Новости образования • Информация о ходе реализации ФЦПРО 2016-2020 • Реализация проектов в сфере образования
Статьи и обзоры

Федеральные государственные образовательные стандарты общего образования: вопросы обновления содержательной части предметных областей (учебных предметов) и детализации требований к предметным результатам

В статье обозначена актуальность доработок федеральных государственных образовательных стандартов общего образования.

29.11.2017

Аннотация

В статье обозначена актуальность доработок федеральных государственных образовательных стандартов общего образования, проанализированы проблемы участников образовательного процесса в связи с недостаточным уровнем детализации требований федеральных государственных образовательных стандартов общего образования к предметным результатам обучения и рассмотрена важность междисциплинарного подхода при реализации федеральных государственных образовательных стандартов общего образования. В материале также представлены направления обновления федеральных государственных образовательных стандартов и рекомендации по их доработке.

Ключевые слова: федеральные государственные образовательные стандарты общего образования, доработка федеральных государственных образовательных стандартов общего образования, междисциплинарный подход, рекомендации, детализация предметных результатов.

Сегодня система отечественного образования переживает период обновления, что, в свою очередь, касается и федеральных государственных образовательных стандартов (далее –  ФГОС) общего образования, нуждающихся в изменениях с учетом образовательной политики и потребностей экономики страны.

Как будут обновляться ФГОС общего образования, какие проблемы стали причиной доработки стандартов, какие доработки ФГОС общего образования нужно произвести, и какие перспективы ждут участников образовательного процесса после внедрения нововведений? 

Обновление ФГОС общего образования поможет в решении таких важных задач, как обеспечение единства образовательного пространства государства, доступности качественного образования и равных возможностей для его получения на всей территории страны. Кроме того, доработка ФГОС общего образования обеспечит соответствие изменений в сфере образования достижениям науки, актуальным запросам общества и обучающихся.

Цель статьи – анализ трудностей, с которыми сталкиваются участники образовательного процесса в связи с недостаточным уровнем детализации требований ФГОС общего образования к предметным результатам обучения, а также разработка направлений обновления ФГОС общего образования и рекомендаций по их доработке.

Целесообразность изменения ФГОС общего образования обусловлена несколькими факторами. Так, необходимо отметить недостаточный уровень детализации требований к содержанию образования, в связи с чем требования, которые предъявляются к итогам обучения, можно трактовать неоднозначно. Разночтение образовательных стандартов может препятствовать обеспечению равных возможностей для получения качественного образования и стать проблемой для эффективного решения основных задач развития системы образования.

Трудности, связанные с такой ситуацией испытывают все участники образовательного процесса, в частности педагогические работники общеобразовательных организаций. Ответственность за разработку основных образовательных программ общеобразовательной организации, использование эффективных технологий образования, за систему оценки результатов лежит на общеобразовательных организациях, в то же время педагоги испытывают сложности при самостоятельной разработке программ и критериев оценки результатов обучения. Отмечается нехватка информации, необходимой педагогам для разработки основной образовательной программы общеобразовательной организации и обеспечения единства при организации образовательного процесса с учетом актуальных тенденций и ключевых стратегий развития Российской Федерации, обуславливающих запросы к выпускникам различных уровней общего образования.

ФГОС общего образования достаточно обобщенно определяют требования к предметным, метапредметным и личностным результатам обучения [1; 2]. В арсенале общеобразовательных организаций имеются примерные основные общеобразовательные программы, сформированные на основе требований ФГОС, однако последние включают те же требования к предметным результатам освоения образовательных программ. Эксперты и профессиональное сообщество, принимавшие участие в экспертном и профессиональном обсуждении по вопросам детализации требований к предметным результатам обучения, которое состоялось по заказу Минобрнауки России 21 ноября 2017 года [4; 6], отмечали как одно из ключевых несовершенств действующих требований ФГОС отсутствие возможности оценки соответствия предметных достижений учащихся заложенным требованиям. В связи с этим возникают сложности с формированием системы внутришкольной оценки качества образования, контрольно-измерительных материалов, системы оценки достижений учащихся в рамках конкретных рабочих программ по учебным предметам. Очевидно, что отсутствие однозначно трактуемых требований к итогам освоения образовательной программы становится причиной того, что при разработке критериев оценки педагоги ориентируются на контрольно-измерительные материалы государственной итоговой аттестации. При этом используются привычные способы контроля знаний, в то время, как система образования и требования к обучающимся меняются.

Еще одна проблема состоит в том, что ФГОС общего образования не детализируют содержание образования должным образом, в связи с чем у педагогического состава общеобразовательных организаций возникает необходимость самостоятельного подбора учебной литературы из имеющегося перечня, а это противоречит задаче формирования единого образовательного пространства на территории Российской Федерации.

Трудности также появляются и у специалистов, участвующих в экспертизе учебной литературы. Поскольку во ФГОС общего образования не представлено содержание образования по уровням общего образования, специалисты сталкиваются с проблемами при экспертизе содержания непосредственно самих учебников. В свою очередь, родительская общественность сталкивается с трудностями при подборе дополнительной учебной литературы в помощь ребенку.

Кроме того, из-за несоответствия основных общеобразовательных программ, сформированных на основе действующих ФГОС, и линеек учебников в разных общеобразовательных организациях у обучающихся возникают проблемы при переходе в другую школу или при подготовке к поступлению в профессиональные образовательные организации и образовательные организации высшего образования. Это также является препятствием в обеспечении преемственности [1, 2] различных уровней образования.

Детализация требований ФГОС общего образования к предметным результатам обучения будет способствовать тому, что все участники образовательного процесса – педагоги, эксперты, образовательные организации, контролирующие органы, родители, общественность, средства массовой информации – смогут однозначно трактовать данные требования и формировать единое содержание образовательных программ.

Детализация ФГОС общего образования в соответствии с требованиями времени позволит также поддержать формирование единого образовательного пространства страны, будет способствовать обеспечению доступности образования и преемственности различных образовательных программ.  

Решить перечисленные задачи поможет детализация требований ФГОС общего образования к предметным результатам обучения. Речь идет о доработке базового содержания обязательной части общеобразовательных программ по учебным предметам (предметным областям). Данная детализация дает возможность конкретизировать содержание образовательных дисциплин, предотвратив разночтения при их реализации и оценке результатов обучения. 

Актуальность детализации обусловлена не только потребностью поддержки педагогов, экспертов, необходимостью обеспечить преемственность между ФГОС разного уровня общего образования, но также потребностью общественности в конкретизации требований к результатам подготовки и необходимостью повышения уровня прозрачности оценки знаний и умений обучающихся.

При этом, несомненно, одной из главных целей доработки ФГОС общего образования является соответствие образовательных результатов потребностям экономики и времени, социальным изменениям, которые в настоящее время происходят интенсивно.

Система образования – та сфера, которая должна оперативно реагировать на экономические и социальные изменения, поскольку от качества ее модернизации зависит качество подготовки молодых специалистов в масштабах всей страны. Выпускники сельской школы должны иметь равные возможности с абитуриентами из городских общеобразовательных организаций в плане поступления в вузы и построения карьерной траектории.

Формирование детализированных требований ФГОС общего образования к предметным результатам обучения поможет педагогам и общеобразовательным организациям получить основу для разработки основных образовательных и рабочих программ, а также разработки корректного и прозрачного оценочного инструментария. Доработка стандартов также поможет руководителям общеобразовательных организаций разработать эффективную стратегию реализации образовательной деятельности и синхронизировать ее элементы.

Что касается органов управления образованием, то обновление ФГОС общего образования поможет повысить эффективность мониторинга качества образования. В частности, повысит объективность контроля качества образования за счет усовершенствованного оценочного инструментария.

Устранение разночтений при реализации требований ФГОС общего образования поможет производить более объективную оценку качества образовательных услуг за счет унификации требований к оцениванию предметных результатов. Важно, что родители обучающихся получат представление о конкретизированных требованиях к результатам обучения и смогут контролировать соответствие уровня достижения предметных результатов своих детей, обозначенным в ФГОС общего образования, а также должным образом помочь детям в обучении и подборе дополнительной учебной литературы.

Особую значимость в детализации требований ФГОС общего образования к предметным результатам обучения имеет развитие междисциплинарного подхода, поскольку для современной экономики актуальной является подготовка универсальных специалистов с большим багажом знаний в смежных областях [1; 2].

Сегодня, когда наблюдаются изменения в экономических, деловых и общественных отношениях, активно развиваются информационные технологии, работа специалиста становится многофункциональной, что не может не учитываться в обучении.

Поэтому при доработке ФГОС общего образования целесообразно учитывать необходимость использования междисциплинарного подхода на основе интеграции материалов различных предметных областей. Такой подход улучшит подготовку обучающихся, обеспечит получение ими дополнительного багажа знаний для комплексного решения научно-технических задач в самых разных отраслях экономики. Получение широкого спектра взаимосвязанных знаний и навыков поможет подготовить конкурентоспособных выпускников, имеющих большой потенциал для построения карьеры в интересующих их отраслях. 

Реализация междисциплинарного подхода в образовании поможет подготовить востребованных специалистов, готовых к современным требованиям работодателей, практической работе в условиях социального многообразия и мультикультурности. Это также расширит сферу трудоустройства каждого специалиста, создаст предпосылки для более широких возможностей при построении карьеры и передвижении специалиста с помощью социальных лифтов.

Учебные предметы целесообразно преподавать во взаимосвязи, и эту комплексность необходимо принять во внимание при подготовке основных образовательных программ.

Это требование соответствует задачам отечественного образования и обозначено в Федеральной целевой программе развития образования на 2016-2020 годы, в которой предусмотрен целевой показатель «Доля учителей, освоивших методику преподавания по межпредметным технологиям и реализующих ее в образовательном процессе, в общей численности учителей» [3].

Таким образом, при доработке ФГОС общего образования требуется предусмотреть всестороннюю поддержку педагогов и образовательных организаций в сфере реализации междисциплинарного подхода в обучении.

Междисциплинарный подход дает возможность сформировать сильную личность обучающегося, способного противостоять названным проблемам, уметь аналитически мыслить при оценке событий и явлений. Это важно для государства в целом, поскольку молодое поколение сможет легко ориентироваться в меняющейся экономической, социальной ситуации и быстро адаптироваться к потребностям рынка труда, что, в свою очередь, работает на снижение социальной напряженности и сокращение уровня безработицы. Кроме того, междисциплинарный подход открывает для обучающегося большие возможности реализации своих талантов и способностей именно в тех сферах, которые являются для него наиболее привлекательными.

При детализации требований ФГОС общего образования к предметным результатам обучения целесообразно также включить темы и предметные результаты, посвященные актуальным проблемам и вопросам в жизни общества.

В частности, анализ изученных разработок по детализации требований ФГОС общего образования показал, что в имеющихся материалах наблюдается необходимость проведения доработок в следующих направлениях:

Все перечисленные вопросы должны быть учтены при доработке действующей редакции ФГОС общего образования, а оценку уровня освоения знаний по указанным направлениям необходимо сделать измеримой и соответствующей актуальным требованиям к оценочным системам.

В целом, при детализации требований ФГОС общего образования к предметным результатам обучения рекомендуется обеспечить:

Таким образом, детализация требований ФГОС общего образования к предметным результатам обучения даст возможность всем участникам образовательного процесса избежать разночтений при трактовке стандартов. Унификация и систематизация содержания предметных материалов образовательных программ поможет в решении задач по обновлению системы образования с учетом передовых достижений науки, постоянно происходящих социальных изменений и экономических трансформаций.

Обновленный подход к обучению детей и подростков позволит сформировать сильное молодое поколение, стремящееся к максимальной реализации профессиональных способностей в российских компаниях. В свою очередь, это также повысит конкурентоспособность отечественных специалистов на международном рынке труда и будет способствовать повышению статуса российского образования в мире.

Кроме того, обновление ФГОС общего образования даст возможность исследователям, отечественным и международным научным структурам более эффективно проводить сравнительно-сопоставимые исследования в области оценки общего образования.

Это важно и для сопоставления качества услуг, предоставляемых общеобразовательными организациями различных регионов Российской Федерации. Реализация вышеописанного подхода также станет вспомогательным фактором при необходимости проведения рейтингования общеобразовательных организаций страны по тем или иным параметрам предоставления образовательных услуг.

Образование, базирующееся на принципах системности, преемственности и междисциплинарности, поможет подготовить молодое поколение специалистов, востребованных в условиях быстро меняющейся экономики и межкультурного взаимодействия. При этом требуется поддерживать постоянное взаимодействие всех участников образовательного процесса для анализа потребностей общества и экономики в образовательных обновлениях.

Важно организовать внедрение нововведений ФГОС общего образования с учетом принципа информационной открытости и прозрачности, предполагающего оценку эффективности процесса внедрения нововведений, всестороннее общественное обсуждение изменений в образовании для учета мнений всех заинтересованных лиц с привлечением средств массовой информации, в том числе интернет-изданий.

В конечном итоге, образование должно стать динамично меняющейся и постоянно обновляемой системой, отвечающей запросам общества, времени, науки, экономики и рынка труда.

Список литературы

  1. Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования [Электронный ресурс]: приказ Минобрнауки России от 6 октября 2009 года № 373 (ред. от 31.12.2015). – Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_96801/
  2. Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования [Электронный ресурс]: приказ Минобрнауки России от 17 декабря 2010 года № 1897 (ред. от 31.12.2015). – Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_110255/
  3. О Федеральной целевой программе развития образования на 2016 - 2020 годы [Электронный ресурс]: Постановление Правительства Российской Федерации от 23 мая 2015 г. № 497. – Режим доступа: http://минобрнауки.рф/документы/5930/файл/4787/FCPRO_na_2016-2020_gody.pdf
  4. В Москве обсудили актуальные аспекты детализации требований ФГОС общего образования к предметным результатам обучения [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://nsportal.ru/shkola/raznoe/library/2017/11/22/v-moskve-obsudili-aktualnye-aspekty-detalizatsii-trebovaniy-fgos
  5. Ечка Е.М., Литвинова Т.Н. Междисциплинарный подход в науке и образовании. Материалы I Всероссийской электронной научно-практической конференции «Глобальное научное сообщество: интеграция, кооперация, коммуникация». - 2015.  [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.gs-conf.com/index.php/stati-i-vserossijskaya-elektronnaya-seminar-konferentsiya-globalnoe-nauchnoe-soobshchestvo-integratsiya-kooperatsiya-kommunikatsiya/37-mezhdistsiplinarnyj-podkhod-v-nauke-i-obrazovanii
  6. Специалисты сферы образования обсудят вопросы детализации требований ФГОС общего образования к предметным результатам обучения.  [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://edupractice.ru/news.html?id=52