Новости образования • Информация о ходе реализации ФЦПРО 2016-2020 • Реализация проектов в сфере образования
Интервью

Интервью с Бурункиным Дмитрием Анатольевичем на тему «Проблемы и перспективы вовлечения взрослого населения в систему дополнительного образования»

25.11.2013

У нас есть целевые программы повышения квалификации инженерных кадров в рамках общеобразовательной программы 2012-14 гг. Надо отдать должное, что по инспекции этой программы за первый год были соблюдены все итоги за 2012 год, и мы немного даже с запасом перевыполнили план.

– Дмитрий Анатольевич, какие меры предпринимаются Министерством по вовлечению взрослого населения в систему дополнительного образования?

– Главными работами в этом направлении, кроме комплексных мер и выделения финансирования под целевую программу, является еще и создание условий  для самообразования. Что я здесь имею в виду. У нас есть целевые программы повышения квалификации инженерных кадров в рамках общеобразовательной программы 2012-14 гг. Надо отдать должное, что по инспекции этой программы за первый год были соблюдены все итоги за 2012 год, и мы немного даже с запасом перевыполнили план. Спрос и желание участвовать в этой программе большой и на будущее у нас даже есть планы продлить эту программу.

Еще одним направлением является программа подготовки управленческих кадров. В этой части тоже в соответствии с Указом президента. В конце 2012 года было подписано поручение Д. А. Медведевым по реализации комплекса мер по повышению квалификации и переподготовки инженерных кадров и т.д. В рамках этого комплекса мер заложено расширение участников программы переподготовки управленческих кадров в сфере здравоохранения и образования, и она будет расширена: до конца года в ней будут принимать участие сферы культуры, естественно будет сфера спорта, и фактически все виды социального блока. Кроме того, вы знаете, что у нас зимой пройдет Олимпиада и у нас широкий спектр комплексных мер проводится по поручению правительства по подготовке к Олимпиаде. Более 22 тысяч человек готовится во всех сферах обслуживания, в том числе и железнодорожный транспорт, авиа, т.е. все задействованы, это комплексный проект. Мы работаем совместно с Министерством транспорта РФ, Министерством связи и массовых коммуникаций РФ.

Работа ведется и по другим проектам.

– На кого же возложены задачи вовлечения взрослого населения в систему дополнительного профессионального образования?

–Исходя из опыта работы по этому направлению, могу сразу же сказать, пока это курирует Минобрнауки России, потому, что это заложено в Федеральную целевую программу развития образования. Тем не менее, мы уже должны работать в тесном контакте с Министерством Труда и Социальной защиты Российской Федерации, и на базе, так скажем, это уже будет передаваться именно в Министерство Труда и Соцзащиты России. Поскольку это, все-таки, больше связано с работающим населением, чем с теми, кто получает образование в образовательных организациях. Здесь уже больше ответственность Минтруда России. Пока, еще раз повторюсь, ответственным за эту работу является Минобрнауки России до 2015 г. Но мы уже тесно работаем с Минтрудом.

– Еще один аспект, касающийся системы дополнительного профессионального образования. Федеральным законом 273-ФЗ не предусмотрена государственная аккредитация по программам дополнительного профессионального образования, соответственно, готовится ли приказ об отмене всех Федеральных государственных требований?

– Я понимаю, что многим нужно именно формальное подтверждение о том, что приказы эти недействующие, хотя они по факту не действуют в связи с принятием закона. Но если принятие Федеральных государственных требований во 2 ст. Закона Об образовании Российской Федерации относиться только к  предпрофессиональным программам, то понятие ФГТ сохраняется в нашем законодательстве. Но эти Федеральные государственные требования теперь относятся только к программам предпрофессиональной подготовки. Т.е. предпрофессиональные программы в области искусства, спорта. Понятие Федеральных государственных требований из нашего законодательства в отношении программ ДПО фактически исчезло. Мы их применять не можем, по той причине, что действующее законодательство не предусматривает самого понятия Федеральных государственных требований в системе ДПО.

– Вопрос, а что же вместо нормативных регуляторов, которые были раньше?

– Единственным регулятором в системе ДПО сейчас фактически являются профессиональные стандарты. Но на время, пока они еще не разработаны, это квалификационные требования. Если нет Федеральных государственных требований, нет документов гособразца, то это не значит, что государство устранилось из системы ДПО. Мы просто понимаем с вами, что ДПО, в первую очередь, призвано решать очень быстро проблемы растущей экономики. Это новые требования, по многим профессиям нет государственных стандартов, новые профессии, в принципе, даже не формализованы никоим образом, и, тем не менее, мы должны готовить людей для нашей экономики. И наш закон 273-ФЗ говорит о том, что мы обязаны уже учитывать профессиональные стандарты при разработке программ ДПО.

– Учувствует ли Россия в международных исследованиях по качеству образования дополнительного образования?

– Российская Федерация в таком экспериментальном порядке вступает  в этом году в это исследование. Оно называется PIAAC. Это международная программа оценки взрослого населения. Поэтому кроме формы 1ПК Росстата, мы еще будем участвовать в ближайшие годы в международном исследовании по качеству образования взрослого населения, для того, чтобы понимать, как мы соотносимся к нашим международным соседям и где наши ресурсы для роста.

– Каков в целом результат работы Министерства по вовлечению взрослого населения в систему дополнительного образования?

– Мы обеспечиваем мониторинг формального в большей части образования, и создаем условия для неформального образования, в том числе самообразования. Вот эти два крупных блока, над которыми мы работаем. Неформальное и информальное образование – создаем условия. Создание условий должно сопровождаться созданием системы признания квалификаций. Эта работа должна однозначным образом носить межведомственный характер, и никак иначе. Это действительно глобальная задача и мы ее решаем.