В социологическом исследовании приняло участие 1017 респондентов – специалистов региональных и муниципальных органов управления образованием.
19.11.2013В социологическом исследовании приняло участие 1017 респондентов – специалистов региональных и муниципальных органов управления образованием.
В результате обработки данных были получены результаты, представленные ниже.
На рисунке 1 видно, что среди респондентов опроса у 87% реализуется региональная модель организации и финансирования повышения квалификации работников образования, обеспечивающей непрерывность и адресный подход к повышению квалификации; у 10% – нет.
Рисунок 1 – В Вашем населенном пункте реализуется региональная модель организации и финансирования повышения квалификации работников образования, обеспечивающей непрерывность и адресный подход к повышению квалификации?
На рисунке 2 видно, что персонифицированная база данных педагогических работников и управленческих кадров создана в регионах 68% респондентов. При этом, такая база создана на региональном и муниципальном уровне (71% респондентов), 26% отметили, что она есть только на региональном уровне (рисунок 3).
Рисунок 2 – В рамках реализации модели создана персонифицированная база данных педагогических работников и управленческих кадров?
Рисунок 3 – На каком уровне создана персонифицированная база данных педагогических работников и управленческих кадров?
Однако, более половины (66%) респондентов считают, что механизмы работы с персонифицированной базой данных педагогических работников и управленческих кадров не разработаны (рисунок 4).
Рисунок 4 – Разработаны ли механизмы работы с персонифицированной базой данных педагогических работников и управленческих кадров?
Большинство (59%) респондентов отметили, что в рамках модели создан банк (реестр) учебных модулей образовательных программ повышения квалификации; 37% – считают, что не создан (рисунок 5).
Анализируя возможности реализации права на прохождение повышение квалификации каждые 5 лет (рисунок 6), можно сказать, что 80% респондентов считают, что все педагогические работники имеют возможность проходить повышение квалификации один раз в 5 лет; 18% – считают, что не все педагогические работники имеют такую возможность.
Рисунок 5 – В рамках модели создан банк (реестр) учебных модулей образовательных программ повышения квалификации?
Рисунок 6 – Все ли педагогические работники имеют возможность проходить повышение квалификации один раз в 5 лет?
Также, в некоторых моделях повышения квалификации педагогических работников и управленческих кадров предусмотрена возможность обучения без отрыва от рабочего места – на это указали 39%, однако большее количество моделей такую возможность не предоставляют (57% респондентов ответили «нет») (рисунок 7).
Рисунок 7 – Предусматривает ли модель повышение квалификации педагогических работников и управленческих кадров без отрыва от рабочего места?
Среди выявленных проблем реализации модели можно отметить следующие.
78% респондентов считают, что модель не предусматривает процедуру диагностики образовательных потребностей работников образования (рисунок 8), 64% респондентов считают, что модель не обеспечивает возможности выбора работниками образования места, времени, содержания и форм повышения квалификации (рисунок 9), 61% респондентов считают, что у работников образования не имеется возможность пройти оценочные процедуры профессионального и психолого-педагогического тестирования в рамках курсов повышения квалификации (рисунок 11).
Рисунок 8 – Модель предусматривает процедуру диагностики образовательных потребностей работников образования?
Рисунок 9 – Обеспечивает ли модель возможности выбора работниками образования места, времени, содержания и форм повышения квалификации?
Проанализировав рисунок 10, можно сказать, что 66% респондентов считают, что предлагаемые программы повышения квалификации учитывают уровень квалификации работников образования; 31% –что не учитывают.
Рисунок 10 – Предлагаемые программы повышения квалификации учитывают уровень квалификации работников образования?
Рисунок 11 – Имеется ли возможность у работников образования пройти оценочные процедуры профессионального и психолого-педагогического тестирования в рамках курсов повышения квалификации?
58% респондентов считают, что в рамках модели повышения квалификации разработана система мотивации работников образования к повышению уровня своей квалификации (рисунок 65), в рамках которой организуется проведение фестивалей (50%) и конкурсов (48%) (рисунок 13).
Рисунок 12 – Разработана ли система мотивации работников образования к повышению уровня своей квалификации?
Рисунок 13 – Предусматривает ли эта система проведение конкурсов педагогического мастерства, фестивалей?
Проанализировав рисунок 14, можно сказать, что 52% респондентов считают, что большинство программ повышения квалификации позволяют индивидуализировать процесс повышения квалификации работников образования.
Рисунок 14 – Программы повышения квалификации позволяют индивидуализировать процесс повышения квалификации работников образования?
Среди форм повышения квалификации педагогических работников и управленческих кадров были выделены: 37% – курсы; 31% – семинары; 25% – конференции;4% – круглые столы и 8% – другие формы (рисунок 15).
В рамках модели по мнению 65% респондентов обеспечивается поддержка сетевых педагогических сообществ, занимающихся развитием профессионального потенциала учителей, осуществляющих консультационное и методическое сопровождение их деятельности (рисунок 16).
Рисунок 15 – Какие предусмотрены формы повышения квалификации педагогических работников и управленческих кадров?
Рисунок 16 – Предусмотрена ли в рамках модели поддержка сетевых педагогических сообществ, занимающихся развитием профессионального потенциала учителей, осуществляющих консультационное и методическое сопровождение их деятельности?
В рамках реализации модели, по мнению 72% респондентов, новые механизмы финансирования повышения квалификации не вводятся, и лишь по мнению 22% – вводятся (рисунок 17), также не закреплены механизмы альтернативного финансирования профессиональной подготовки кадров при дефиците бюджетных ресурсов (по мнению 39% опрошенных) (рисунок 19).
Рисунок 17 – Вводятся ли в рамках реализации модели новые механизмы финансирования повышения квалификации?
Рисунок 18 – Предусматривает ли модель механизмы альтернативного финансирования профессиональной подготовки кадров при дефиците бюджетных ресурсов?
По мнению 49% респондентов модель повышения квалификации, используемая в регионе, предусматривает увеличение числа организаций, учреждений, предоставляющих образовательные услуги в области дополнительного профессионального образования, на конкурсной основе (рисунок 20).
Рисунок 19 – Предусматривает ли модель увеличение числа организаций, учреждений предоставляющих образовательные услуги в области дополнительного профессионального образования, на конкурсной основе?
По мнению почти половины (49%) респондентов, в их регионе сетевое взаимодействие образовательных организаций, имеющих лицензию на оказание образовательных услуг по повышению квалификации и профессиональной переподготовке на договорной основе не организовано (42% отметили, что организовано) (рисунок 21). В регионах, по мнению 55% респондентов, разработана нормативно-правовая база такого сетевого взаимодействия (рисунок 22).
Рисунок 20 – Организовано ли в регионе сетевое взаимодействие образовательных организаций, имеющих лицензию на оказание образовательных услуг по повышению квалификации и профессиональной переподготовке на договорной основе?
Рисунок 21 – Разработана ли нормативно-правовая база сетевого взаимодействия разных типов образовательных организаций?
Так же в половине моделей разработано положение о накопительной системе повышения квалификации педагогических и управленческих кадров (по мнению 51% респондентов) (рисунок 75).
Рисунок 22 – Разработано ли положение о накопительной системе повышения квалификации педагогических и управленческих кадров?
Проанализировав рисунок 24, можно сказать, что 31% респондентов считают, что разработан и используется в работе проект модельной методики организации и финансирования повышения квалификации работников образования (в том числе аттестуемых на высшую квалификационную категорию) на основе персональных образовательных сертификатов.
В целом, по представленным на рисунке 24 данным, можно оценить перспективы реализации модели организации и финансирования повышения квалификации работников образования, обеспечивающей непрерывность и адресный подход к повышению квалификации. 33% респондентов оценили перспективу реализации модели организации и финансирования повышения квалификации работников образования, обеспечивающей непрерывность и адресный подход к повышению квалификации в их населенном пункте на 3 балла (скорее есть перспектива); 27% оценили перспективу на 2 балла (скорее нет перспективы, чем есть); 21% оценили перспективу на 4 балла (есть перспектива реализации модели) и 19% оценили перспективу на 1 балла (нет перспективы).
Рисунок 23 – Разработан и используется в работе проект модельной методики организации и финансирования повышения квалификации работников образования (в том числе аттестуемых на высшую квалификационную категорию) на основе персональных образовательных сертификатов?
Рисунок 24 – Оцените по 4-балльной шкале перспективы реализации модели организации и финансирования повышения квалификации работников образования, обеспечивающей непрерывность и адресный подход к повышению квалификации в Вашем населенном пункте?
По результатам проведенного анализа данных анкетирования, однозначную оценку реализуемой в регионах модели организации и финансирования повышения квалификации работников образования, обеспечивающей непрерывность и адресный подход к повышению квалификации дать сложно.
С одной стороны, в во всех регионах модель организации и финансирования повышения квалификации работников образования, обеспечивающей непрерывность и адресный подход к повышению квалификации имеется, в ее рамках используются персонифицированные базы данных педагогических работников и управленческих кадров, реестры учебных моделей образовательных программ, проработана нормативно-правовая база реализации модели.
Но имеется ряд трудностей с поддержкой сетевых педагогических сообществ, внедрению новых механизмов финансирования.
В целом же, можно утверждать, что модели организации и финансирования повышения квалификации имеют место и перспективы их использования в дальнейшем существуют.