Новости образования • Информация о ходе реализации ФЦПРО 2016-2020 • Реализация проектов в сфере образования
Личный кабинет
Экспертно-аналитические материалы

Проблемы социальной адаптации и сопровождения выпускников организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

Социальная адаптация и сопровождение выпускников организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, имеет особую актуальность в области социальной политики в период становления социально-ориентированной экономики.

27.08.2014

Социальная адаптация и сопровождение выпускников организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, имеет особую актуальность в области социальной политики в период становления социально-ориентированной экономики. Особенное значение приобретает разработка системы социализации детей, оставшихся без попечения родителей. От того, насколько благополучно социальные сироты будут интегрироваться в общество, будет во многом зависеть стабильность и успешное развитие российского государства.

Социальная адаптация выпускников образовательных организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, представляет собой комплекс мероприятий, в том числе и постинтернатное сопровождение, направленных на подготовку выпускников к самостоятельной жизни в обществе в основных аспектах жизнедеятельности – обеспечении жилищных условий, организация быта, получение образования, трудоустройства и других направлений. При этом конечной целью такой деятельности является обеспечение формирования самоопределения, которое формирует ориентацию на дальнейшую продуктивную деятельность, в том числе саморазвитие.

Исходя из этого для успешного решения задач социальной адаптации и сопровождения выпускников организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей следует выделить первоочередные направления повышения эффективности работы со стороны государства, а именно:

• нормативно-правовое регулирование в отношении детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;

• развитие организаций по социальной адаптации и сопровождению выпускников организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;

• совершенствование образовательных моделей социальной адаптации и сопровождения выпускников организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Нормативно-правовое регулирование в отношении детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

Организация процесса социальной адаптации и сопровождения выпускников организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, напрямую связана с реализацией положений международных нормативно-правовых документов и проведением образовательной и социальной политики в Российской Федерации.

К ним относятся:

1) Декларация прав ребенка, принята резолюцией ООН 1386 (XIV) от 20 ноября 1959 года.

2) Конвенция о правах ребенка, принята резолюцией 44/25 Генеральной Ассамблеи от 20 ноября 1989 года.

3) Декларация о социальных и правовых принципах, касающихся защиты и благополучия детей, особенно при передаче детей на воспитание и их усыновлении на национальном и международном уровнях, принята резолюцией 41/85 Генеральной Ассамблеи от 3 декабря 1986 года.

4) Федеральный закон Российской Федерации от 24.04.2008 N 48-ФЗ «Об опеке и попечительстве».

5) Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».

6) Семейный кодекс Российской Федерации (СК РФ) от 29.12.1995 N 223-ФЗ, принят Государственной Думой Российской Федерации 08.12.1995.

7) Федеральный закон от 24 июля 1998 г. № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации».

8) Федеральный закон от 21.12.1996 N 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».

При этом основной задачей государственного регулирования деятельности по опеке и попечительству является защита прав и законных интересов граждан, нуждающихся в установлении над ними опеки или попечительства, и граждан, находящихся под опекой или попечительством.

Также нормативно-правовое регулирование обеспечивает дополнительные гарантии по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, например, имеют целый ряд дополнительных прав в рамках реализации общего права на образование:

• право на обучение на подготовительных отделениях образовательных организаций высшего образования за счет средств соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации;

• право на получение второго среднего профессионального образования по программе подготовки квалифицированных рабочих без взимания платы;

• право обучения по очной форме обучения за счет средств соответствующих бюджетов бюджетной системы Российской Федерации;

• право на бесплатное питание и проживание в каникулярное время, выходные и праздничные дни по решению органов управления образовательных организаций, а также другие права.

Контроль выполнения требований законодательства в сфере социальной адаптации и сопровождения выпускников организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей возложен на федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих переданные полномочия Российской Федерации по надзору в сфере образования и науки.

Развитие организаций по социальной адаптации и сопровождению выпускников организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

Решающую роль в процессе формировании ориентации на дальнейшую продуктивную деятельность, в том числе саморазвитие играет поступление выпускников организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в образовательные организации профессионального образования, образовательные организации высшего образования с последующим получением необходимых знаний для профессиональной деятельности, формированием навыка самостоятельной работы по овладению новыми знаниями, коммуникации со сверстниками и т.д.

По данным Федеральной службы государственной статистики в 2013 г. на территории Российской Федерации было выявлено и учтено 73 331 детей и подростков, оставшихся без попечения родителей (с учетом детей, оставшихся не устроенными к началу отчетного года). Из них были устроены в дома ребенка, детские дома и школы-интернаты для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, учреждения социальной защиты населения и иные учреждения на полное государственное обеспечение 17 232 человек, в образовательные учреждения начального, среднего и высшего профессионального образования на полное государственное обеспечение было устроено 1078 человек. В 2013 году общая численность детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, воспитывающихся в организациях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, составляла 78 226 человек.

Наиболее перспективной формой образования и воспитания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, является нахождение детей-сирот в семьях под опекой (попечительством). В 2013 году общее число детей-сирот, находящихся под опекой (попечительством), в том числе в иностранных семьях, составляло 426 452 человек.

При этом приоритетным становиться получение детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей начального общего, основного общего, среднего общего образования в общеобразовательных организациях, которые согласно разработанных планов деятельности, осуществляют работу по постинтернатному сопровождению выпускников. И только если получение образования не может быть организовано в общеобразовательных организациях, они получают общее образование в организациях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, организациях, осуществляющих лечение, оздоровление и (или) отдых, или в организациях, осуществляющих социальное обслуживание.

К таким организациям относятся:

• образовательные организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;

• организации, осуществляющие образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающимися с ограниченными возможностями здоровья, проходящим обучение по адаптированным основным общеобразовательным программам;

• медицинские организации; организации, оказывающие социальные услуги; иные организации, в том числе для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Формами таких организаций могут быть детские дома, детские дома-школы, школы-интернаты для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, специальные (коррекционные) детские дома, школы-интернаты для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с ограниченными возможностями здоровья.

Совершенствование образовательных моделей социальной адаптации и сопровождения выпускников организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

Одной из основных проблем, с которой сталкиваются специалисты, осуществляющие социальную адаптацию и сопровождение выпускников, является наличие у воспитанников установки на потребительское отношение к жизни, социальная пассивность, которая мешает им воспользоваться в полном объеме теми льготами, которые предоставляет государство, что влечет за собой трудности в социальной адаптации и выстраивание собственной жизненной траектории.

Эффективным способом по совершенствованию мероприятий социальной адаптации и сопровождения выпускников организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предлагаемым Федеральной целевой программой развития образования на 2011 ? 2015 годы, является анализ и обобщение международных концепций, выявление инновационных подходов, современных профессиональных методик, и последующая трансляция успешных примеров. Такой подход позволяет снизить затраты на реализацию механизмов социальной адаптации и сопровождения выпускников из числа социально уязвимых групп населения.

В рамках внедрения такого подхода необходимо последовательное выполнение следующих этапов:

• анализ международного опыта;

• анализ практики региональных реализуемых программ эффективной социализации выпускников для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;

• определение основных результатов и направлений деятельности по внедрению новых подходов и инновационных технологий социальной адаптации и сопровождения выпускников организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;

• выявление точек роста, которые могут стать основой для построения моделей последующей работы по данному направлению.

Решение данных задач позволяет выделить новые подходы, инновационные образовательные технологии и модели для их последующего внедрения и трансляции.

Как показывает практика, не все современные подходы к организации процесса социализации, как и не все права выпускников образовательных организаций для детей-сирот на дальнейшее постинтернатное образование, реализуются в достаточной мере.

Несмотря на то, что на протяжении 2009-2014 годов фиксируется увеличение доли детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, устраиваемых в профессиональные образовательные организации и образовательные организации высшего образования на полное государственное обеспечение, проблема постинтернатного сопровождения данной категории выпускников остается актуальной и требует продолжения работы по методическому и аналитическому обеспечению и других выделенных направлений на основе анализа актуального международного и регионального опыта.

Источники для подготовки материала:

1. Устройство детей и подростков, оставшихся без попечения родителей [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.gks.ru/free_doc/new_site/population/obraz/i-obr2.html.

2. Семья Г.В. Обзор системы поддержки молодых людей, выходящих из-под государственной опеки в Европе [текст] / Г.В. Семья. – Детский дом, 2009. – № 4 (33). – С.44.

3. Материалы и исследования применения Гаагских Конвенций по защите прав детей в РФ [Электронный ресурс]. ? Режим доступа: http://www.hague-conventions.ru/pages/library.

4. Bolderson H. Social policy and social security in Australia, Britain and in the USA / H. Bolderson, D. Mabbett. – Aldershot ; Brookfield USA ; Hong Kong ; Singapore ; Sydney : Avebury, 2009. – 480 р.

5. Зарубежные и отечественные системы социальной поддержки детей-сирот [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.f-mx.ru/sociologiya_i_obshhestvoznanie/borba_s_sirotstvom.html.

6. «Сборник нормативно-правовых актов и методических рекомендаций по защите прав несовершеннолетних» / Министерство образования Саратовской области. – Саратов: «Макси-Принт», 2011 - 187 с.

7. Итоги 2012 года (ГПД и коррекционное образование) [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://deptno.lipetsk.ru/itogi_2012_year/gpd.html.

8. Социальная защита детей [Электронный ресурс]. – Режим доступа:/ http://obramur.ru/deyatelnost/socialnaya-zaschita-detey. Федорова Т. Постинтернатное сопровождение выпускников интернатных учреждений [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://fcprotmb.68edu.ru/index.php/demo-layouts/postinternatn.