Статьи и обзоры

Ученик вместо учителя

На Московском международном салоне образования-2015 много говорили и дискутировали о том, как изменится отрасль в ближайшие годы. Пообещали, что поменяется все: от профориентации до формы проведения урока.

16.05.2015

На Московском международном салоне образования-2015 много говорили и дискутировали о том, как изменится отрасль в ближайшие годы. Пообещали, что поменяется все: от профориентации до формы проведения урока.

Прошли более 100 встреч с руководством Министерства образования и науки РФ. Пришли посмотреть более 14 000 людей. Прослушано множество лекций… Остались впечатления.

Первое: Россия, несмотря на сокращение численности высших школ, планирует остаться страной университетов. Расширять вузовскую аудиторию будут за счет увеличения приема в ведущие университеты.

Второе: Россия не намерена отставать в онлайн-образовании, хотя в народных массах остается недоверие к этому виду обучения. Третье: Россия хочет продемонстрировать остальному миру свой тренд в образовании – дополнительное школьное образование.

Теперь чуть подробней об этом. Как выяснилось, главный тренд в образовании – все, что связано с цифрой: цифровая педагогика, цифровые технологии, цифровая среда и т.д. Важный проект – создание национальной платформы дистанционного образования, осуществляемый ассоциацией восьми ведущих российских вузов. Как сообщил замминистра образования и науки РФ Александр Климов, платформа нужна, потому что обеспечивает простоту доступа к уникальному контенту и дает вузам возможность охватить гораздо большую часть аудитории. Кроме того, платформа – чуть ли не единственный способ получить высшее образование людям с ограниченными физическими возможностями. Разработчики обещают, что проект начнет работу в сентябре 2015 года. И в течение трех лет количество курсов достигнет 500.

Сквозной нитью через все мероприятия прошла тема профориентации. Начиная с профориентации детей младшего школьного возраста. Не удивляйтесь. Этот пункт очень прочно увязан с темой импортозамещения, озвученной президентом страны. Не ошибиться с выбором вуза – вот о чем нужно знать уже с пеленок. Еще спикеры салона сошлись во мнении, что традиционные методы профориентации безнадежно устарели. Они нацеливают человека на один вид деятельности. Между тем в современном мире при желании можно относительно легко сменить род занятий. И люди становятся более смелыми при выборе профессии. Только вот готовить к этой свободе выбора надо уже с детства. В молодом поколении нужно развивать склонность к самопознанию, внимание к собственным интересам. Если раньше люди в основном выбирали из тех занятий, которые нужны обществу, то теперь на первый план выходят те занятия, которые интересны самому человеку. Поэтому профориентационные мероприятия надо начинать уже по достижении ребенком семи лет, чтобы к подростковому возрасту он имел определенное представление о разных моделях деятельности.

Отсюда плавно вытекает следующая тема салона –  слом традиционной образовательной модели. Выступающие давали существуюшей системе образования нелестные характеристики и прогнозировали перемены в самом ближайшем будущем. В ходе обсуждения эксперты все чаще подводили аудиторию к выводу, что обучение будет некоего смешанного типа. А непременным условием его существования станет создание мотивирующей образовательной среды, где ребенок сможет учиться по полностью «персонализированному учебному плану».

«Родители хотят традиционного образования для своих детей, – сказал российской аудитории Марк Пренски, американский писатель и популяризатор технологий обучения и просвещения, – но если мы не будем пробовать использовать новые технологии, мы не сможем подготовиться к новому миру». По его мнению, нужно по-другому смотреть на образование. Изучение – это уже не цель образования. Цель – это научить юного человека через образование взаимодействовать с другими людьми, например, создавать семью и менять мир к лучшему. При этом вещающий с экрана зарубежный спикер пообещал, что все это обязательно коснется нас, потому что нынешнее поколение детей развивается одинаково по всему миру. Эти школьники более похожи другу на друга, нежели их родители когда-то. И это «горизонтальное» поколение по всему миру требует вот такого нового вида образования.

Еще одна интересная деталь: при смешанном виде обучения (как обещают американские спикеры) занятия в классе и домашняя работа меняются местами. Дома учащиеся будут просматривать лекционный материал, а на занятиях преподаватели станут разбирать практические задания с каждым индивидуально. И наконец, еще одна сквозная и важная тема – это уклон в сторону технического образования. Легкая пропаганда инженерного образования присутствует сегодня практически во всех мероприятиях Минобрнауки РФ. Заметим, что тема не сходит с повестки дня не только у нас, но и за рубежом. Например, американская журналистка Мелисса Джун Роули пишет в одной из своих статей, что американские школьники и студенты давно отстают от своих зарубежных сверстников в изучении этих дисциплин, что «ставит под угрозу конкурентоспособность и процветание Соединенных Штатов». Прививать технические знания американским детям будут пытаться при помощи игр. То, что геймификация не пройдет и мимо нас, с успехом продемонстрировал и московский салон.

Источник