Информационно-аналитические материалы

Результаты анализа данных анкетирования по теме «Внедрение модели организации и финансирования повышения квалификации работников образования, обеспечивающей непрерывность и адресный подход к повышению квалификации»

В социологическом исследовании приняло участие 1017 респондентов – специалистов региональных и муниципальных органов управления образованием.

19.11.2013

В социологическом исследовании приняло участие 1017 респондентов – специалистов региональных и муниципальных органов управления образованием.

В результате обработки данных были получены результаты, представленные ниже.

На рисунке 1 видно, что среди респондентов опроса у 87% реализуется региональная модель организации и финансирования повышения квалификации работников образования, обеспечивающей непрерывность и адресный подход к повышению квалификации; у 10% – нет.

Рисунок 1 – В Вашем населенном пункте реализуется региональная модель организации и финансирования повышения квалификации работников образования, обеспечивающей непрерывность и адресный подход к повышению квалификации?

На рисунке 2 видно, что персонифицированная база данных педагогических работников и управленческих кадров создана в регионах  68% респондентов. При этом, такая база создана  на региональном и муниципальном уровне (71% респондентов), 26%  отметили, что она есть только на  региональном уровне (рисунок 3).

Рисунок 2 – В рамках реализации модели создана персонифицированная база данных педагогических работников и управленческих кадров?

Рисунок 3 – На каком уровне создана персонифицированная база данных педагогических работников и управленческих кадров?

Однако, более половины (66%) респондентов считают, что механизмы работы с персонифицированной базой данных педагогических работников и управленческих кадров не разработаны (рисунок 4).

Рисунок 4 – Разработаны ли механизмы работы с персонифицированной базой данных педагогических работников и управленческих кадров?

Большинство (59%) респондентов отметили, что в рамках модели создан банк (реестр) учебных модулей образовательных программ повышения квалификации; 37% – считают, что не создан (рисунок 5).

Анализируя возможности реализации права на прохождение повышение квалификации каждые 5 лет (рисунок 6), можно сказать, что 80% респондентов считают, что все педагогические работники имеют возможность проходить повышение квалификации один раз в 5 лет; 18% – считают, что не все педагогические работники имеют такую возможность.

Рисунок 5 – В рамках модели создан банк (реестр) учебных модулей образовательных программ повышения квалификации?

Рисунок 6 – Все ли педагогические работники имеют возможность проходить повышение квалификации один раз в 5 лет?

Также, в некоторых моделях повышения квалификации педагогических работников и управленческих кадров предусмотрена возможность обучения без отрыва от рабочего места – на это указали 39%, однако большее количество моделей такую возможность не предоставляют (57% респондентов ответили «нет») (рисунок 7).

Рисунок 7 – Предусматривает ли модель повышение квалификации педагогических работников и управленческих кадров без отрыва от рабочего места?

Среди выявленных проблем реализации модели можно отметить следующие.

78% респондентов считают, что модель не предусматривает процедуру диагностики образовательных потребностей работников образования (рисунок 8), 64% респондентов считают, что модель не обеспечивает возможности выбора работниками образования места, времени, содержания и форм повышения квалификации (рисунок 9),  61% респондентов считают, что у работников образования не имеется возможность пройти оценочные процедуры профессионального и психолого-педагогического тестирования в рамках курсов повышения квалификации (рисунок 11).

Рисунок 8 – Модель предусматривает процедуру диагностики образовательных потребностей работников образования?

Рисунок 9 – Обеспечивает ли модель возможности выбора работниками образования места, времени, содержания и форм повышения квалификации?

Проанализировав рисунок 10, можно сказать, что 66% респондентов считают, что предлагаемые программы повышения квалификации учитывают уровень квалификации работников образования; 31% –что не учитывают.

Рисунок 10 – Предлагаемые программы повышения квалификации учитывают уровень квалификации работников образования?

Рисунок 11 – Имеется ли возможность у работников образования пройти оценочные процедуры профессионального и психолого-педагогического тестирования в рамках курсов повышения квалификации?

58% респондентов считают, что в рамках модели повышения квалификации разработана система мотивации работников образования к повышению уровня своей квалификации (рисунок 65), в рамках которой организуется проведение фестивалей (50%) и конкурсов (48%) (рисунок 13).

Рисунок 12 – Разработана ли система мотивации работников образования к повышению уровня своей квалификации?

Рисунок 13 – Предусматривает ли эта система проведение конкурсов педагогического мастерства, фестивалей?

Проанализировав рисунок 14, можно сказать, что 52% респондентов считают, что большинство программ повышения квалификации позволяют индивидуализировать процесс повышения квалификации работников образования.

Рисунок 14 – Программы повышения квалификации позволяют индивидуализировать процесс повышения квалификации работников образования?

Среди форм повышения квалификации педагогических работников и управленческих кадров были выделены: 37% – курсы; 31% – семинары; 25% – конференции;4% – круглые столы и 8% – другие формы (рисунок 15).

В рамках модели по мнению 65% респондентов обеспечивается поддержка сетевых педагогических сообществ, занимающихся развитием профессионального потенциала учителей, осуществляющих консультационное и методическое сопровождение их деятельности (рисунок 16).

Рисунок 15 – Какие предусмотрены формы повышения квалификации педагогических работников и управленческих кадров?

Рисунок 16 – Предусмотрена ли в рамках модели поддержка сетевых педагогических сообществ, занимающихся развитием профессионального потенциала учителей, осуществляющих консультационное и методическое сопровождение их деятельности?

В рамках реализации модели, по мнению 72% респондентов, новые механизмы финансирования повышения квалификации  не вводятся, и лишь по мнению 22% – вводятся (рисунок 17), также не закреплены механизмы альтернативного финансирования профессиональной подготовки кадров при дефиците бюджетных ресурсов (по мнению 39% опрошенных) (рисунок 19).

Рисунок 17 – Вводятся ли в рамках реализации модели новые механизмы финансирования повышения квалификации?

Рисунок 18 – Предусматривает ли модель механизмы альтернативного финансирования профессиональной подготовки кадров при дефиците бюджетных ресурсов?

По мнению 49% респондентов модель повышения квалификации, используемая в регионе,  предусматривает увеличение числа организаций, учреждений, предоставляющих образовательные услуги в области дополнительного профессионального образования, на конкурсной основе (рисунок 20). 

Рисунок 19 – Предусматривает ли модель увеличение числа организаций, учреждений предоставляющих образовательные услуги в области дополнительного профессионального образования, на конкурсной основе?

По мнению почти половины (49%) респондентов, в их регионе сетевое взаимодействие образовательных организаций, имеющих лицензию на оказание образовательных услуг по повышению квалификации и профессиональной переподготовке на договорной основе не организовано (42% отметили, что организовано) (рисунок 21). В регионах, по мнению 55% респондентов, разработана нормативно-правовая база такого сетевого взаимодействия (рисунок 22).

Рисунок 20 – Организовано ли в регионе сетевое взаимодействие образовательных организаций, имеющих лицензию на оказание образовательных услуг по повышению квалификации и профессиональной переподготовке на договорной основе?

Рисунок 21 – Разработана ли нормативно-правовая база сетевого взаимодействия разных типов образовательных организаций?

Так же в половине моделей разработано положение о накопительной системе повышения квалификации педагогических и управленческих кадров (по мнению 51% респондентов)  (рисунок 75).

Рисунок 22 – Разработано ли положение о накопительной системе повышения квалификации педагогических и управленческих кадров?

Проанализировав рисунок 24, можно сказать, что 31% респондентов считают, что разработан и используется в работе проект модельной методики организации и финансирования повышения квалификации работников образования (в том числе аттестуемых на высшую квалификационную категорию) на основе персональных образовательных сертификатов.

В целом, по представленным на рисунке 24 данным, можно оценить перспективы реализации модели организации и финансирования повышения квалификации работников образования, обеспечивающей непрерывность и адресный подход к повышению квалификации. 33% респондентов оценили перспективу реализации модели организации и финансирования повышения квалификации работников образования, обеспечивающей непрерывность и адресный подход к повышению квалификации в их населенном пункте на 3 балла (скорее есть перспектива); 27% оценили перспективу на 2 балла (скорее нет перспективы, чем есть); 21% оценили перспективу на 4 балла (есть перспектива реализации модели) и 19% оценили перспективу на 1 балла (нет перспективы).

Рисунок 23 – Разработан и используется в работе проект модельной методики организации и финансирования повышения квалификации работников образования (в том числе аттестуемых на высшую квалификационную категорию) на основе персональных образовательных сертификатов?

Рисунок 24 – Оцените по 4-балльной шкале перспективы реализации модели организации и финансирования повышения квалификации работников образования, обеспечивающей непрерывность и адресный подход к повышению квалификации в Вашем населенном пункте?

По результатам проведенного анализа данных анкетирования, однозначную оценку реализуемой в регионах модели организации и финансирования повышения квалификации работников образования, обеспечивающей непрерывность и адресный подход к повышению квалификации дать сложно.

С одной стороны, в во всех регионах модель организации и финансирования повышения квалификации работников образования, обеспечивающей непрерывность и адресный подход к повышению квалификации имеется, в ее рамках используются персонифицированные базы данных педагогических работников и управленческих кадров, реестры учебных моделей образовательных программ, проработана нормативно-правовая база реализации модели.

Но имеется ряд трудностей с поддержкой сетевых педагогических сообществ, внедрению новых механизмов финансирования.

В целом же, можно утверждать, что модели организации и финансирования повышения квалификации имеют место и перспективы их использования в дальнейшем существуют.