Интервью

Дмитрий Медведев посетил Санкт-Петербургский государственный технологический институт

28.11.2018

Председатель Правительства выступил на торжественном заседании Учёного совета по случаю 190-летия СПбГТИ и осмотрел музейную экспозицию, посвящённую юбилею института.

Выступление Дмитрия Медведева:

alt

– Очень рад поздравить вас с юбилеем – 190-летием Технологического института. Трудно всё время прибавлять «технического университета», во всяком случае для меня, я к этому названию не привык. Но таковы нынешние правила, и Технологический институт – такой же университет, как и многие другие. А с другой стороны – не такой же, поскольку это один из старейших, самых известных, уважаемых вузов в нашей стране.

Здесь учились, работали люди, чьи открытия, научные достижения во многом опередили время. Присутствующие о них знают, но я всё равно назову тех людей, которые прославили Технологический институт. Это Дмитрий Менделеев, Борис Розинг, Николай Щукин, Сергей Лебедев, Абрам Иоффе и многие другие великие учёные, которые внесли вклад не только в российскую, но и в мировую науку.

Почти 200 лет университет, институт решает сложнейшие задачи, нестандартные задачи, которые ставит развитие прогресса в мире. И сегодня научно-технологическое развитие является одним из приоритетов государства.

Не буду вас убеждать в том, какие сложные задачи стоят перед всеми нами, перед нашей страной, какие амбициозные цели. Действительно, за ближайшие годы мы рассчитываем войти в число стран-лидеров, которые осуществляют научные исследования и разработки. И мы надеемся, что к 2024 году попадём в десятку ведущих стран мира, чьи университеты присутствуют в крупнейших, топовых рейтингах университетов мира. Причём мы с вами прекрасно понимаем: задача не только в том, чтобы в эти рейтинги войти, где-то закрепиться, хотя само по себе это и приятно, и почётно. Задача, конечно, совершенно в другом: выпускники таких университетов, студенты, преподаватели должны олицетворять все лучшие мировые достижения в тех сферах, которыми они занимаются. Только в этом случае мы сможем обеспечить нашей стране лидирующее положение в мире. А без этого наша страна развиваться не может. Может быть, другие страны, относительно небольшие страны могут и не претендовать на лидирующие позиции, двигаться в общепонятном направлении, впитывать научно-технологические достижения, которые создаются в других государствах, находиться в русле выгодных экономических трендов, но это точно не про нашу страну.

Наша страна может развиваться, быть успешной, комфортной, сильной, наконец, только в том случае, если мы занимаем лидерские позиции. Такое место нам предопределено и историей, да и, наверное, всем развитием событий. На это нельзя жалеть ни средств, ни времени, для этого нужно использовать все возможности. Поэтому нужны новые программы, лучшая подготовка преподавателей, исследователей. Мы будем создавать научно-образовательные центры, решать эти задачи при помощи существующих научных организаций, промышленных компаний.

Мы только что проводили совещание по развитию ледокольного флота. Почему это совещание в Петербурге? Потому что у нас город корабелов. И мы действительно имеем отличные компетенции в этой сфере. И конечно, Технологический институт способен внести свой вклад в достижение национальных целей развития, оставаясь одним из ведущих российских вузов, которые готовят специалистов в сфере химических технологий, производств, имея в виду и славную историю Техноложки, и блестящее будущее.

Студенты сегодня осваивают самые разные профессии, специальности. Хорошо, что в стенах института осваивают не только собственно научные знания, но и управление производственными циклами, экономические дисциплины и «цифру», без которой развитие невозможно.

В университете ведётся большая научная работа. Здесь создают наноматериалы, которые требуются для исследования космоса, океанских глубин, выдерживают температуру горящей плазмы, жёсткое излучение. Здесь разрабатывают лекарства нового поколения, средства защиты атомных станций, полимеры. Перечислить всё невозможно. Самое главное, что Технологический институт остаётся на передовых рубежах научных исследований.

Выпускника Технологического института в ближайшие годы ждёт работа в самых сложных в технологическом смысле отраслях. Сегодня в стенах вуза учатся 7 тысяч студентов, которые приходят в эти аудитории и лаборатории. И конечно, будущее за ними. Поколению нынешних студентов очень интересно учиться.

Я, кстати, помню общение в этом зале. Мне тогда было интересно и приятно послушать тех, кто учится в Техноложке. Тогда (это было в 2012 году, если не ошибаюсь) меня впечатлило, что студенты Технологического института задавали абсолютно правильные, прикладные вопросы о своём будущем. Не общегуманитарные вопросы, хотя они очень важны, не какие-то бытовые вопросы, хотя они тоже очень важны. Я почувствовал именно интерес к тому, как они, студенты той поры, видели своё будущее, видели развитие экономики, возможность приложения собственных сил. Это хорошо. Это означает, что у тех, кто учится сегодня в стенах Технологического института, хорошие жизненные планы. А для молодёжи это, наверное, самое главное.

Не буду больше отвлекать ваше внимание, говорить о том, что меня связывает с Технологическим институтом. Наверное, вы это знаете. Я в 1982 году, ещё будучи совсем молодым человеком, пришёл работать лаборантом на одну из кафедр Техноложки. И тогда мне это многое дало. Я посмотрел, как живёт институт, тогда советской поры, познакомился с интересными людьми. Это дало мне возможность учиться – правда, в другом институте и другой университет окончить. Но об этой поре у меня самые тёплые воспоминания. Я уж не говорю о том, что с Ленинградским технологическим институтом была связана вся история жизни моего отца. Для меня это всегда было очень большим, важным человеческим уроком: как близкий мне человек всю жизнь проработал в стенах одного университета – Технологического института. Я уверен, что у абсолютного большинства преподавателей, которые присутствуют в этом зале, у студентов, которые рано или поздно тоже могут стать преподавателями, – у всех вас такие же чувства по отношению к Технологическому институту. И это, мне кажется, очень важно для любого человека.

Дорогие друзья! Сердечно хочу ещё раз вас поздравить с юбилейной датой. Но дело не в юбилее, а в том, что Технологический институт живёт, развивается, преодолевает сложности.

Рассчитываю, что тот колоссальный задел, который был создан студентами, преподавателями института за 190 лет истории, не будет растрачен, он будет развиваться. И все, кто связал свою жизнь с Технологическим институтом, ещё не раз подтвердят своим талантом, энергией, достижениями свою любовь к нашей стране, к нашей любимой Родине.

Спасибо вам большое за это мероприятие, за то, что сделали меня, гуманитария, почётным профессором. Это редкая история. Надеюсь, я не посрамлю в этом смысле традиций дорогого мне Технологического института.

Всего доброго. Спасибо.

Для справки:

Санкт-Петербургский государственный технологический институт образован 28 ноября 1828 года по указу императора Николая I. В 2001 году институт включён в перечень объектов исторического и культурного наследия федерального значения.

В 2017 году была завершена масштабная реконструкция главного корпуса института, модернизированы учебные и административные помещения, восстановлены (после пожара в 2013 году) Белоколонный и актовый залы.

В этом году институт празднует своё 190-летие. За это время в Технологическом институте были созданы отечественные научно-педагогические школы в области органического и неорганического химического синтеза, химических, военно-промышленных технологий, а во второй половине ХХ века – ядерных и космических технологий; подготовлено более 68 тысяч специалистов. С момента основания в Технологическом институте развивается школа механики, а в последние десятилетия – научные школы био- и нанотехнологий, прикладной информатики, автоматизации и автоматизированного проектирования.

На сегодняшний день СПбГТИ(ТУ) готовит специалистов в области химии, био-, нано- и химических технологий, механики, автоматики и робототехники, информационных технологий и систем управления, экономики и менеджмента.

Источник