Статьи и обзоры

Метапредметный подход на уроках русского языка в современной российской школе

Система школьного образования претерпевает в настоящее время серьезные изменения. Образовательный процесс сейчас в большей степени направлен на развитие и саморазвитие личности ребенка, в то время как основная задача педагога заключается в том, чтобы выявить внутренний потенциал каждого своего ученика и способствовать его реализации.

05.10.2015

Система школьного образования претерпевает в настоящее время серьезные изменения. Образовательный процесс сейчас в большей степени направлен на развитие и саморазвитие личности ребенка, в то время как основная задача педагога заключается в том, чтобы выявить внутренний потенциал каждого своего ученика и способствовать его реализации.

Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту (ФГОС), финальной целью школьного обучения являются не только предметные, но и метапредметные результаты: оторванность друг от друга различных учебных дисциплин должна сглаживаться усилиями педагогов, для чего каждому из них мало быть погруженным в свой предмет – следует также знать и обозначать для школьников точки соприкосновения конкретной дисциплины с другими типами знаний.

Метапредметный подход формирует у обучающихся готовность к саморазвитию и непрерывному образованию, их активную коммуникативную и учебно-познавательную деятельность, а также способность применять полученные знания во всех предметных областях и сферах жизни. Этот подход тесно связан с освоением обучающимися универсальных учебных действий (УУД), основой которых являются:

1. овладение всеми видами речевой деятельности;

2. формирование учебно-логических умений: ставить проблему, аргументировано отстаивать ту или иную позицию, строить логическую цепь рассуждений, систематизировать информацию и т.п.;

3. учебно-организационные умения: формулировать цель и задавать последовательность учебной деятельности, а также планировать собственную деятельность, осуществляя самоконтроль и формируя самооценку;

4. учебно-информационные умения (на примере дисциплины «русский язык»): различать тексты различных стилей, создавать тексты различных типов (описание, повествование, рассуждение);

5. учебно-коммуникативные умения: формировать и выражать свое мнение, кратко формулировать свои мысли, соотносить собственную деятельность с деятельностью других.

В качестве примера применения метапредметного подхода на уроках русского языка можно привести анализ двух отрывков текста, различающихся по стилю. Для выполнения поставленной задачи ученику потребуется оценить благозвучие текстов, изучить особенности синтаксической и логической структуры каждого из них, а также обратить внимание на особенности лексического выражения и, собственно, на то, что излагается в каждом из текстов. Параллельно с таким анализом от ученика потребуется провести сравнение этих двух отрывков и обозначить их сходства и различия.

Педагогу необходимо организовать работу над этим и подобными упражнениями так, чтобы спровоцировать развитие у обучающихся как учебно-организационных умений (определять учебную задачу), так и учебно-коммуникативных умений (вступать в учебный диалог, аргументировано доказывать тезис, формулировать вывод).

Кроме того, для формирования УУД при помощи метапредметного подхода особо значимы и творческие упражнения. К примеру, можно предложить обучающимся ознакомиться с высказываниями ученых, различающихся во мнении, на одну и ту же тему, и произвести анализ, затем выбрать предпочтительный вариант – мнение, с которым конкретный ученик склонен согласиться.

При этом педагогу необходимо добиться, чтобы каждый обучающийся проявил интерес к теме дискуссии и активность в познавательной деятельности, смог обосновать свой выбор и, готовый соотнести свое понимание изучаемого материала, вступил в диалог.

Подобные метапредметные задания помогают научить школьника самостоятельно ставить цель, искать пути для ее достижения и учиться оценивать полученный результат. Они являются частью большой системы взаимосвязанных знаний (и не только по данному предмету – «русскому языку»). Таким образом, осознав необходимость глубокого усвоения учебного материала, стремясь применить свои знания при изучении других предметов и при участии в дебатах и выступлениях перед широкой аудиторией, обучающийся не позволит себе ограничиться примитивным заучиванием урока.

Задача современного учителя заключается в том, чтобы создать условия для понимания и осознания школьниками структуры обучения, взаимосвязей между разделами одного учебного предмета и между разными учебными дисциплинами и – что самое главное – добиться того, чтобы обучающийся понимал, как пользоваться полученными знаниями в учебной и практической деятельности. В результате грамотного применения метапредметного подхода педагогу удастся воспитать не просто грамотного человека, а человека мыслящего.

Источник