Новости образования • Информация о ходе реализации ФЦПРО 2016-2020 • Реализация проектов в сфере образования
Личный кабинет
Экспертно-аналитические материалы

Поддержка организации создания образовательных организаций субъектами малого и среднего предпринимательства

Государственная политика в области развития малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации является частью государственной социально-экономической политики и представляет собой совокупность правовых, экономических, социальных, информационных и образовательных мер, направленных на обеспечение реализации целей и принципов, установленных Федеральным законом.

03.10.2014

Государственная политика в области развития малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации является частью государственной социально-экономической политики и представляет собой совокупность правовых, экономических, социальных, информационных и образовательных мер, направленных на обеспечение реализации целей и принципов, установленных Федеральным законом. Основными целями государственной политики в области развития малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации являются: развитие субъектов малого и среднего предпринимательства и обеспечение благоприятных условий для развития этих субъектов. В рамках данной статьи рассмотрим следующие направления поддержки организации образовательных организаций субъектами малого и среднего предпринимательства:

1.Поддержка индивидуальных предпринимателей, осуществляющих образовательную деятельность по образовательным программам дошкольного образования, а также присмотру и уходу за детьми в соответствии с законодательством Российской Федерации.

2. Муниципальный заказ как организационно-экономический механизм, содействующий взаимодействию в сфере дошкольного образования.

3. Стимулирование взаимодействия частного и государственного сектора в сфере дошкольного образования.

4. Формы поддержки муниципальными органами власти частных образовательных организаций и индивидуальных предпринимателей, реализующих дошкольные образовательные программы.

В настоящее время в Российской Федерации реализуются комплексные меры по оказанию поддержки малому и среднему предпринимательству. Поддержка индивидуальных предпринимателей, осуществляющих образовательную деятельность по образовательным программам дошкольного образования, а также присмотру и уходу за детьми в соответствии с законодательством Российской Федерации, это субсидии, предоставляемые на условиях долевого финансирования целевых расходов. Отмечаем, что субсидия федерального бюджета используется индивидуальным предпринимателем на финансирование следующих затрат:

• оплата аренды, ремонт помещения, покупка оборудования, мебели, материалов, инвентаря, коммунальных услуг, услуг электроснабжения, оборудования, необходимого для обеспечения соответствия требованиям Роспотребнадзора, МЧС России и иным требованиям законодательства Российской Федерации, необходимых для организации работы;

• оснащение зданий, помещений и территорий, необходимых для осуществления образовательной деятельности по заявленным к лицензированию и реализуемым в соответствии с лицензией образовательным программам, уходу и присмотру за детьми и соответствующих требованиям, установленным законодательством Российской Федерации в области образования;

• выплата процентов по кредитам, выданным на осуществление мероприятий, из расчета не более двух третьих ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации от суммы платежей по кредитам.

• закупка учебной, учебно-методической литературы, соответствующей требованиям, установленным законодательством Российской Федерации в области образования;

• обучение и повышение квалификации педагогических и иных работников для осуществления образовательной деятельности.

Несомненно, что эффективным финансово-экономическим механизмом является размещение муниципального заказа на реализацию услуг дошкольного образования в образовательных учреждениях, которые способны создать необходимые условия для воспитания и обучения детей дошкольного возраста, присмотра и ухода за ними. Нормативно-правовой основой размещения муниципального заказа на реализацию услуг дошкольного образования на конкурсной основе является Федеральный закон от 21.07.2005 N 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд». Механизм муниципального заказа на услуги в сфере дошкольного образования является формой прямого финансирования поставщика услуги. При применении этого механизма выбор наилучшего поставщика осуществляется на конкурсной основе распорядителем бюджетных средств. Механизм заказа позволяет снизить очередность в дошкольные образовательные учреждения за счет привлечения частных поставщиков услуг дошкольного образования с сохранением возможности осуществлять контроль за качеством, предоставляемых ими услуг.

Итак, в качестве предмета заказа выступает формируемое заказчиком техническое задание на оказание услуг, которое включает в себя конкретные параметры услуг, их ожидаемые результаты и рассчитанную заказчиком максимальную стоимость оказания услуг. Отметим, что четкое техническое задание позволяет заказчику проводить полноценный мониторинг поставки услуг, а также последующую оценку их результативности. Особенностью мониторинга выполнения заказа является контроль содержательных моментов оказания услуг. Это является соблюдением качественно-количественных параметров технического задания и достижения результатов предоставления услуг. Основные этапы формирования и развития механизма муниципального заказа включают в себя:

1. Формирование технического задания на услуги и конкурсной документации;

2. Осуществление конкурсных процедур и заключение договора с победителем конкурса;

3. Проведение мониторинга реализации заказа.

При разработке задания должны быть определены такие его элементы как параметры услуг, требуемые условия оказания услуг, ожидаемые результаты оказания услуг и стоимость услуг.

Формируя техническое задание, заказчик может определять те условия, которые должен выполнять поставщик при оказании услуг:

1. Организационные условия оказания услуг. Примером таких условий может быть требование проведения сквозного проветривания помещений ДОУ в течение не менее 10 минут через каждые 1,5 часа;

2. Квалификационные условия оказания услуг. Например, требование того, чтобы присмотр и уход за детьми дошкольного возраста осуществлялся сотрудниками поставщика, имеющими средне-специальное или высшее педагогическое образование, медицинский допуск к работе с детьми и умеющими оказывать первую медицинскую помощь;

3. Инфраструктурные условия оказания услуг. Здесь в качестве примера можно привести требования заказчика к площади помещений, где оказываются услуги, наличию специального оборудования и материалов (например, учебно-развивающих материалов, медицинской аптечки для оказания первой медицинской помощи).

Основные показатели результативности деятельности поставщика услуг дошкольного образования, отражают развитие детей сообразно возрасту, повышение уровня их физического здоровья, своевременность коррекции отклонений в развитии ребенка и успешность выпускников в соответствии с программами дошкольного образования в начальной школе.

Завершающим этапом формирования технического задания является определение той суммы денежных средств, которую заказчик готов заплатить за выполнение этого задания. Затраты, связанные с реализацией механизма заказа включают в себя: бюджетные средства на закупку услуг, административные затраты на формирование задания и конкурсной документации, осуществление конкурсных процедур и мониторинг реализации заказа.

Основным риском, связанным с реализацией механизма муниципального заказа является нарушения исполнителем заказа требований заключенного договора. В условиях ограниченности предложения услуг дошкольного образования в государственных и муниципальных учреждениях возрастает актуальность услуг частных поставщиков. Однако развитие негосударственного сектора дошкольного образования существенно зависит от платежеспособности населения.

Недостаточное развитие частного сектора в сфере дошкольного образования объясняется прежде очевидным отсутствием равных конкурентных условий. Разница в размере оплаты услуг негосударственных и муниципальных дошкольных образовательных учреждений обусловлена существованием в негосударственных дошкольных образовательных учреждениях расходов, связанных с арендой зданий, уплатой налога на имущество и землю. Все эти затраты существенно увеличивают стоимость услуг негосударственного дошкольного образования.

Таким образом, негосударственные детские сады не имеют равноправного статуса с муниципальными детскими садами в части налогообложения и платежных обязательств. Дополнительным препятствием на пути частных инвесторов являются многочисленные административные барьеры. Общим итогом негативного влияния вышеперечисленных факторов является стабильное пребывание в «тени» значительной доли частного сектора услуг дошкольного образования и содержания детей.

Возможные направления взаимодействия частного и государственного сектора включают в себя предоставление зданий под организацию частных детских садов, предоставление субсидий негосударственным ДОУ, распределение бюджетных средств на обучение детей в ДОУ на конкурсной основе через систему муниципального заказа, консультационная помощь бизнесменам, желающим открыть детский сад.

Приоритетными формами поддержки являются меры по развитию инфраструктуры и информационного обеспечения, экономического регулирования рынка дошкольных услуг, устранения административных барьеров. К основным мерам по развитию инфраструктуры дошкольного обеспечения относятся: создание системы предоставления услуг централизованного бухучета и аудита на льготных условиях, обучение и переподготовка специалистов частных детских садов, консультационно-правовая поддержка со стороны Управления образования.

К мерам информационного обеспечения деятельности относим: учет субъектов частного бизнеса, доступность результатов проведения маркетинговых исследований, совместное формирование и реализация программ и планов развития дошкольного обеспечения в городе, доступность информации о развитии дошкольного обеспечения в целом.

К мерам экономического регулирования рынка дошкольных услуг относятся: совместное финансирование с финансово-кредитной организацией, использование механизма лизинга и аренды специализированного оборудования, предоставление гарантий финансово-кредитным организациям и прямое финансирование в виде муниципального заказа реализации основных дошкольных образовательных программ.

К мерам по устранению административных барьеров относим: предоставление комплекса льготных услуг по государственной регистрации вновь создаваемых частных дошкольных организаций, помощь в организации взаимодействия с отдельными федеральными органами контроля, пакетное оформление разрешительных документов на ведение предпринимательской деятельности в области дошкольного обеспечения. В целом поддержка малого и среднего предпринимательства должна представлять собой продуманный, сбалансированный, ориентированный на конкретный, спланированный результат комплекс мероприятий, проводимых органами местного самоуправления в рамках соответствующих программ развития территорий.