Федеральная целевая программа развития образования, целью которой является обеспечение доступности качественного образования, соответствующего требованиям инновационного социально ориентированного развития Российской Федерации, рассчитанная на период 2011-2015 года, подходит к завершению второго этапа.
16.08.2015Федеральная целевая программа развития образования, целью которой является обеспечение доступности качественного образования, соответствующего требованиям инновационного социально ориентированного развития Российской Федерации, рассчитанная на период 2011-2015 года, подходит к завершению второго этапа. На втором этапе (2014-2015 г.) в рамках программы завершаются начатые на первом этапе (2011-2013 г.) стратегические проекты, обеспечивающие последовательные изменения в сфере образования на всей территории Российской Федерации [1].
Основные проекты и мероприятия по ФЦПРО курируются следующими департаментами:
• департамент государственной политики в сфере воспитания детей и молодежи;
• департамент государственной политики в сфере защиты прав детей;
• департамент государственной политики в сфере подготовки рабочих кадров и ДПО;
• департамент государственной политики в сфере высшего образования;
• департамент стратегии, анализа и прогноза.
За период реализации Федеральной целевой программы развития образования объем ее финансирования составляет 154780,88 млн. рублей, из которых:
• за счет средств федерального бюджета выделено 69393,1 млн. рублей, из них субсидии - 11751,16 млн. рублей;
• за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации выделено 67874,43 млн. рублей;
• за счет внебюджетных источников выделено 17513,35 млн. рублей.
В работе рассматриваются вопросы финансирования основных проектов и мероприятий ФЦПРО и производится анализ распределения затрат на втором этапе реализации (2014-2015 г.).
За период 2014-2015 годов в рамках Федеральной целевой программы развития образования реализуется 85 проектов на общую сумму 797,7 млн. рублей, из них департамент государственной политики в сфере воспитания детей и молодежи реализует 28 проектов на сумму 199,4 млн. рублей; департамент государственной политики в сфере защиты прав детей – 25 проектов на сумму 146,1 млн. рублей; департамент государственной политики в сфере подготовки рабочих кадров и ДПО – 18 проектов на сумму 379,7 млн. рублей; департамент государственной политики в сфере высшего образования и департамент стратегии, анализа и прогноза реализуют по 7 проектов на сумму 0,7 млн рублей и 71,6 млн рублей соответственно. Данные представлены в таблице 1.
Таблица 1- Информация о количестве реализуемых проектах в рамках ФЦПРО и их стоимости (2014-2015 г.)
Наименование департамента | Количество проектов | Сумма, руб |
Департамент государственной политики в сфере воспитания детей и молодежи | 28 | 199 403 376,97 |
Департамент государственной политики в сфере защиты прав детей | 25 | 146 192 240,00 |
Департамент государственной политики в сфере подготовки рабочих кадров и ДПО | 18 | 379 700 000,00 |
Департамент государственной политики в сфере высшего образования | 7 | 793 531,75 |
Департамент стратегии, анализа и прогноза | 7 | 71 633 396,85 |
Итого: | 85 | 797 722 545,57 |
На рисунке 1 графически представлено распределение количества реализуемых проектов в рамках ФЦПРО за период 2014-2015 года среди департаментов.
Рисунок 1– Распределение количества реализуемых департаментами проектов в рамках ФЦПРО за 2014-2015 года
На рисунке 2 графически представлена стоимость реализуемых департаментами проектов за период 2014-2015 годов в рамках ФЦПРО.
Рисунок 2 – Распределение стоимости реализуемых департаментами проектов в рамках ФЦПРО в 2014-2015 годах.
В рамках Задачи 1 ФЦПРО «Модернизация общего и дошкольного образования как института социального развития» за период 2014-2015 годов реализуются проекты на общую сумму 375 млн рублей, из них по подмероприятию 1.8 «Создание условий для распространения моделей государственно-общественного управления образованием и поддержка программ развития регионально-муниципальных систем дошкольного образования» реализуется проектов на сумму 45,8 млн рублей; подмероприятию 1.9 «Обучение и повышение квалификации педагогических и управленческих работников системы образования по государственно-общественному управлению образованием» - на 10,8 млн рублей; подмероприятию 2.7 «Создание условий для распространения современных моделей успешной социализации детей» - на 85,3 млн рублей; подмероприятияю 2.8 «Повышение квалификации работников сферы образования в целях распространения современных моделей успешной социализации детей» - на 233 млн. рублей (рисунок 3).
Рисунок 3 – Стоимость проектов в рамках подмероприятий Задачи 1 ФЦПРО (2014-2015 года)
Таблица 2 содержит данные по стоимости реализуемых департаментами проектов в рамках подмероприятий 1.8, 1.9, 2.7 и 2.8 задачи 1 ФЦПРО за период 2014-2015 годов.
Таблица 2 – Стоимость реализуемых рамках Задачи 1 ФЦПРО за период 2014-2015 годов проектов (в разрезе департаментов)
Подмероприятие | Сумма, руб |
Всего по подмероприятию 1.8, из них: | 45 803 043,85 |
Департамент государственной политики в сфере воспитания детей и молодежи | 7 660 000,00 |
Департамент стратегии, анализа и прогноза | 38 143 043,85 |
всего по подмероприятию 1.9, из них : | 10 800 000,00 |
Департамент государственной политики в сфере воспитания детей и молодежи | 10 800 000,00 |
Всего по подмероприятию 2.7, из них: | 85 375 416,97 |
Департамент государственной политики в сфере воспитания детей и молодежи | 48 750 416,97 |
Департамент государственной политики в сфере защиты прав детей | 36 625 000,00 |
всего по подмероприятию 2.8, из них: | 233 060 200,00 |
Департамент государственной политики в сфере воспитания детей и молодежи | 123 492 960,00 |
Департамент государственной политики в сфере защиты прав детей | 109 567 240,00 |
Всего по Задаче 1 | 375 038 660,82 |
В рамках Задачи 2 ФЦПРО «Приведение содержания и структуры профессионального образования в соответствие с потребностями рынка труда» за период 2014-2015 годов реализуются проекты на общую сумму 367,3 млн рублей, из них по подмероприятию 3.2 «Совершенствование комплексных региональных программ развития профессионального образования, с учетом опыта их реализации» реализуется проектов на сумму 276,8 млн руб; подмероприятию 4.3 «Создание и развитие образовательных кластеров на базе учреждений высшего профессионального образования» реализуется проектов на сумму 90,5 млн рублей (рисунок 4).
В таблице 3 представлены суммы реализуемых департаментами проектов в рамках подмероприятий 3.2 и 4.3 Задачи 2 ФЦПРО за период 2014-2015 годов.
Рисунок 4 – Стоимость проектов в рамках подмероприятий Задачи 2 ФЦПРО (2014-2015 года)
Таблица 3 – Суммы реализуемых департаментами проектов в рамках подмероприятий Задачи 2 ФЦПРО за период 2014-2015 годов
Подмероприятие | Сумма, руб |
Всего по подмероприятию 3.2, из них: | 276 776 565,00 |
Департамент государственной политики в сфере воспитания детей и молодежи | 276 776 565,00 |
Всего по подмероприятию 4.3, из них: | 90 547 090,75 |
Департамент государственной политики в сфере воспитания детей и молодежи | 8 700 000,00 |
Департамент государственной политики в сфере подготовки рабочих кадров и ДПО | 58 563 206,00 |
Департамент государственной политики в сфере высшего образования | 793 531,75 |
Департамент стратегии, анализа и прогноза | 22 490 353,00 |
Всего по Задаче 2 | 367 323 655,75 |
Анализ распределения финансирования проектов и мероприятий дает представление об объемах и приоритетах в финансировании различных направлений проектов ФЦПРО на втором этапе ее реализации в 2014-2015 году.
Так, наибольший объем финансирования на данном этапе получает департамент государственной политики в сфере подготовки рабочих кадров и ДПО (379,7 млн. рублей на 18 проектов), который реализует проекты и мероприятия по созданию и развитию образовательных кластеров на базе учреждений высшего профессионального образования.
Наибольшая часть финансирования приходится на мероприятия, связанные с повышением квалификации работников сферы образования в целях распространения современных моделей успешной социализации детей и с совершенствованием комплексных региональных программ развития профессионального образования, с учетом опыта их реализации.
Литература: