В предыдущем выпуске электронного издания были рассмотрены и проанализированы результаты проведенного в феврале-марте 2014 года анкетирования представителей общественности по теме «Социализация детей с ОВЗ и детей-инвалидов» на предмет выявления степени распространения модели инклюзивного образования на территории Российской Федерации, мнения респондентов о наличии необходимых условий для ее реализации.
02.06.2014В предыдущем выпуске электронного издания были рассмотрены и проанализированы результаты проведенного в феврале-марте 2014 года анкетирования представителей общественности по теме «Социализация детей с ОВЗ и детей-инвалидов» на предмет выявления степени распространения модели инклюзивного образования на территории Российской Федерации, мнения респондентов о наличии необходимых условий для ее реализации.
В данной статье будут рассмотрены и проанализированы результаты анкетирования родителей учащихся и самих учащихся, а также подведен некий итог по результатам анкетирования всех групп респондентов.
Результаты анкетирования родителей учащихся.
1. Более 45% родителей в 6 федеральных округах (Центральном, Северо-Западном, Южном, Сибирском, Северо-Кавказском, Уральском), принявших участие в анкетировании, ответили, что в общеобразовательной организации, где обучается их ребенок, проводится обучение и детей без ограниченных возможностей здоровья, и детей с ОВЗ (в том числе и детей-инвалидов). В Приволжском федеральном округе (Кировская (69%), Пензенская (80%), Нижегородская (60%), Оренбургская (62%), Самарская (78%), Саратовская (50%), Ульяновская (80%) области, Удмуртская республика (60%), республика Татарстан (44%)) почти половина опрошенных (49,52%) ответила, что дети с ОВЗ и дети-инвалиды не обучаются в общеобразовательных организациях, где учатся их дети. В Дальневосточном федеральном округе (Амурская область (45,45%), Хабаровский край (59,52%), Чукотский и Ненецкий автономные округа (по 50%)) более 40 % родителей ответили, что их дети обучаются вместе с детьми с ОВЗ и детьми-инвалидами в специальных коррекционных образовательных организациях. При этом 59 % родителей, что ребенок получает образование в общеобразовательной организации, где дети с ограниченными возможностями здоровья обучаются в специальных коррекционных группах (классах) (Таблица 1).
2. При оценке эффективности моделей социализации детей с ОВЗ и детей-инвалидов предпочтение модели «Получение образования детьми с ограниченными возможностями здоровья в специализированных образовательных организациях» (модель 1) отдают родители 3 федеральных округов (Северо-Кавказского, Северо-Западного и Дальневосточного), а модели «Получение образования детьми с ограниченными возможностями здоровья в неспециализированных организациях вместе с детьми, не имеющими ограниченных возможностей здоровья при условии сопровождения образовательного процесса «узкими» специалистами-педагогами и специалистами-медиками» (модель 2) Уральского, Южного и Приволжского федеральных округов.
3. В Центральном (54% принявших участие в анкетировании) и Дальневосточном (58 % принявших участие в анкетировании) федеральных округах более половины опрошенных ответили, что в общеобразовательных организациях имеется необходимая инфраструктура и техническое обеспечение для создания комфортных условий обучения детей с ОВЗ. В остальных 6 федеральных округах более 60% опрошенных отмечают наличие проблемы с инфраструктурой и техническим обеспечением условий для обучения детей с ОВЗ.
4. На вопрос о доступности качественного образования детям с ОВЗ в общеобразовательных организациях во всех федеральных округах более 70% родителей ответили положительно.
Нужно отметить особенность выборки родителей. Она такова, что только в двух федеральных округах (Центральном и Дальневосточном) более 60% опрошенных - городские жители. В остальных федеральных округах более 50% опрошенных – жители сельской местности. При этом во всех федеральных округах более 55% опрошенных не имеет ребенка с ОВЗ.
Таблица 1 – Результаты анкетирования родителей учащихся
Вопрос | Федеральные округа | |||||||
ЦФО | С-К ФО | ЮФО | С-З ФО | Сиб.ФО | Урал. ФО | Приволж. ФО | Дальневост. ФО | |
Город | 66,42 | 40 | 42,86 | 45,45 | 27,03 | 43,62 | 44,29 | 63,41 |
Сельская местность | 33,58 | 60 | 57,14 | 54,55 | 72,97 | 56,38 | 55,71 | 36,59 |
Доля родителей, чей ребенок имеет (не имеет) ограниченные возможности здоровья: | ||||||||
Имеет ограниченные возможности здоровья | 28,47 | 35 | 18,49 | 12,73 | 17,57 | 24,83 | 10,48 | 45,12 |
Не имеет ограниченных возможностей здоровья | 71,53 | 65 | 81,51 | 87,27 | 82,43 | 75,17 | 89,52 | 54,88 |
Доля родителей, чей ребенок обучается в образовательной организации, где: | ||||||||
Получают образование только дети с ОВЗ (в том числе, дети-инвалиды) | 12,43 | 20 | 11,76 | 10,91 | 2,7 | 4,03 | 8,1 | 42,68 |
Получают образование и дети с ОВЗ (в том числе дети-инвалиды), и дети, не имеющие таких ограничений | 54,01 | 45 | 64,71 | 49,09 | 55,41 | 68,46 | 42,38 | 29,27 |
Не получают образование дети с ОВЗ (в том числе, дети-инвалиды) | 33,58 | 35 | 23,53 | 40 | 41,89 | 27,52 | 49,52 | 28,05 |
Доля родителей, чей ребенок получает образование в организации, где дети с ОВЗ обучаются: | ||||||||
Специальных коррекционных группах (классах) | 24,18 | 38,46 | 14,13 | 12,12 | 25,58 | 20,37 | 28,97 | 59,32 |
Вместе с детьми, не имеющими ограниченных возможностей здоровья | 75,82 | 61,54 | 85,87 | 87,88 | 74,42 | 79,63 | 71,03 | 40,68 |
Доля родителей, которые считают, что наиболее эффективной моделью социализации детей, имеющих ОВЗ, является: | ||||||||
Модель 1 | 10,7 | 14,43 | 9,76 | 14,01 | 11,15 | 8,65 | 9,73 | 14,79 |
Модель 2 | 10,87 | 11,34 | 12,2 | 9,18 | 11,8 | 13,81 | 11,6 | 10,93 |
Другие модели | 78,43 | 74,23 | 78,04 | 76,81 | 77,05 | 77,54 | 78,67 | 74,28 |
Доля родителей, которые ответили, что на территории их проживания реализуется следующая модель социализации детей, имеющих ограниченные возможности здоровья: | ||||||||
Модель 1 | 13,06 | 28,95 | 15,9 | 22,94 | 14,37 | 11,11 | 12,59 | 20,09 |
Модель 2 | 15,73 | 7,89 | 15,9 | 5,5 | 15,52 | 16,94 | 9,84 | 10,68 |
Другие модели | 71,21 | 63,16 | 68,2 | 71,56 | 70,11 | 71,95 | 77,57 | 69,23 |
Распределение ответов родителей по вопросу о наличии необходимой инфраструктуры и технического обеспечения для комфортных условий обучения детей с ОВЗ в образовательной организации, где обучается их ребенок: | ||||||||
Необходимая инфраструктура и техническое обеспечение имеется | 54,43 | 40 | 40,63 | 36 | 40 | 38,64 | 34,04 | 57,69 |
С инфраструктурой и техническим обеспечением большие проблемы | 45,57 | 60 | 59,38 | 64 | 60 | 61,36 | 65,96 | 42,31 |
Распределение ответов родителей по вопросу доступности качественного образования детям, имеющим ОВЗ, в образовательной организации, где обучается их ребенок: | ||||||||
Образование доступно – все зависит от желания обучающегося получать его | 94,29 | 84,62 | 86,49 | 90,32 | 74,29 | 81,32 | 77,5 | 82,98 |
Образование доступно, но за деньги родителей (репетиторы, платные курсы, кружки, факультативы) | 0 | 0 | 8,11 | 6,45 | 8,57 | 10,99 | 15 | 8,51 |
Качественное образование не доступно | 5,71 | 15,38 | 5,41 | 3,23 | 17,14 | 7,69 | 7,5 | 8,51 |
Результаты анкетирования учащихся.
1. Только в Южном и Уральском федеральных округах 50% и более учащихся ответили, что они учатся в общеобразовательных организациях, где также обучаются дети с ОВЗ: Ростовская (53,6%), Волгоградская (50%), Челябинская (100%), Свердловская (50%), Тюменская (75,7%) области, республика Калмыкия (53,5%) (Таблица 2).
2. Более 40% учащихся из Северо-Западного, Сибирского, Уральского федеральных округов, принявших участие в анкетировании, отметили, что дети с ОВЗ занимаются в их общеобразовательной организации вместе с детьми без ограниченных возможностей здоровья, но при этом учителя занимаются с такими детьми дополнительно: Мурманская (64,3%), Вологодская (57%), Курганская (100%), Тюменская (61,3%), Иркутская (50%) области, Республики Коми (50%), Тыва (52,9%), Хакасия (55,6%), Алтайский край (51,7%) и Красноярский край (50%).
3. Утвердительно ответили на вопрос о наличии в образовательной организации специальных рабочих мест для детей с ОВЗ более половины опрошенных в Северо-Кавказском (57,5%) и Северо-Западном (70,9 %) федеральных округах.
4. На вопрос о доступности качественного образования детям с ОВЗ в общеобразовательных организациях во всех федеральных округах более 60% учащихся ответили положительно.
Таблица 2 – Результаты анкетирования учащихся
Вопрос | Федеральные округа | |||||||
ЦФО | С-К ФО | ЮФО | С-ЗФО | Сиб. ФО | Урал. ФО | Приволж. ФО | Дальневост. ФО | |
Доля учеников, в образовательных организациях которых учатся: | ||||||||
Только дети с ОВЗ | 9,5 | 16,67 | 7,08 | 4,39 | 3,4 | 3,86 | 6,55 | 9,5 |
И дети с ОВЗ, и дети, не имеющие таких ограничений | 39,66 | 22,55 | 49,53 | 38,6 | 44,14 | 59,23 | 41,6 | 39,66 |
Не учатся дети с ОВЗ | 50,84 | 60,78 | 43,4 | 57,02 | 52,47 | 36,91 | 51,85 | 50,84 |
Доля учащихся, в образовательных организациях которых в процессе обучения детей с ОВЗ используются следующие подходы: | ||||||||
Дети с нарушениями здоровья обучаются дистанционно с помощью компьютера | 14,1 | 27,45 | 20,87 | 18,37 | 12,26 | 9,47 | 17,61 | 14,1 |
Учителя работают с такими детьми по специальной программе, приезжая к ним домой | 51,28 | 43,14 | 40 | 39,8 | 41,94 | 38,74 | 45,97 | 51,28 |
Дети учатся вместе со всеми, но с ними занимаются дополнительно | 34,62 | 29,41 | 39,13 | 41,84 | 45,81 | 51,79 | 36,42 | 34,62 |
Распределение ответов учащихся по вопросу о наличии в образовательной организации специальных рабочих мест для детей с ОВЗ: | ||||||||
Специальные рабочие места имеются | 39,77 | 57,5 | 40 | 70,93 | 28,57 | 42,48 | 32,35 | 39,77 |
Специальных рабочих мест нет | 60,23 | 42,5 | 60 | 29,07 | 71,43 | 57,52 | 67,65 | 60,23 |
Распределение ответов учащихся по вопросу о доступности в образовательной организации качественного образования для детей, имеющих ОВЗ: | ||||||||
Качественное образование доступно – все зависит от желания обучающегося получать его | 63,93 | 63,89 | 66,88 | 61,74 | 63,27 | 69,08 | 66,38 | 63,93 |
Качественное образование доступно, но за деньги родителей (репетиторы, платные курсы, кружки, факультативы) | 16,39 | 16,67 | 14,01 | 16,11 | 12,39 | 13,45 | 14,97 | 16,39 |
Качественное образование не доступно | 19,67 | 19,44 | 19,11 | 22,15 | 24,34 | 17,48 | 18,66 | 19,67 |
Выводы по результатам анкетирования всех групп респондентов:
1. Несмотря на то, что определенная часть респондентов из группы «Представители общественности», «Родители», «Учащиеся» всех федеральных округов указывает на наличие в их населенном пункте, а конкретно в общеобразовательных организациях модели инклюзивного образования, все же данные эти групп респондентов расходятся между собой. Так, более 50 % представителей общественности всех федеральных округов считает, что в населенном пункте, где они проживают, имеются образовательные организации, где получают образование и дети с ОВЗ, и дети, не имеющие таких ограничений. В выборке родителей только в 4 федеральных округах (Центральном, Южном, Сибирском и Уральском) более половины респондентов подтверждают реализацию модели инклюзивного образования. В выборке учащихся более половины опрошенных подтверждает реализацию данной модели только в Уральском федеральном округе.
2. Предпочтение модели инклюзивного образования перед моделью обучения детей с ОВЗ в специализированных образовательных организациях выразили представители общественности 7 федеральных округов (исключение -Северо-Кавказский федеральный округ), родители только 3 федеральных округов (Уральского, Южного и Приволжского).
3. Мнения по наличию в общеобразовательных организациях необходимой инфраструктуры и технического обеспечения для создания комфортных условий обучения детей с ОВЗ у различных групп респондентов разнятся по федеральным округам. Так более половины представителей общественности Центрального и Северо-Западного федеральных округов, считают, что в общеобразовательных организациях имеется необходимая инфраструктура и техническое обеспечение для создания комфортных условий обучения детей с ОВЗ. Более половины родителей учащихся Центрального и Дальневосточного федеральных округов придерживаются этого же мнения. Среди учащихся более половины респондентов Северо-Кавказского и Северо-Западного федеральных округов считают аналогично.
4. Ответы более 50 % респондентов во всех федеральных округах в каждой группе («Представители общественности», «Родители», «Учащиеся») совпадают между группами при ответе на вопрос о доступности качественного образования детям с ОВЗ в общеобразовательных организациях. Скорее всего, такой ответ связан с разнообразием реализуемых моделей, нацеленных не только на социализацию детей с ОВЗ и детей-инвалидов, оно и на повышение качества их образования.
Таким образом, анализ результатов анкетирования позволяет говорить о том, что модель инклюзивного образования реализуется в субъектах Российской Федерации. Степень масштабности распространения этой модели пока определить сложно, поскольку выборка всех групп респондентов оказалась не многочисленной, само анкетирование преследовало немного иные цели (выявить не одну модель, а все реализуемые в регионах). Однако можно говорить о том, что мнение респондентов об эффективности модели инклюзивного образования как модели, способствующей повышению качества обучения детей с ОВЗ и детей-инвалидов, разделяют не все участники анкетирования в группах «Представители общественности», «Родители», «Учащиеся», так же как не все участники анкетирования разделяют мнение о наличии в общеобразовательных организациях, где обучаются дети без ограничений здоровья, необходимых условий для обучения детей с ОВЗ. В Южном ФО не хватает 0,5%, чтобы можно было сравнивать результаты ответов респондентов с другими группами респондентов.