Информационно-аналитические материалы

Результаты социологического опроса по теме «Возможности выбора школьниками профиля обучения, в том числе дистанционного или в учреждениях профессионального образования»

В социологическом исследовании приняло участие 1001 респондент из 60 субъектов РФ (более 70%). Количество респондентов из каждого региона варьируется от 12 до 24 человек.

19.11.2013

В социологическом исследовании приняло участие 1001 респондент из 60 субъектов РФ (более 70%). Количество респондентов из каждого региона варьируется от 12 до 24 человек.

Целевая аудитория – руководство общеобразовательных учреждений и педагоги, координирующие профильное обучение школьников.

В результате обработки данных были получены результаты, представленные ниже.

Степень реализации предпрофильной подготовки школьников на разных степенях общего образования представлена на рисунках 1 – 2.

На основании полученных данных можно сделать вывод, что в большинстве ОУ (60,64% ответов респондентов) предпрофильная подготовка школьников 5-7х классов не реализуется.

Рисунок 1 – Ответы на вопрос «В Вашем ОУ реализуется предпрофильная подготовка школьников 5-7х классов?»

А вот предпрофильная подготовка школьников 8-9х классов реализуется в гораздо большем количестве ОУ (82,22% ответов респондентов).

Рисунок 2 – Ответы на вопрос «В Вашем ОУ реализуется предпрофильная подготовка школьников 8-9х классов?»

Результаты ответов на вопрос «Укажите количество факультативных курсов, по которым обучаются школьники в рамках предпрофильной подготовки» представлены на рисунке 3. Исходя из ответов видно, что наибольшее количество ответов (60,17% ответов) получил вариант ответа «от 3 до 5 курсов». 21,38% респондентов на вопрос ответили – «менее 2 курсов» и 28,45% - «более 5 курсов».

Рисунок 3 – Ответы на вопрос «Укажите количество факультативных курсов, по которым обучаются школьники в рамках предпрофильной подготовки»

Результаты ответов на вопрос «Укажите количество элективных курсов, по которым обучаются школьники в рамках предпрофильной подготовки» представлены на рисунке 4. Наибольшее количество респондентов (56,08%) указало, что в их ОУ предлагается не более 2 элективных курсов, 24,63% респондентов предлагают от 3 до 5 курсов и 19,29%  – «более 5 курсов».

Рисунок 4 – Ответы на вопрос «Укажите количество элективных курсов, по которым обучаются школьники в рамках предпрофильной подготовки»

На рисунке 5 представлен график, показывающий долю школьников 5-9х классов, которые занимаются на факультативных курсах в рамках предпрофильной подготовки, в общем количестве школьников 5-9х классов. 61,64% респондентов указал, что такая доля составляет от 10% до 40%, 25,47% –  доля составляет менее 10% и 12,89% - более 40%.

Рисунок 5 – Ответы на вопрос «Укажите долю (в %) школьников 5-9х классов, которые занимаются на факультативных курсах в рамках предпрофильной подготовки, в общем количестве школьников 5-9х классов»

82,81% респондентов указало, что ОУ обеспечивает профильное обучение с применением дистанционных технологий. Отрицательно ответило меньшее количество респондентов – 16,77% (рисунок 6).

Рисунок 6 – Ответы на вопрос «Укажите, обеспечивает ли Ваше ОУ профильное обучение с применением дистанционных технологий?»

79,87% респондентов указало, что  в ОУ предоставляется методическая и консультативная помощь учащимся по профильным предметам, необходимая для освоения общеобразовательных программ с помощью дистанционных технологий. Отрицательно ответило 16,46% респондентов (рисунок 7).

Противоположная ситуация складывается с предоставлением методической и консультативной помощи родителям, чьи дети обучаются в профильных классах, с помощью дистанционных технологий. Большинство респондентов (72,12%) ответили на этот вопрос отрицательно и лишь 22,54% – положительно.

Рисунок 7 – Ответы на вопрос «Укажите, предусмотрено ли в Вашем ОУ предоставление методической и консультативной помощи учащимся по профильным предметам, необходимой для освоения общеобразовательных программ с помощью дистанционных технологий?»

Рисунок 8 – Ответы на вопрос «Укажите, предусмотрено ли в Вашем ОУ предоставление методической и консультативной помощи родителям, чьи дети обучаются в профильных классах, с помощью дистанционных технологий?»

Результаты сбора данных позволили определить технический уровень комплектации рабочих мест учителей, преподающих профильные предметы и использующих дистанционные технологии в  образовательном процессе. 

Более половины (56,92%) респондентов считают такой уровень высоким, 40,04% - средним уровнем и лишь 3,04% - низким (рисунок 9).

Рисунок 9 – Ответы на вопрос «На каком техническом уровне укомплектованы рабочие места учителей, преподающих профильные предметы и использующих дистанционные технологии в  образовательном процессе?»

На рисунке 10 представлен график с ответами на вопрос «С какими образовательными организациями взаимодействует Ваше ОУ при организации профильного обучения». Большинство респондентов (36,89%) отметили,  что ОУ взаимодействует с образовательными организациями высшего образования,  24,65% более активно сотрудничают с профессиональными образовательными организациями, 15,3% - с другими общеобразовательными организациями. Настораживает тот факт, что 15,01% респондентов считают, что ОУ совсем не взаимодействует с другими организациями.

Рисунок 10 – Ответы на вопрос «С какими образовательными организациями взаимодействует Ваше ОУ при организации профильного обучения»

О проведении на базе ОУ профориентационных курсов, организованных профессиональными образовательными организациями и/или образовательными организациями высшего образования, в ходе предпрофильной подготовки и профильного обучения для школьников, заявило  большинство респондентов (60,8%). Подобные курсы не проводятся в их ОУ по мнению  22,12% респондентов (рисунок 11).

Важной характеристикой профильного обучения является количество профилей, предоставляемых образовательным учреждением. На основании полученных ответов можно сделать вывод, что 37,32% респондентов считают,  что в их ОУ организовано 2 профиля обучения, 28,3%  – 1 профиль, 15,31%  – ни одного профиля не организовано (значения данного варианта ответа несколько завышены по сравнению с реальной ситуацией и могут быть подвергнуты сомнению), 15,09%  – 3 профиля и 3,88% считает что в их ОУ организовано более 4 профилей.

Рисунок 11 – Ответы на вопрос «Укажите проведение на базе Вашего ОУ профориентационных курсов, организованных профессиональными образовательными организациями и/или образовательными организациями высшего образования, в ходе предпрофильной подготовки и профильного обучения для школьников»

Рисунок 12 – Ответы на вопрос «Укажите, сколько профилей обучения организовано в Вашем ОУ?»

Таким образом, по полученным результатам анализа данных, собранных в ходе проведения социологического опроса, можно судить о достаточно высокий возможностях выбора школьниками профиля обучения, в том числе дистанционного или в учреждениях профессионального образования. Респондентами отмечаются высокий уровень предпрофильной подготовки учащихся 8-9х классов в ОУ, использование дистанционных технологий в рамках профильного обучения с обеспечением необходимой консультативной и методической поддержки учащихся и их родителей, широкие возможности выбора школьниками профильного обучения. Также особого внимания заслуживает организация сетевого взаимодействия ОУ с другими образовательными организациями по реализации  профильного обучения.