Экспертно-аналитические материалы

Анализ сведений об организации и проведении мероприятий по адаптации, закреплению и профессиональному развитию молодых педагогов в субъектах Российской Федерации

Продолжаем серию статей, посвященных исследованию материалов, содержащих информацию о «лучших практиках» организации и проведения мероприятий по адаптации, закреплению и профессиональному развитию молодых педагогов

25.03.2015

Продолжаем серию статей, посвященных исследованию материалов, содержащих информацию о «лучших практиках»  организации и проведения мероприятий по адаптации, закреплению и профессиональному развитию молодых педагогов (выполняемое в рамках проекта «Создание эффективных условий, для распространения моделей государственного-общественного управления образованием для успешной адаптации, закрепления и профессионального развития молодых педагогов в субъектах Российской Федерации и разработка механизмов их возможного распространения на всей территории Российской Федерации» компанией ООО «МИК»). 

Анализ информации, поступившей от регионов проводился по показателю создания системы взаимодействия между образовательными организациями среднего профессионального и высшего образования, которые готовят будущих учителей и школой, в части реализации совместных программ в области адаптации и закрепления молодых специалистов.

На рисунке 1 представлены данные по количеству эффективных форм объединений молодых педагогов (ассоциации, советы и пр.), действующих на данный момент на территории субъекта России.

В данном контексте следует рассматривать мероприятия, направленные на создание открытого образовательного пространства, объединяющего педагогов для выявления и содействия в продвижении идей и моделей инновационной педагогической практики, повышение социального статуса педагога.

Рисунок 1 — ТОП-10 регионов по количеству эффективных форм объединений молодых педагогов (ассоциации, советы и пр.), действующих на данный момент на территории субъекта

В Алтайском крае при поддержке Главного управления образования действует Ассоциация молодых педагогов Алтайского края, созданная по инициативе молодых учителей в ноябре 2012 года. Основными целями деятельности Ассоциации молодых педагогов являются: популяризация молодёжного педагогического движения, привлечение молодёжи в систему образования Алтайского края; поддержка молодых педагогов путём организации методической, психологической, информационной поддержки, содействие в их профессиональном развитии. Сегодня в составе Ассоциации более 200 молодых педагога края из 55 районов и городов. В рамках деятельности Ассоциации реализуются конкурсы профессионального мастерства, проходят «Школы молодого педагога», обучающие семинары, вебинары, встречи, мастер-классы от более опытных коллег. В целях привлечения выпускников профессиональных образовательных организаций в школы края Ассоциацией проведён ряд встреч со студентами старших курсов организаций высшего педагогического образования.

Во Владимирской области на базе государственной автономной образовательной организации дополнительного профессионального образования «Владимирский институт развития образования им. Л.И. Новиковой» создана ассоциация молодых педагогов. В ней ежегодно проводится слёт молодых педагогов, проводятся профессиональные конкурсы, встречи с творчески работающими педагогами, членами областного клуба «Пеликан», День молодого учителя, работает школа социального лидерства, на сайте «Wiki-Владимир» созданы сообщества молодых педагогов «Педагогическая интернатура», проводятся консультации молодых педагогов сотрудниками Владимирского института развития образования.

В Вологодской области в рамках реализации областной целевой программы «Развитие системы образования Вологодской области  на 2011-2013 гг.» проводится профессиональный конкурс «Педагогический дебют» для молодых педагогов, работающих в регионе.

В Пензенской области действует Совет молодых педагогов при Пензенской областной организации профсоюза работников народного образования и науки Российской Федерации и Министерстве образования Пензенской области.

В Хабаровском крае в целях решения социальных проблем и профессиональной адаптации создаются общественные объединения молодых педагогов, проводится слёт участников краевого конкурса «Учитель года Хабаровского края» («Слёт Пеликанов»), в ходе которого молодые педагоги получают возможность профессионального общения с лучшими педагогами края.

Внедрение программ профессионального сопровождения для молодых педагогов, включая работу в рамках школы молодых специалистов, тьюторские программы, методические семинары, конференции, обучающие семинары является важной составляющей процесса адаптации и закрепления молодых педагогов, создания условий для их профессионального роста.

В частности, в Иркутской области на протяжении последних лет успешно проводятся, ставшие уже традиционными, такие мероприятия как: Слёт молодых специалистов Байкальского региона, Летняя школа молодого педагога, недели молодого специалиста, Научно-практическая конференция «Профессиональное становление молодого педагога», Ледовый переход через озеро Байкал «Мы за здоровый образ жизни», а так же мастер-классы, тренинги, семинары.

В Республике Калмыкия в мае 2013 года была проведена I Республиканская научно-практическая конференция молодых педагогов, в которой приняло участие 29 молодых педагогов из 11 районов республики и г. Элисты.

В Ростовской области были проведены обучающие и научно-практические семинары и конференции (научно-практическая конференция «Инновационная педагогическая деятельность молодого учителя как модель профессионального становления», мастер-классы учителей инноваторов).

В Свердловской области для обмена педагогическим опытом и привлечения молодых специалистов к школе проведён областной форум педагогических династий «Диалог поколений» (приняли участие 256 представителей из 65 муниципальных образований Свердловской области). Создан раздел регионального портала «Образование Урала», где размещены материалы о 195 педагогических династиях, проведён конкурс «Молодо не зелено» объединил молодых людей, которые с детства видели себя в роли учителя.

В Тамбовской области проходит слёт молодых педагогов. Традиционно участниками Слёта являются молодые педагоги, чей возраст не превышает 30 лет, в 2014 году впервые участниками Слёта стали не только молодые педагоги Тамбовской области, но и студенты старших курсов ФГБОУ ВПО «Мичуринский государственный аграрный университет» и ТОГАОУ СПО «Педагогический колледж г. Тамбова». В Слёте приняли участие учителя, педагоги дополнительного образования, воспитатели, педагоги-психологи. Ежегодно под руководством компетентных педагогов участники Слёта готовят групповые проекты. В августе 2014 года команда молодых педагогов Тамбовской области приняла участие в форуме «Селигер-2014» тематической смены «Учитель будущего».

Примером профессионального сообщества, объединяющего молодых педагогов, является Республиканская общественная организация «Ассоциация молодых педагогов Республики Бурятия», созданная на базе ГБОУ СПО «Бурятский республиканский педагогический колледж». В апреле 2014 года данным объединением был проведен I Республиканский Съезд молодых педагогов Республики Бурятия. Более 60 представителей образовательных организаций приняли участие в работе Съезда. На Съезде обсуждались вопросы направления работы и перспективы развития РОО «Ассоциация молодых педагогов Республики Бурятия» как площадки взращивания инновационных идей, проектов и программ, способствующих становлению и развитию системы персонифицированной адресной поддержки, самоорганизации и самореализации  молодых педагогов.

Профессиональные объединения могут формироваться и в рамках действующих педагогических форумов. Например, в 2014 году в рамках форума «Каспий-2014» проходил конгресс молодых педагогов Дагестана, где обсуждались вопросы жилья для молодых специалистов, поднятие престижа молодого преподавателя, зарплаты. Участники конгресса приняли участие в деловой игре, в рамках которой выработали рекомендации и механизмы по реализации молодых  педагогов. Ассоциация молодых педагогов действует в Красноярском крае. Совет молодых учителей действует в Астраханской, Псковской, Рязанской, Томской  областях. 

Объединения молодых педагогов Республики Крым и г. Севастополь участвуют в работе по интеграции системы образования Крыма в общероссийскую систему образования, создании консультативно-совещательных органов молодых педагогов при органах власти Республики Крым и Севастополя.

В целом, наиболее активными по данному роду деятельности являются: Амурская область, Белгородская область, Тульская область, Псковская область, Приморский край, Ленинградская область, Нижегородская область, Архангельская область, Еврейская автономная область, Новосибирская область.

Таким образом, в регионах России работа по адаптации и закреплению молодых специалистов проводится в зависимости от бюджетных возможностей региона, она включает в себя взаимодействие образовательных организаций высшего и среднего образования, которые готовят будущих учителей, региональных институтов повышения квалификации, органов управления образования региона. В особенности это касается привлечения молодых специалистов для работы в сельской местности и отдалённых районах, кадрового обновления региональных образовательных систем.

Основными формами адаптации молодых педагогов являются социальная поддержка молодых педагогов в рамках реализации программ молодёжного ипотечного кредитования, компенсации затрат на проезд, обеспечение молодых специалистов компьютерной техникой и т. д., интеграция педагогического образования с профессиональной средой, методическое сопровождение процесса адаптации, содействие формированию профессиональных объединений молодых учителей.

Основными формами реализации различных программ адаптации являются мероприятия по обмену педагогическим опытом, целевое субсидирование, ипотечного кредитование молодых специалистов, стимулирование творческой активности молодых специалистов через систему региональных и федеральных конкурсов, различные обучающие программы для молодых специалистов. Несмотря на имеющиеся проблемы в части адаптации и закрепления молодых педагогов регионами России накоплен положительный опыт по организации работы по данному направлению, который нуждается в дополнительном изучении, нормативном закреплении и внедрении в практику на государственном уровне.

Таким образом, возникает необходимость в проведении дальнейших исследований по направлению адаптации и закреплении молодых специалистов, созданию условий для их профессионального роста, в том числе путём моделирования процесса адаптации и закрепления молодых педагогов в школе с учётом социально-экономической динамики развития российского общества и государства.

Результаты анализа сведений, полученных из регионов России, о работе по адаптации и закреплению молодых специалистов, приведённые выше позволили выделить следующие проблемы, которые характеризуют проведение работ по адаптации и закреплении молодых специалистов в данном направлении:

• нерешённые вопросы к проведению аттестации для молодых педагогов, разграничения полномочий органов местной власти в вопросах формирования кадровой политики в образовании в регионах России;

• неоправданно высокие требования к обновлению кадрового состава, декларируемые органами управления образованием региона, что приводит к «выталкиванию» опытных педагогов на пенсию;

• отсутствие теоретически обоснованных и нормативно закреплённых подходов к проведению педагогической аттестации и формирования оценки деятельности молодых педагогов с учётом особенностей периода адаптации;

• при формировании учебной нагрузки для учителей не используется дифференцированный подход с выделением дополнительного времени для подготовки молодых учителей к занятиям, а также времени для наставнической работы для их кураторов и наставников, работа наставников является, в основном неоплачиваемой;

• в ряде регионов общий уровень заработной платы учителей продолжает оставаться низким, что не даёт им возможности принять участие во многих льготных программах кредитования, в частности, ипотечного.

Несмотря на меры, реализуемые в регионах России, общая численность учителей со стажем от 5 до 10 лет не имеет устойчивой тенденции к увеличению, происходит отток молодых учителей, не нашедших себя в педагогической специальности, возраст 26 – 35 лет продолжает оставаться самым нестабильным возрастом в смысле статусной профессиональной устойчивости.

Как показывает анализ отечественного и зарубежного опыта, одним из наиболее перспективных направлений в адаптации, закреплении и профессиональном развитии молодых педагогов является подготовка будущих учителей в режиме педагогической интернатуры. Как отмечается в государственной программе «Развитие образования на период 2013-2020 гг.», основным принципом взаимодействия органов государственной власти и педагогических работников является выход на эффективный контракт с педагогическими работниками. Эффективный контракт в образовании - это механизм «увязки» заработной платы с качеством и результатами педагогической работы. Следовательно, система формирования профессиональных кадров с учётом привлечения молодых специалистов, их адаптации и закрепления в школах, дальнейшего профессионального роста и развития отвечает основным требованиям государственной политики в сфере образования. В сфере подготовки кадров в области образования также учитывается принцип определение структуры контрольных цифр приёма по отдельным направлениям подготовки и специальностям на основании прогнозной отраслевой и региональной потребности в кадрах. Соответственно, будущие учителя, которые приходят работать в школу, получают возможность иметь закреплённое за собой рабочее место, но взамен они должны соответствовать тем требованиям, которые предъявляются к педагогической деятельности современными условиями развития экономики и общества.

Салтыкова Ольга Владимировна, ООО «МИК», е-мейл: