Происходящее в России социальное обновление, формирование открытого демократического общества и его интеграция в мировое и европейское культурно-образовательное пространство привели к активному росту инноваций в педагогической теории и практике, одним их которых выступает вариативное дошкольное образование.
23.04.2015Происходящее в России социальное обновление, формирование открытого демократического общества и его интеграция в мировое и европейское культурно-образовательное пространство привели к активному росту инноваций в педагогической теории и практике, одним их которых выступает вариативное дошкольное образование. Вариативность дошкольного образования в организации образовательного пространства выражается в первую очередь в вариативности образовательных структур, реализующих услуги дошкольного образования. В образовательном пространстве каждого региона Российской Федерации в настоящий момент наряду с традиционными дошкольными образовательными организациями действуют организации различного типа и вида, реализующие основную общеобразовательную программу дошкольного образования: центры развития ребенка; центры предшкольного образования; начальные школы–детские сады; общеобразовательные школы с правом реализации образовательных услуг в сфере дошкольного образования; учреждения дополнительного образования и другие организации.
Отсутствие в большинстве регионов эффективных схем поддержки негосударственного сектора в сфере образования для обеспечения широкого спектра образовательных услуг привела к дисбалансу между запросами населения на образование и возможностями системы образования предоставить их согласно данным запросам. Наиболее ярко это проявляется в дошкольном образовании.
Позитивная тенденция последних лет – организация новых форм образования, ориентированных на удовлетворение запросов родителей (законных представителей), являющихся основными заказчиками образовательных услуг.
В соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» негосударственный сектор дошкольного образования, а именно, частные организации, семейные детские сады, индивидуальные предприниматели, реализующие образовательные программы дошкольного образования, приравнены в правах и обязанностях к государственным и муниципальным образовательным организациям, реализующим те же программы.
В соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования, утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 года №1155, организация, осуществляющая образовательную деятельность, индивидуальный предприниматель может разрабатывать и реализовывать программы, рассчитанные на группы кратковременного пребывания детей.
Концепция долгосрочного экономического развития Российской Федерации до 2020 года предусматривает создание системы образовательных услуг, обеспечивающих поддержку семейного воспитания в первую очередь для семей с детьми до 3 лет, внедрение моделей дошкольного образования, обеспечивающих каждому ребенку возможность обучаться по образовательным программам для детей старшего дошкольного возраста (2016 год – 95%). В рамках реализации дорожных карт субъектов Российской Федерации в течение 2013–2015 годов планируется введение 755 тыс. новых мест, в том числе 357 тыс. мест за счёт вариативных форм образования и услуг дошкольного образования, реализуемых с учетом и негосударственных организаций (частные, семейные детские сады).
Создание сети образовательных институтов, реализующих программы дошкольного образования в субъектах Российской Федерации, направлено на достижение следующей цели: обеспечить доступ к качественному дошкольному образованию максимальному количеству детей дошкольного возраста, учитывая их образовательные потребности, способности, состояние здоровья и материальную обеспеченность семей. Ее решение невозможно без развития гибкой, многофункциональной системы дошкольного образования, ориентированной на вариативные формы получения дошкольного образования.
Мероприятия по развитию негосударственного сектора дошкольного образования в условиях внедрения федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования целесообразно реализовывать по следующим основным направлениям:
1)Нормативное направление:
• устранение существующих противоречий между различными нормативными правовыми актами;
• развитие законодательства, обеспечивающего равный доступ к бюджетным средствам.
2)Организационное направление:
• обеспечение преференций негосударственному сектору для выхода на рынок услуг дошкольного образования, в том числе с инвестиционными проектами строительства зданий под частные детские сады и т.п.;
• организационная и инфраструктурная поддержка инвестиций в негосударственный сектор дошкольного образования;
• повышение гибкости и многообразия форм дошкольного образования (за счет развития существующих и включения новых форм организации дошкольного образования);
• кадровая, методическая, юридическая и информационная поддержка деятельности негосударственного сектора дошкольного образования.
3)Финансово-экономическое направление:
• обеспечение формирования бюджетов муниципалитетов и регионального бюджета под дошкольное образование с учетом общего количества потребителей услуг дошкольного образования, а не количества мест в дошкольных образовательных организациях;
• разработка прямого и косвенного механизмов финансовой поддержки организаций, реализующих программы дошкольного образования;
• создание благоприятных условий для частных инвестиций в развитие негосударственного сектора дошкольного образования;
• обеспечение баланса инвестирования в дошкольное образование между государством, бизнесом, семьей;
• выстраивание механизмов развития модели финансирования родителей (субсидирование получателей услуг, например, ваучеры на получение услуги дошкольного образования);
• финансовая, имущественная поддержка и налоговое стимулирование развития негосударственного сектора дошкольного образования.
Эффективные условия функционирования негосударственного сектора дошкольного образования в отдельных субъектах Российской Федерации условно подразделяются на 4 группы мер:
1) Четкая координация со стороны каждого субъекта Российской Федерации процессов развития негосударственного сектора дошкольного образования. Определение в программах (подпрограммах) развития и «дорожных картах» уровня 10 процентов негосударственного сектора от всего сектора дошкольного образования до 1 января 2016 года.
2) Направление фокуса действий на создание мест для дошкольников, включая: развитие разнообразных форм предоставления услуг дошкольного образования (группы семейного воспитания, группы кратковременного пребывания и др.); инвестиционные проекты строительства зданий (в т.ч. первые этажи новостроек) под частные, общественно-государственные, НКО и корпоративные детские сады. Формирование бюджетов муниципалитетов и регионального бюджета под дошкольное образование с учетом общего количества потребителей услуг дошкольного образования, а не количества мест в дошкольных образовательных организациях; механизмы компенсации гражданам средств за невозможность получения муниципальной услуги дошкольного образования
3) Поддержка функционирования созданных дошкольных образовательных организаций через уточнение законодательных актов, механизмы снижения родительской оплаты (льготная аренда, услуги ЖКХ, связи и др.).
4) Переподготовка и сопровождение педагогических и управленческих кадров, создание благоприятного информационного поля поддержки процессов развития негосударственного сектора дошкольного образования.
В данной статье отражены результаты работ в части исполнения государственного контракта по проекту «Актуализация, апробация и внедрение вариативных моделей развития негосударственного сектора дошкольного образования в условиях внедрения ФГОС ДО и условиях вступления в действие «Закона об образовании в Российской Федерации», АНО «СТАСУС».
АНО «СТАТУС», Смирнова М.В., е-мейл: puwikkk@yandex.ru