Информационно-аналитические материалы

Результаты анализа данных социологического исследования «Социологические исследования формирования системы взаимодействия университетов и учреждений общего образования по реализации общеобразовательных программ старшей школы, ориентированных на развитие одаренности у детей и подростков»

В социологическом исследовании за время его проведения принял участие 1004 респондента из 60 субъектов РФ. Количество респондентов из каждого региона варьировалось от 8 до 29 человек.

19.11.2013

В социологическом исследовании за время его проведения принял участие 1004 респондента из 60 субъектов РФ. Количество респондентов из каждого региона варьировалось от 8 до 29 человек.

Целевая аудитория – специалисты учреждений общего образования, вовлеченные в работу с одаренными детьми и подростками, организаторы дистанционного обучения в школе, учителя-предметники, руководители учреждений общего образования.

В результате обработки данных были получены результаты, представленные ниже.

Были выявлены следующие социально-демографические характеристики опрашиваемых: пол, возраст, образование, социальное происхождение, профессия, место жительства.

Большинство опрошенных проживают в городской местности – 83 процента, и только 17 процентов опрошенных проживают в сельской местности.

Анализ данных по количеству анкет по гендерному признаку свидетельствует, что женщины заполнили больше анкет, чем мужчины. Количество анкет, заполненными женщинами составляет 567 анкет, а количество анкет, заполненными мужчинами составляет 435 анкет.

На основании графика представленного на рисунке 3, можно сделать вывод, что основная часть опрошенных получила среднее профессиональное или высшее образование.

Рисунок 1 — Уровень образования опрошенных

На рисунке 4 видно, какой статус имеют опрошенные в исследовании люди. Большинство опрошенных это учителя-предметники – 473 человека, немного меньше специалистов учреждений общего образования, вовлеченных в работу с одаренными детьми и подростками – 262 человек, руководителей учреждений общего образования – 156 человек, и всего 111 человек – это организаторы дистанционного обучения в школе.

Анализ социально-демографических характеристик опрашиваемых показал, что в исследовании в значительном большинстве приняли участие жители городской местности с высшим профессиональным образованием,  по большей части работающие учителями предметниками.

Рисунок 2 — Статус опрошенных

Какой процент школ взаимодействует с высшими профессиональными образовательными учреждениями по развитию одаренности у детей и подростков, можно увидеть на рисунке 5. С одним высшим профессиональным образовательным учреждением взаимодействует 67 процентов школ, а 19% взаимодействуют сразу с несколькими Вузами. Но остаются школы, которые не взаимодействуют с Вузами – 14% (или об этом не знают опрашиваемые).

Таким образом, в дальнейшем анализе использовались данные тех анкет (863 анкеты), в которых респонденты указали, что взаимодействуют с ВУЗами.

Рисунок 3 — Взаимодействует ли Ваша школа с высшими профессиональными образовательными учреждениями по развитию одаренности у детей и подростков?

На рисунке 6 представлено распределение ответов на вопрос «Принимали ли Вы участие в подготовке/разработке учебников/учебных и дидактических пособий для учащихся/методических пособий/указаний для учителей по развитию одаренности у детей и подростков совместно с преподавателями Вуза(ов)?». На графике видно большая часть опрошенных никогда не занималась разработкой каких-либо пособий или методических рекомендаций, большая часть знали о такой возможности, но не включились в работу, 176 человек не были проинформированы. Из опрошенных только 148 человек участвовали в разработках материалов по развитию одаренности у детей и подростков совместно с преподавателями Вуза(ов).

Рисунок 4 — Принимали ли Вы участие в подготовке/разработке учебников/учебных и дидактических пособий для учащихся/методических пособий/указаний для учителей по развитию одаренности у детей и подростков совместно с преподавателями Вуза(ов)

Результаты ответов на вопрос «Предоставлял(и) ли Вуз(ы) собственные методические разработки для учителей по развитию одаренности у детей и подростков?» представлены на рисунке 7. Более половины учителей получали от  Вуз(ов) методические разработки для учителей по развитию одаренности у детей и подростков. Небольшой процент опрошенных такой помощи не получали. 18% хотя методические разработки и получали, но отмечают в них недостатки.

Рисунок 5 — Предоставлял(и) ли Вуз(ы) собственные методические разработки для учителей по развитию одаренности у детей и подростков

На рисунке 8 представлена оценка эффективности методической поддержки, оказываемой Вузом(ами) школе по развитию одаренности у детей и подростков. Большая часть опрошенных – 61% считают, что методическая поддержка эффективна, 36% – удовлетворительна, и только 3% опрошенных считают неудовлетворительной методическую поддержку, которую оказывают Вуз(ы) школе.

На рисунке 9 представлены результаты ответов на вопрос «Принимали ли Вы участие в совместном с Вузом(ами) проведении предметных олимпиад/семинаров/конкурсов/конференций по развитию одаренности у детей и подростков». Малая часть опрошенных не принимали участие так как не было инициативы от Вуз(а) – 9 человек, 110 человек отказались принимать участие в проводимых мероприятиях по собственной инициативе. Принимали участие в мероприятиях как спикеры 319 опрошенных, 266 человек принимали участие в организации, 159 человек принимали участие как слушатели.

Рисунок 6 — Оцените эффективность методической поддержки, оказываемой Вузом(ами) Вашей школе по развитию одаренности у детей и подростков.

Рисунок 7 — Принимали ли Вы участие в совместном с Вузом(ами) проведении предметных олимпиад/семинаров/конкурсов/конференций по развитию одаренности у детей и подростков

Результаты ответов на вопрос «Осуществлялось(ется) ли руководство проектной деятельностью учащихся Вашей школы специалистами Вуза(ов)?» проанализированы и представлены на рисунке 10. На графики видно что в большинстве школ осуществляется руководство проектной деятельностью учащихся специалистами Вуза(ов): 567 человек считает такое сотрудничество эффективным, 255 человек выделяют в таком сотрудничестве некоторые предложения/замечания. Часть опрошенных не сотрудничает с Вуз(ом) по собственной инициативе или инициативе Вуз(а).

Рисунок 8 — Осуществлялось(ется) ли руководство проектной деятельностью учащихся Вашей школы специалистами Вуза(ов)

Оценка эффективности научной поддержки, оказываемой Вузом(амии) школе по развитию одаренности у детей и подростков представлена на рисунке 11. Большая часть опрошенных оценивают эффективность научной поддержки удовлетворительно – 71%, 22% считают ее эффективной, а 7% оценили ее неудовлетворительно, возможно у данной части опрошенных такая поддержка попросту отсутствует.

Рисунок 9 — Оцените эффективность научной поддержки, оказываемой Вузом(амии) Вашей школе по развитию одаренности у детей и подростков

Опрос о повышении квалификации по вопросам развития одаренности у детей и подростков на базе Вуза(ов) показал, что большая часть прошла повышение квалификации, 501 опрошенный доволен качеством курсов, у 191 человека есть какие-либо предложения или замечания. По собственной инициативе отказались от курсов на базе Вуза(ов) 119 человек. Часть опрошенных ответили что не было инициативы со стороны Вуза(ов). Результаты опроса представлены на рисунке 12.

На рисунке 13 представлены результаты ответов на вопрос «Принимала ли Ваша школа участие в организации/проведении Дней открытых дверей в Вузе(ах)?». Почти все школы принимали участие в организации/проведении Дней открытых дверей в Вузе(ах), часть по инициативе Вуз(а), а часть по собственной инициативе. Семь процентов опрошенных не принимали участие в организации/проведении Дней открытых, из них 6% по инициативе школы.

Рисунок 10 — Повышали ли Вы квалификацию по вопросам развития одаренности у детей и подростков на базе Вуза(ов)?

Рисунок 11 — Принимала ли Ваша школа участие в организации/проведении Дней открытых дверей в Вузе(ах)?

Анализ ответов на вопрос «Проводятся ли подготовительные курсы в Вашей школе для дальнейшего поступления в Вуз(ы)?» представлен на рисунке 14. На рисунке видно что большая часть опрошенных ответила что курсы не проводятся из-за отсутствия инициативы со стороны Вуза(а) - 28%, из-за отсутствия инициативы со стороны школы – 27%. В 42% школ курсы проводятся по инициативе Вуза(ов), в 3% школ по инициативе школы.

Рисунок 12 — Проводятся ли подготовительные курсы в Вашей школе для дальнейшего поступления в Вуз(ы)?

На рисунке 15 представлены результаты ответов на вопрос «Проводятся ли в Вашей школе совместные с Вузом(ами) олимпиады школьников?». В 34% школ олимпиады не проводятся из-за отсутствия инициативы со стороны Вуза(ов), в 27% по инициативе школы. В 31% школ совместные олимпиады проводятся по инициативе Вуза(ов), а в 8% по инициативе школы.

Рисунок 13 — Проводятся ли в Вашей школе совместные с Вузом(ами) олимпиады школьников?

Таким образом, по полученным результатам анализа данных, собранных в ходе социологического исследования, можно судить о достаточно высокой  эффективности деятельности университетов по развитию одаренности у детей и подростков при взаимодействии с учреждениями общего образования относятся, включая:

•высокое качество оказываемой учебно-методической поддержки;

•высокое качество оказываемой научно-методической поддержки;

•эффективность поддержки кадрового потенциала общеобразовательных учреждений;

•высокое качество профориентационной работы.