Новости образования • Информация о ходе реализации ФЦПРО 2016-2020 • Реализация проектов в сфере образования
Личный кабинет
Интервью

«Система образования должна преодолеть разрыв с рынком труда»

03.04.2018

Отечественная система образования до сих пор не перестроилась на подготовку инженеров, специалистов в области естественных и технических наук, и продолжает, по мнению экспертов, выпускать избыточное количество юристов и экономистов...

Отечественная система образования до сих пор не перестроилась на подготовку инженеров, специалистов в области естественных и технических наук, и продолжает, по мнению экспертов, выпускать избыточное количество юристов и экономистов. Как преодолеть разрыв между подготовкой специалистов в вузах и реальными потребностями рынка труда? Как построить непрерывную работу с талантами? Об этом корреспонденту проекта "Социальный навигатор" МИА "Россия Сегодня" рассказала заместитель губернатора Томской области по научно-образовательному комплексу Людмила Огородова.

– Какие вызовы стоят сегодня перед отечественной системой образования?

– Несмотря на то, что много говорят о необходимости готовить специалистов в области естественных, инженерных и технических наук, в контрольных цифрах приема в вузы до сих пор превалирует подготовка по экономике и юриспруденции. Система образования довольно консервативна.

К сожалению, она имеет разрыв с рынком труда и слабо ориентирована на вызовы, стоящие перед страной. Преодолевать разрывы необходимо, поскольку эффективность образования транслируется в человеческий капитал, прибавочную стоимость, инновационное развитие рынка.

Результатом этого разрыва с рынком труда становится отсутствие проектно-ориентированной подготовки студентов, которая позволила бы им заранее знакомиться с производством, с будущей сферой деятельности, с ожиданиями работодателей.

Мы можем изменить учебную программу в вузе в объеме 20 процентов, исходя из запросов работодателей, но если диалога с ними нет ни в рамках проекта, ни в рамках производственной практики, то осуществить это невозможно.

– Как можно преодолеть этот разрыв?

– Необходим выход закона о базовых кафедрах, открытых вузами на производстве. В России сегодня уже более тысячи базовых кафедр. Студенты приходят на производство, знакомятся с современными технологиями. Вузы включают в число преподавателей сотрудников от работодателей. Таким образом, работодатели участвуют во всех этапах подготовки студентов.

Следующий важный вопрос, который стоит перед нашей системой образования – на каких направлениях вести опережающую подготовку. Все-таки система образования – это не система обслуживания отраслей, а наоборот, система формирования будущих рынков и технологических прорывов. Как сформировать эту опережающую подготовку, как связать глобальные вызовы с подготовкой кадров – эти вопросы также стоят перед системой образования.

– Каковы ваши планы на посту заместителя губернатора Томской области по образованию?

– Моя задача – создать предпосылки "открытого образования" для Томской области как инновационного региона, создать механизмы быстрой сборки образовательных программ под вызовы (и не только рыночные) и в формате опережающей подготовки.

Сегодня президент и правительство говорят о необходимости формирования единой образовательной среды. Профессиональная ориентация должна начинаться раньше, чем это происходит сегодня. Надо показать родителям, что, если они хотят, чтобы у их ребенка были интересная творческая работа, хорошая заработная плата и устойчивое будущее, он должен обратить внимание на определённые профессии, связанные с инновационной экономикой. Поэтому мы ориентируем детей на новые компетенции, на освоение сквозных технологий в раннем возрасте и на

– Комментируя ваше назначение, губернатор Томской области сказал, что вы займетесь построением системы непрерывной работы с талантами. Что это такое?

– Cистема непрерывной работы с талантами включает в себя три этапа. Первый этап – выявление талантливых детей через конкурсы, олимпиады, различные мероприятия. Второй этап – предоставление талантливому ребенку специальных условий для развития. Третий этап – обеспечение педагогического сопровождения ребенка. Где те площадки, куда он вернется? Наверное, это не должна быть только школа. Даже ректоры университетов сегодня задумались о создании условий для развития полученных компетенций. Нужно поддерживать и развивать таланты, чтобы одаренные дети не уезжали из России.

Наша задача – повысить качество человеческого потенциала в регионе. Результат будет виден в том, какое количество населения получило высшее образование, сколько у нас работает членов Академии наук, есть ли у нас лауреаты известных премий, победители научных конкурсов, исследователи, которые сформировали инвестиционно привлекательные проекты, которые обеспечили привлекательность региона для жизни и работы в целом.

– Планируете ли вы вести работу по попаданию вузов Томска в мировые рейтинги? Насколько серьезных реформ это потребует?

– Конечно, мы связываем историю развития вузов с их дальнейшим развитием конкурентоспособности. Вузы должны повышать свою инвестиционную привлекательность.

Сегодня только 30 процентов поступающих в наши вузы – это абитуриенты региона. За короткий срок мы достигли того, что к нам поступают до 20 процентов иностранцев. У нас сегодня обучаются студенты из 67 стран, из 65 регионов России. Это дает нам и ресурс, и инвестиции, и привлекательность, и узнаваемость, и репутацию.

Для всех университетов мы ставим задачи вхождения в рейтинги. Нужно сказать, что все университеты Томска входят в топ-100 российского рейтинга, но наша задача – развивать образование на глобальных площадках. В связи с этим мы ожидаем, что наши вузы продолжат продвигаться в мировых предметных рейтингах.

Источник