Информационно-аналитические материалы

Результаты анализа данных социологического опроса по теме «Возможность выбора программ обучения в ходе повышения квалификации»

В социологическом исследовании приняло участие 1017 респондентов из разных субъектов РФ (более 70%).

19.11.2013

В социологическом исследовании приняло участие 1017  респондентов из разных субъектов РФ (более 70%).

Количество респондентов из каждого региона варьируется от 9 до 27 человек.

Целевая аудитория – специалисты образовательных учреждений.

В результате обработки данных были получены результаты, представленные ниже.

Были выявлены показатели, которые позволили определить социальную и профессиональную характеристику респондентов.

На рисунке 1 видно, что главную долю респондентов, которые заполнили анкеты, составили «учитель (преподаватель, педагог)» – 70%; «методист» – 14%; «руководитель образовательного учреждения» – 13% и респонденты, относящиеся к категории «другое» – 3%.

Рисунок 1 – Должность респондентов

На рисунке 2 представлен график, характеризующий педагогический стаж работы респондентов. На графике видно, что группа респондентов со стажем «от 3 до 10 лет» составила 47% респондентов; со стажем «от 15 до 25 лет» – 26% респондентов; со стажем «от 10 до 15 лет» – 10% респондентов; со стажем «от 1 до 3 лет» – 10% респондентов и со стажем «более 25 лет» – 7% респондентов.

Рисунок 2 — Педагогический стаж работы респондентов

Анализ данных по направлению программы повышения квалификации, показывает, что среди опрошенных респондентов 54% проходили повышение квалификации по программам введения ФГОС; 31% - по применению современных образовательных технологий; 13% - по программе «Менеджмент в образовании» и 2% по другим программам (рисунок 3).

Из числа анкет были исключены анкеты, в которых респонденты указали год последнего повышения квалификации ранее 2010 года.

Рисунок 3 – Направление программы повышения квалификации

Большинство (68%) респондентов проходили повышение квалификации по модульным программам, состоящим из 1-3 модулей; 29% респондентов – по модульным программам, состоящим из более 4 модулей. 3% опрошенных проходили программы, в структуру обучения по которым не был заложен модульный принцип (рисунок 4).

Вариативность выбора модулей для изучения в ходе прохождения квалификации была оценена следующим образом:

 61% респондентов было представлено от 1 до 3 модулей на выбор; 29% респондентов вообще не имели модулей на выбор и 10% респондентов имели возможность выбирать из 4 и более модулей для обучения  (рисунок 5).

Рисунок 4 – Какое количество модулей включала программа повышения квалификации

Рисунок 5 – Какое количество модулей было представлено на выбор для изучения рамках программы повышения квалификации

Анализируя данные вопроса о необходимости в использовании индивидуального-ориентированного подхода в реализации образовательных маршрутов повышения квалификации в процессе курсовой подготовки (рисунок 6), можно сказать, что среди респондентов у 68% возникала необходимость в использовании индивидуального-ориентированного подхода в реализации образовательных маршрутов повышения квалификации в процессе курсовой подготовки; у 30% – такая потребность не возникла.

Рисунок 6 – Возникала ли необходимость в использовании индивидуального-ориентированного подхода в реализации образовательных маршрутов повышения квалификации в процессе курсовой подготовки

Анализируя рисунок 7, можно сказать, что среди респондентов 76% удовлетворены условиями профессионального развития по окончании обучения по программе повышения квалификации; но все таки  21% – остались не удовлетворенными.

Рисунок 7 – Удовлетворены ли Вы условиями профессионального развития по окончании обучения по программе повышения квалификации

Использование средств ИКТ в процессе обучения охарактеризовано на рисунке 8. 63% респондентов в процессе обучения по программе повышения квалификации использовали средства ИКТ; 31% – нет.

Рисунок 8 – Использовались ли ИКТ (информационно- коммуникационные услуги) в процессе обучения по программе повышения квалификации

Оценка предоставления возможности прохождения повышения квалификации один раз в 5 лет представлена на рисунке 9. Такую возможность имели 82% респондентов, не имели– 16%.

Рисунок 9 – Имеете ли Вы возможность проходить повышение квалификации один раз в 5 лет

Достаточно высоким оказался показатель оценки овладения в желаемом объеме новыми компетенциями или усовершенствования имеющиеся, необходимых для профессиональной деятельности в результате прохождения программы повышения квалификации (рисунок 10). Желаемого уровня достигли 62% респондентов 62%; 28% – не овладели и 10% не смогли определиться.

Также 67% респондентов повысили в желаемом объеме свой профессиональный уровень в рамках имеющейся квалификации в результате прохождения программы повышения квалификации; а 30% – не могут поделиться такими результатами.

Рисунок 10 – Овладели ли Вы в желаемом объеме новыми компетенциями или усовершенствовали имеющиеся, необходимые для профессиональной деятельности в результате прохождения программы повышения квалификации

Рисунок 11 – Повысили ли Вы в желаемом объеме свой профессиональный уровень в рамках имеющейся квалификации в результате прохождения программы повышения квалификации

Таким образом, по полученным результатам анализа данных, собранных в ходе проведения социологического опроса, можно судить о достаточно высокий возможностях выбора педагогами программ обучения в ходе повышения квалификации. Подавляющее большинство программ, по которым сотрудники образовательных учреждений проходили повышение квалификации, построены по модульному принципу, являются вариативными (представляя на выбор по несколько модулей), характеризуются высокой степенью использования ИКТ. Респонденты, прошедшие повышение квалификации по таким программам, отмечают удовлетворенность условиями профессионального развития в системе повышения квалификации.