Экспертно-аналитические материалы

Эффективность деятельности профессиональных сетевых сообществ

Понятие «Профессиональное сетевое сообщество» подразумевает под собой сообщество людей, принадлежащих к одной и той же профессии, главной целью взаимодействия которых в сети Интернет является профессиональное общение, в ходе которого за счет постоянного обмена знаниями между ними обеспечивается их личностное и профессиональное совершенствование.

11.04.2016

Понятие «Профессиональное сетевое сообщество» подразумевает под собой сообщество людей, принадлежащих к одной и той же профессии, главной целью взаимодействия которых в сети Интернет является профессиональное общение, в ходе которого за счет постоянного обмена знаниями между ними обеспечивается их личностное и профессиональное совершенствование. В настоящее время в сети Интернет представлено множество различных профессиональных сетевых сообществ, в том числе сообществ, объединяющих учителей общеобразовательных организаций.

Поскольку одним из целевых индикаторов федеральной целевой программы развития образования на 2011-2015 годы (далее ФЦПРО на 2011-2015 годы), в рамках решения задачи по модернизации системы общего образования как института социального развития, является индикатор «Доля учителей, участвующих в деятельности профессиональных сетевых сообществ и саморегулируемых организаций и регулярно получающих в них профессиональную помощь и поддержку, в общей численности учителей», то, на наш взгляд, было бы немаловажным провести мониторинг существующих в системе Интернет профессиональных сетевых сообществ учителей и оценить эффективность их деятельности.

Необходимо отметить, что в сети Интернет представлены разные по выполняемым задачам, времени существования, количеству зарегистрированных пользователей и посетителей профессиональные сетевые сообщества учителей. Например, более 5 лет существуют такие профессиональные сообщества, как «Методисты.ру» (с 2004 года), «Педагогическое сообщество Екатерины Пашковой - Pedsovet.su» (с 2007 года), «Сеть творческих учителей» (с 2006 года), «Открытый класс» (с 2008 года), «Завуч.инфо» (с 2008 года), «Nachalka.com» ( с 2008 года), «Про школу» (с 2007 года). Есть сайты, образованные относительно недавно – менее 5 лет назад. Например, «Фестиваль педагогического мастерства «Дистанционная волна» (с 2011 года), «Педагогическая планета» (с 2010 года), сообщество педагогов Ярославской области, работающих по направлению «Реализация программы по формированию рационального питания в ОУ» (с 2013 года), профессиональные объединения Алтайского края (учителей физической культуры, ОБЖ, искусства, технологии, классных руководителей, учителей проекта Интел «Учителя будущего», учителей, реализующих дидактическую систему Л.В. Занкова) (с 2013 года).

Есть сайты, порталы с многочисленной аудиторией пользователей. Например, на сайте «Nachalka.com» зарегистрировано более 25000 человек, на «Методисты.ру» - более 30 000 человек, сайтах профессиональных сетевых сообществ «Pedsovet.su», «Педсовет.оrg», «Сеть творческих учителей», «Завуч. инфо», «ХабаВики» - более 100 000 человек; на сайте «Открытый класс» - более 500 000 человек. Есть немногочисленные профессиональные сетевые сообщества: «Первая ступенька» - менее 1600 человек, «СурВики» - менее 1400 человек, «Дистанционная волна» - менее 200 человек.

Некоторые профессиональные сетевые сообщества объединены в рамках единого сайта, портала («Сеть творческих учителей», «СурВики», «Педагогическая планета», «Открытый класс», «ВикиВладимир»).

Представленная на сайтах и порталах профессиональных сетевых сообществ информация может быть разнообразна по тематике и выполняемым функциям, а может быть посвящена одному тематическому направлению. Так, например, на сайте «ЗАВУЧ.инфо» присутствует несколько тематических направлений (раздел «Методическая библиотека», разделы мероприятий («Педагогические конференции», «КПК для учителя»), раздел, представляющий статистику заработных плат учителей по всей территории России), а на портале «Сеть творческих учителей» собраны только материалы и ресурсы, посвященные использованию информационных и коммуникационных технологий в образовании; на сайте «Фестиваль педагогического мастерства «Дистанционная волна» размещена информация о проводимых мероприятиях (общепедагогических мероприятиях, конкурсах профмастерства, социальных проектов, творческих и методических конкурсах, курсах повышения квалификации, вебинарах).

Организаторами деятельности профессиональных сетевых сообществ выступают как юридические, так и частные лица. Например, учредителем профессионального сетевого сообщества «Открытый класс» является Национальный фонд подготовки кадров, «ХабаВики» - Хабаровский институт развития образования, «Pedsovet.su» - Пашкова Е.И., «Первая ступенька» - Федотова А.В, методист по начальному образованию МКУ «Информационно-методический центр города Комсомольска-на-Амуре».

Участниками конкретных профессиональных сетевых сообществ являются как представители различных регионов Российской Федерации и стран ближнего зарубежья («Методисты.ру», «Pedsovet.su», «Сеть творческих учителей», «Открытый класс», «Завуч.инфо», «Nachalka.com», «ПроШколу.ру»,), так и представтели отдельного региона («ХабаВики» (Хабаровский край), «ВикиВладимир» (Владимирская область)), либо муниципалитета («СурВики» (Сургут), «Первая ступенька» (Комсомольск-на-Амуре)).

Таким образом, существующие в настоящее время в сети Интернет профессиональные сетевые сообщества разнообразны по выполняемым функциям, тематике, количеству участников, продолжительности деятельности, территориальному охвату и другим параметрам. Это разнообразие педагогических сетевых сообществ, с одной стороны, предоставляет свободу выбора учителю профессионального сетевого сообщества по интересам и потребностям, но, с другой стороны, создает определенные сложности в определении эффективности участия в том или ином сообществе.

На наш взгляд, для проведения оценки эффективности деятельности профессионального сетевого сообщества с целью его выбора, важно владеть информацией, позволяющей ответить на следующие вопросы:

Как давно создано сообщество?

Каковы цели его создания?

Имеются ли в данном сообществе возможности обмениваться между коллегами опытом, материалами, получать консультации у более опытных коллег?

Имеется ли в сообществе банк методических разработок, как часто и какими именно материалами он пополняется?

Можно ли на сайте сообщества получить информацию о курсах повышения квалификации, конкурсах, фестивалях педагогического мастерства муниципального, регионального, федерального уровня, узнать последние новости в сфере образования, в том числе с комментариями к принятым нововведениям?

Предоставляются ли оргкомитетом сообщества документы, подтверждающие факт прохождения обучения, повышения квалификации (если сообщество проводит такого рода мероприятия), либо авторства на переданные в банк методических разработок сайта материалы (статьи, программы, курсы, презентации и т.д.) (если на сайте создан банк методических разработок)?

Продолжает ли сообщество развиваться и функционирует ли оно в настоящий момент?

Каковы условия: вступления в данное профессиональное сетевое сообщество; участия в проводимых им мероприятиях; размещения своих методических наработок?

С целью оказания помощи учителям общеобразовательных организаций в определении эффективно действующих на данный момент профессиональных сетевых сообществ нами был проведен анализ деятельности 16 профессиональных сетевых сообществ (Таблица 1). Результаты этого анализа будут представлены в следующем выпуске электронного издания. Таблица 1 – Профессиональные сетевые сообщества, работа которых оценивалась в рамках проведенного анализа эффективности деятельности

Название профессионального сетевого сообщества (ПСС)

Адрес ПСС в Интернет

«Сеть творческих учителей»

http://www.it-n.ru

«ПроШколу.ру»

http://www.proshkolu.ru

«Педсовет.org»

http://pedsovet.org

«Pedsovet.su»

http://pedsovet.su

«Открытый класс»

http://www.openclass.ru

«Методисты.ру»

http://metodisty.ru

«Завуч.инфо»

http://www.zavuch.info

«ХабаВики»

http://wiki.ippk.ru/index.php/Заглавная_страница

«Первая ступенька»

http://www.nach-info.yourtalent.ru

«СурВики»

http://www.surwiki.ru/wiki/index.php/Заглавная_страница

«ВикиВладимир»

http://wiki.vladimir.i-edu.ru/index.php?title=Заглавная_страница

«Учительский портал»

http://www.uchportal.ru

«Современный учительский портал»

http://easyen.ru

Фестиваль педагогического мастерства «Дистанционная волна»

http://festival.nic-snail.ru

«Педагогическая планета»

http://planeta.tspu.ru/?ur=810

«Nachalka.com»

http://www.nachalka.com