Экспертно-аналитические материалы

Решение задач ФЦПРО на 2011 – 2015 годы в рамках введения эффективного контракта в системе общего образования

Федеральная целевая программа развития образования на 2011 - 2015 годы (далее – ФЦПРО) в отношении системы общего образования решает две задачи: - модернизацию системы общего образования как института социального развития; - развитие системы оценки качества общего образования.

03.04.2014

Федеральная целевая программа развития образования на 2011 - 2015 годы (далее – ФЦПРО) в отношении системы общего образования решает две задачи:

- модернизацию системы общего образования как института социального развития;

- развитие системы оценки качества общего образования.

Мероприятия программы ФЦПРО на 2011 - 2015 годы, направленные на решение поставленных задач, нашли свое отражение в вводимых в системе общего образования эффективных контрактах с педагогическими работниками и руководителями общеобразовательных организаций, поскольку введение эффективного контракта в системе общего образования преследует цель не только совершенствования системы оплаты труда, как стимулирующего фактора к эффективной трудовой деятельности, но и повышение качества труда (работы) педагогических работников и руководителей общеобразовательных организаций, и, как следствие, повышение качества общего образования и оказываемых образовательных услуг.

Примерные направления разработки показателей эффективности деятельности руководителей общеобразовательных организаций и педагогических работников были рекомендованы Министерством образования и науки Российской Федерации (письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 20 июня 2013 г. N АП-1073/02 «О разработке показателей эффективности»). Региональные органы управления образованием на их основе выстраивали свои системы показателей эффективности для руководителей и педагогических работников общеобразовательных организаций.

На примере нескольких субъектов Российской Федерации (Кемеровская, Ленинградская, Нижегородская, Ярославская области, республика Бурятия), рассмотрим отражение в системе перехода на эффективный контракт общеобразовательных организаций задач, мероприятий и целевых индикаторов программы ФЦПРО на 2011 - 2015 годы.

В Кемеровской области приказом от 25 декабря 2013 г. № 2438 утверждены «Методические рекомендации по разработке показателей эффективности деятельности государственных (муниципальных) образовательных организаций Кемеровской области, их руководителей и педагогических работников по типам организаций» (далее - Методические рекомендации). Одним из приложений документа являются пять ключевых показателей эффективности деятельности руководителя общеобразовательной организации, среди которых два показателя: «Удовлетворенность качеством образования» и «Повышение профессиональной компетенции руководителя» связаны с реализацией таких мероприятий ФЦПРО, как «Создание основанной на информационно-коммуникационных технологиях системы управления качеством образования, обеспечивающей доступ к образовательным услугам и сервисам», «Распространение на всей территории Российской Федерации моделей образовательных систем, обеспечивающих современное качество общего образования». Индикатором показателя «Удовлетворенность качеством образования» является место, занимаемое общеобразовательной организацией в общем рейтинге удовлетворенности качеством образования, который утвержден приказом департамента образования и науки Кемеровской области от « 25 » октября 2013 г. № 2123. Согласно «Положению о рейтинговании образовательных организаций, расположенных на территории Кемеровской области», являющемся приложением к данному приказу, оценка деятельности общеобразовательных организаций производится по трем основным направлениям:

• качество условий образовательного процесса в общеобразовательных организациях;

• качество результатов деятельности общеобразовательных организаций;

• удовлетворенность потребителей качеством образования, предоставляемым в общеобразовательных организациях.

Индикатором показателя «Повышение профессиональной компетенции руководителя» является наличие документа о профессиональной переподготовке руководителя по образовательной программе «Менеджмент в образовании».

Показатели результативности деятельности учителей начальных классов и учителей с 5 по 11 класс, являющиеся также приложением к Методическим рекомендациям Кемеровской области, тесно связаны с решением третьей задачи ФЦПРО на 2011 - 2015 годы «Развитие системы оценки качества образования и востребованности образовательных услуг». Так, например, для учителей 5 - 11 классов выделены следующие показатели эффективности деятельности:

- результаты независимой оценки качества образования (измеряются индикаторами успешности сдачи учащимися ГИА и ЕГЭ, качественного освоения учащимися общеобразовательных программ, выполнение работ учащимися на «4» и «5» в рамках мониторинга предметных достижений);

- результативная внеурочная деятельность учителя по предмету  (индикатор - наличие победителей и призеров олимпиад школьников, утвержденных Министерством образования и науки РФ, 1,2,3 уровней);

- профессиональный рост учителя (индикаторы - прохождение процедуры сертификации на региональном, муниципальном уровнях; наличие методических разработок, статей по вопросам образования; результативное участие в конкурсах педагогического мастерства федерального и регионального уровней).

В Ленинградской области в рамках методических рекомендаций по введению эффективного контракта с педагогическими работниками разработаны  примерные направления и показатели эффективности деятельности педагогических работников общебразовательных организаций по должности «учитель», которые также тесно взаимосвязаны с выше обозначенными задачами ФЦПРО на 2011 - 2015 годы. Например, направление разработки показателей эффективности «Реализация мероприятий, обеспечивающих взаимодействие с родителями обучающихся» подразумевает использование такого индикатора измерения, как «Доля родителей, положительно оценивающих деятельность педагога по результатам опроса, в общей численности родителей класса», который связан с развитием независимой оценки деятельности учителя. Направление «Участие педагога в разработке и реализации основной образовательной программы» (индикаторы измерения: разработка рабочих программ, ориентированных на достижение задач образовательной программы образовательной организации и являющихся ее составной частью; учебно-методическое обеспечение реализации образовательной программы образовательной организации; достижение показателей результативности реализации образовательной программы образовательной организации) позволяет оценить уровень профессиональной компетентности учителя, его стремление к профессиональному росту и, как следствие, к обеспечению современного качества оказания образовательных услуг.

В Нижегородской области в число показателей эффективности деятельности руководителей образовательных организаций, в том числе общеобразовательных организаций, включен показатель «Размещение на официальном сайте учреждения в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» открыто предъявляемой информации о своей деятельности (актуальные новости и документы, ежегодные публичные доклады администрации, программа развития учреждения и др.), в установленные сроки», который позволяет Министерству образования Нижегородской области решить задачу ФЦПРО на 2011 - 215 годы «Развитие системы оценки качества образования и востребованности образовательных услуг» и достичь или повысить утвержденные ФЦПРО на 2011-215 годы значения индикатора «Доля образовательных учреждений, открыто предоставляющих достоверную публичную информацию о своей деятельности на основе системы автоматизированного мониторинга, в общем числе образовательных учреждений». Аналогичный показатель встречается в показателях оценки деятельности руководителей общеобразовательных организаций в Ярославской области: название показателя - «Информационная открытость учреждения», индикатор - «Наличие публичной отчетности учреждения».

Кроме того, в число эффективных показателей оценки деятельности руководителей общеобразовательных организаций в Ярославской области включены следующие: «Качество образовательных результатов» (один из индикаторов – «Доля обучающихся, удовлетворенных качеством образования») и «Качество образовательной, воспитательной и социокультурной деятельности обучающихся» (один из индикаторов – «Доля обучающихся, охваченных лицензированными дополнительными образовательными программами учреждения»).

На решение задач ФЦПРО на 2011 - 2015 годы направлены следующие разработанные и утвержденные показатели эффективности деятельности руководителей республики Бурятия: «Удовлетворенность родителей уровнем результатов обучения (по ступеням образования)», «Доля учащихся, постоянно занимающихся в системе дополнительного образования общеобразовательного учреждения или на его базе», «Распространение педагогического опыта учреждения в профессиональном сообществе через проведение семинаров, конференций, организованных самим образовательным учреждением (на муниципальном, региональном, федеральном уровнях)», «Использование единой информационной среды образовательного учреждения, доступной родителям и детям, при проведении школьных мероприятий», «Добровольное участие учреждения в процедурах общественной экспертизы качества образования». Таким образом, внедряя эффективный контракт в системе общего образования, региональные органы управления образованием в то же самое время могут и решают поставленные программой ФЦПРО на 2011-2015 годы задачи и стремятся достичь ее целевых индикаторов.