путем содействия формированию профессиональных объединений молодых учителей, обмена опытом, участия в региональных и федеральных конкурсах, конференциях, форумах в регионах России.

В частности, в Архангельской области сформирована и развивается система областных конкурсов профессионального мастерства: «Учитель года», «Воспитать человека», «Педагогический дебют» и другие. В работе по поддержке и методическому сопровождению молодых педагогов используются такие формы как «Педагогическая мастерская» для молодых педагогов в рамках летнего методического лагеря для членов областного клуба «Учитель года», педагогические десанты «Победители конкурса – педагогам области», дискуссионные площадки.

На 2015 год запланированы подготовка методических рекомендаций «Создание модели организационно-методического сопровождения начинающих педагогов в образовательной организации» с представлением модели организационно-методического сопровождения начинающих педагогов, проведение III Фестиваля клубов «Учитель года» и II областного конкурса «Педагогический дебют – 2015».

Наибольшее количество методических рекомендаций, сборников, справочно-информационных материалов для оказания помощи в профессиональной адаптации молодых педагогов, утвержденных на региональном уровне было подготовлено в Брянской области, Республике Татарстан, Ленинградской, Вологодской, Тульской, Архангельской областях, Приморском крае, Тюменской области, Удмуртской республике, Псковской области.

По количеству проведенных совещаний-семинаров, направленных на адаптацию молодых педагогов, проведенных на региональном уровне (за последние 10 лет) выделяются Новосибирская, Белгородская, Кировская, Псковская, Тульская области, Удмуртская республика, Астраханская, Архангельская области, Ямало-Ненецкий автономный округ, Орловская область.

Салтыкова Ольга Владимировна, ООО «МИК», е-мейл: project@mik2.ru