Экспертно-аналитические материалы

Реализация модели инклюзивного образования как одного из способов обеспечения современных условий обучения детей с ограниченными возможностями, детей-инвалидов (продолжение)

В предыдущем выпуске электронного издания были рассмотрены и проанализированы результаты проведенного в феврале-марте 2014 года анкетирования представителей общественности по теме «Социализация детей с ОВЗ и детей-инвалидов» на предмет выявления степени распространения модели инклюзивного образования на территории Российской Федерации, мнения респондентов о наличии необходимых условий для ее реализации.

02.06.2014

В предыдущем выпуске электронного издания были рассмотрены и проанализированы результаты проведенного в феврале-марте 2014 года анкетирования представителей общественности по теме «Социализация детей с ОВЗ и детей-инвалидов» на предмет выявления степени распространения модели инклюзивного образования на территории Российской Федерации, мнения респондентов о наличии необходимых условий для ее реализации.

В данной статье будут рассмотрены и проанализированы результаты анкетирования родителей учащихся и самих учащихся, а также подведен некий итог по результатам анкетирования всех групп респондентов.

Результаты анкетирования родителей учащихся.

1. Более 45% родителей в 6 федеральных округах (Центральном, Северо-Западном, Южном, Сибирском, Северо-Кавказском, Уральском), принявших участие в анкетировании, ответили, что в общеобразовательной организации, где обучается их ребенок, проводится обучение и детей без ограниченных возможностей здоровья, и детей с ОВЗ (в том числе и детей-инвалидов). В Приволжском федеральном округе (Кировская (69%), Пензенская (80%), Нижегородская (60%), Оренбургская (62%), Самарская (78%), Саратовская (50%), Ульяновская (80%) области, Удмуртская республика (60%), республика Татарстан (44%)) почти половина опрошенных (49,52%) ответила, что дети с ОВЗ и дети-инвалиды не обучаются в общеобразовательных организациях, где учатся их дети. В Дальневосточном федеральном округе (Амурская область (45,45%), Хабаровский край (59,52%), Чукотский и Ненецкий автономные округа (по 50%)) более 40 % родителей ответили, что их дети обучаются вместе с детьми с ОВЗ и детьми-инвалидами в специальных коррекционных образовательных организациях. При этом 59 % родителей, что ребенок получает образование в общеобразовательной организации, где дети с ограниченными возможностями здоровья обучаются в специальных коррекционных группах (классах) (Таблица 1).

2. При оценке эффективности моделей социализации детей с ОВЗ и детей-инвалидов предпочтение модели «Получение образования детьми с ограниченными возможностями здоровья в специализированных образовательных организациях» (модель 1) отдают родители 3 федеральных округов (Северо-Кавказского, Северо-Западного и Дальневосточного), а модели «Получение образования детьми с ограниченными возможностями здоровья в неспециализированных организациях вместе с детьми, не имеющими ограниченных возможностей здоровья при условии сопровождения образовательного процесса «узкими» специалистами-педагогами и специалистами-медиками» (модель 2) Уральского, Южного и Приволжского федеральных округов. 

3. В Центральном (54% принявших участие в анкетировании) и Дальневосточном (58 % принявших участие в анкетировании) федеральных округах более половины опрошенных ответили, что в общеобразовательных организациях имеется необходимая инфраструктура и техническое обеспечение для создания комфортных условий обучения детей с ОВЗ. В остальных 6 федеральных округах более 60% опрошенных отмечают наличие проблемы с инфраструктурой и техническим обеспечением условий для обучения детей с ОВЗ. 

4. На вопрос о доступности качественного образования детям с ОВЗ в общеобразовательных организациях во всех федеральных округах более 70% родителей ответили положительно.

Нужно отметить особенность выборки родителей. Она такова, что только в двух федеральных округах (Центральном и Дальневосточном) более 60% опрошенных - городские жители. В остальных федеральных округах более 50% опрошенных – жители сельской местности. При этом во всех федеральных округах более 55% опрошенных не имеет ребенка с ОВЗ.

Таблица 1 – Результаты анкетирования родителей учащихся

Вопрос

Федеральные округа

ЦФО

С-К ФО

ЮФО

С-З ФО

Сиб.ФО

Урал. ФО

Приволж. ФО

Дальневост. ФО

Город

66,42

40

42,86

45,45

27,03

43,62

44,29

63,41

Сельская местность

33,58

60

57,14

54,55

72,97

56,38

55,71

36,59

Доля родителей, чей ребенок имеет (не имеет) ограниченные возможности здоровья:

Имеет ограниченные возможности здоровья

28,47

35

18,49

12,73

17,57

24,83

10,48

45,12

Не имеет ограниченных возможностей здоровья

71,53

65

81,51

87,27

82,43

75,17

89,52

54,88

Доля родителей, чей ребенок обучается в образовательной организации, где:

Получают образование только дети с ОВЗ (в том числе, дети-инвалиды)

12,43

20

11,76

10,91

2,7

4,03

8,1

42,68

Получают образование и дети с ОВЗ (в том числе дети-инвалиды), и дети, не имеющие таких ограничений

54,01

45

64,71

49,09

55,41

68,46

42,38

29,27

Не получают образование дети с ОВЗ (в том числе, дети-инвалиды)

33,58

35

23,53

40

41,89

27,52

49,52

28,05

Доля родителей, чей ребенок получает образование в организации, где дети с ОВЗ обучаются:

Специальных коррекционных группах (классах)

24,18

38,46

14,13

12,12

25,58

20,37

28,97

59,32

Вместе с детьми, не имеющими ограниченных возможностей здоровья

75,82

61,54

85,87

87,88

74,42

79,63

71,03

40,68

Доля родителей, которые считают, что наиболее эффективной моделью социализации детей, имеющих ОВЗ, является:

Модель 1

10,7

14,43

9,76

14,01

11,15

8,65

9,73

14,79

Модель 2

10,87

11,34

12,2

9,18

11,8

13,81

11,6

10,93

Другие модели

78,43

74,23

78,04

76,81

77,05

77,54

78,67

74,28

Доля родителей, которые ответили, что на территории их проживания реализуется следующая модель социализации детей, имеющих ограниченные возможности здоровья:

Модель 1

13,06

28,95

15,9

22,94

14,37

11,11

12,59

20,09

Модель 2

15,73

7,89

15,9

5,5

15,52

16,94

9,84

10,68

Другие модели

71,21

63,16

68,2

71,56

70,11

71,95

77,57

69,23

Распределение ответов родителей по вопросу о наличии необходимой инфраструктуры и технического обеспечения для комфортных условий обучения детей с ОВЗ в образовательной организации, где обучается их ребенок:

Необходимая инфраструктура и техническое обеспечение имеется

54,43

40

40,63

36

40

38,64

34,04

57,69

С инфраструктурой и техническим обеспечением большие проблемы

45,57

60

59,38

64

60

61,36

65,96

42,31

Распределение ответов родителей по вопросу доступности качественного образования детям, имеющим ОВЗ, в образовательной организации, где обучается их ребенок:

Образование доступно – все зависит от желания обучающегося получать его

94,29

84,62

86,49

90,32

74,29

81,32

77,5

82,98

Образование доступно, но за деньги родителей (репетиторы, платные курсы, кружки, факультативы)

0

0

8,11

6,45

8,57

10,99

15

8,51

Качественное образование не доступно

5,71

15,38

5,41

3,23

17,14

7,69

7,5

8,51

Результаты анкетирования учащихся.

1.  Только в Южном и Уральском федеральных округах 50% и более учащихся ответили, что они учатся в общеобразовательных организациях, где также обучаются дети с ОВЗ: Ростовская (53,6%), Волгоградская (50%), Челябинская (100%), Свердловская (50%), Тюменская (75,7%) области, республика Калмыкия (53,5%) (Таблица 2). 

2. Более 40% учащихся из Северо-Западного, Сибирского, Уральского федеральных округов, принявших участие в анкетировании, отметили, что дети с ОВЗ занимаются в их общеобразовательной организации вместе с детьми без ограниченных возможностей здоровья, но при этом учителя занимаются с такими детьми дополнительно: Мурманская (64,3%), Вологодская (57%), Курганская (100%), Тюменская (61,3%), Иркутская (50%) области, Республики Коми (50%), Тыва (52,9%), Хакасия (55,6%), Алтайский край (51,7%) и Красноярский край (50%).

3. Утвердительно ответили на вопрос о наличии в образовательной организации специальных рабочих мест для детей с ОВЗ более половины опрошенных в Северо-Кавказском (57,5%) и Северо-Западном (70,9 %) федеральных округах.

4. На вопрос о доступности качественного образования детям с ОВЗ в общеобразовательных организациях во всех федеральных округах более 60% учащихся ответили положительно.

Таблица 2 – Результаты анкетирования учащихся

Вопрос

Федеральные округа

ЦФО

С-К ФО

ЮФО

С-ЗФО

Сиб. ФО

Урал. ФО

Приволж. ФО

Дальневост. ФО

Доля учеников, в образовательных организациях которых учатся:

Только дети с ОВЗ

9,5

16,67

7,08

4,39

3,4

3,86

6,55

9,5

И дети с ОВЗ, и дети, не имеющие таких ограничений

39,66

22,55

49,53

38,6

44,14

59,23

41,6

39,66

Не учатся дети с ОВЗ

50,84

60,78

43,4

57,02

52,47

36,91

51,85

50,84

Доля учащихся, в образовательных организациях которых в процессе обучения детей с ОВЗ используются следующие подходы:

Дети с нарушениями здоровья обучаются дистанционно с помощью компьютера

14,1

27,45

20,87

18,37

12,26

9,47

17,61

14,1

Учителя работают с такими детьми по специальной программе, приезжая к ним домой

51,28

43,14

40

39,8

41,94

38,74

45,97

51,28

Дети учатся вместе со всеми, но с ними занимаются дополнительно

34,62

29,41

39,13

41,84

45,81

51,79

36,42

34,62

Распределение ответов учащихся по вопросу о наличии в образовательной организации специальных рабочих мест для детей с ОВЗ:

Специальные рабочие места имеются

39,77

57,5

40

70,93

28,57

42,48

32,35

39,77

Специальных рабочих мест нет

60,23

42,5

60

29,07

71,43

57,52

67,65

60,23

Распределение ответов учащихся по вопросу о доступности в образовательной организации качественного образования для детей, имеющих ОВЗ:

Качественное образование доступно – все зависит от желания обучающегося получать его

63,93

63,89

66,88

61,74

63,27

69,08

66,38

63,93

Качественное образование доступно, но за деньги родителей (репетиторы, платные курсы, кружки, факультативы)

16,39

16,67

14,01

16,11

12,39

13,45

14,97

16,39

Качественное образование не доступно

19,67

19,44

19,11

22,15

24,34

17,48

18,66

19,67

Выводы по результатам анкетирования всех групп респондентов:

1. Несмотря на то, что определенная часть респондентов из группы «Представители общественности», «Родители», «Учащиеся» всех федеральных округов указывает на наличие в их населенном пункте, а конкретно в общеобразовательных организациях модели инклюзивного образования, все же данные эти групп респондентов расходятся между собой. Так, более 50 % представителей общественности всех федеральных округов считает, что в населенном пункте, где они проживают, имеются образовательные организации, где получают образование и дети с ОВЗ, и дети, не имеющие таких ограничений. В выборке родителей только в 4 федеральных округах (Центральном, Южном, Сибирском и Уральском) более половины респондентов подтверждают реализацию модели инклюзивного образования. В выборке учащихся более половины опрошенных подтверждает реализацию данной модели только в Уральском федеральном округе. 

2. Предпочтение модели инклюзивного образования перед моделью обучения детей с ОВЗ в специализированных образовательных организациях выразили представители общественности 7 федеральных округов (исключение -Северо-Кавказский федеральный округ), родители только 3 федеральных округов (Уральского, Южного и Приволжского).

3. Мнения по наличию в общеобразовательных организациях необходимой инфраструктуры и технического обеспечения для создания комфортных условий обучения детей с ОВЗ у различных групп респондентов разнятся по федеральным округам. Так более половины представителей общественности Центрального и Северо-Западного федеральных округов, считают, что в общеобразовательных организациях имеется необходимая инфраструктура и техническое обеспечение для создания комфортных условий обучения детей с ОВЗ. Более половины родителей учащихся Центрального и Дальневосточного федеральных округов придерживаются этого же мнения. Среди учащихся более половины респондентов Северо-Кавказского и Северо-Западного федеральных округов считают аналогично.

4. Ответы более 50 % респондентов во всех федеральных округах в каждой группе («Представители общественности», «Родители», «Учащиеся») совпадают между группами при ответе на вопрос о доступности качественного образования детям с ОВЗ в общеобразовательных организациях. Скорее всего, такой ответ связан с разнообразием реализуемых моделей, нацеленных не только на социализацию детей с ОВЗ и детей-инвалидов, оно и на повышение качества их образования.

Таким образом, анализ результатов анкетирования позволяет говорить о том, что модель инклюзивного образования реализуется в субъектах Российской Федерации. Степень масштабности распространения этой модели пока определить сложно, поскольку выборка всех групп респондентов оказалась не многочисленной, само анкетирование преследовало немного иные цели (выявить не одну модель, а все реализуемые в регионах). Однако можно говорить о том, что мнение респондентов об эффективности модели инклюзивного образования как модели, способствующей повышению качества обучения детей с ОВЗ и детей-инвалидов, разделяют не все участники анкетирования в группах «Представители общественности», «Родители», «Учащиеся», так же как не все участники анкетирования разделяют мнение о наличии в общеобразовательных организациях, где обучаются дети без ограничений здоровья, необходимых условий для обучения детей с ОВЗ. В Южном ФО не хватает 0,5%, чтобы можно было сравнивать результаты ответов респондентов с другими группами респондентов.