Анализируя состояние инклюзивного образования на настоящий момент в Российской Федерации, можно говорить не только как об инновационном процессе, позволяющем осуществлять обучение и воспитание детей с разными стартовыми возможностями на различных ступенях образовательной вертикали.
22.11.2014Анализируя состояние инклюзивного образования на настоящий момент в Российской Федерации, можно говорить не только как об инновационном процессе, позволяющем осуществлять обучение и воспитание детей с разными стартовыми возможностями на различных ступенях образовательной вертикали. Это направление оказывает мощное влияние и на развитие самого образовательного процесса, в значительной степени изменяя отношения между его участниками. Разрабатываемые стратегии психолого-педагогического сопровождения детей с особыми образовательными потребностями и технологии сопровождения позволяют выстраивать отношения всех участников образовательного процесса на основе уважения их прав и особенностей. Все это обеспечивает гуманизацию образования, и формирование профессионального педагогического сообщества нового типа. Таким образом, определяется актуальнейшая необходимость научно-методического сопровождения для реализации этой важной задачи.
Образование детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов требует создание особых условий для обучения. Развитие системы доступного и качественного образования для этой категории детей один из приоритетов государства. Федеральный закон от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ “Об образовании в Российской Федерации”, Конвенция о правах инвалидов, Национальная стратегия действий в интересах детей закрепили право каждого ребенка обучаться вне зависимости от индивидуальных особенностей, в том числе в рамках системы дошкольного инклюзивного образования. Таким образом, законодательство Российской Федерации в области образования обеспечивает реализацию международных норм.
Инклюзивное обучение – это обучение разных детей в одной группе / классе, а не в специально выделенной группе при образовательной организации. Обеспечение возможности приема всех детей без исключения в образовательные организации по месту жительства не предполагает закрытия специальных (коррекционных) учреждений. Речь идет о создании условий для реального, а не декларативного обеспечения права родителей на выбор между общеобразовательным, специальным, надомным обучением или иным учебным учреждением согласно индивидуальным потребностям ребенка.
Итак, инклюзия – это процесс реального включения человека в активную общественную жизнь и в одинаковой степени необходима для всех членов общества. Поэтому инклюзивное образование необходимо рассматривать как политику государства в сфере образования, направленную на снятие барьеров и обеспечение права получения качественного образования как необходимого условия социализации. В настоящее время происходит постепенный переход к инклюзивной реорганизации системы общего образования всех уровней.
Обучаясь, дети учатся жить вместе. Разрушение барьеров при получении образования приводит к объединению общественного пространства, меняется отношение, в том числе и к инвалидности: она считается не пороком, а особенностью того или иного человека. Инклюзивное образование основано на том, что все дети, несмотря на свои физические, интеллектуальные и иные особенности, включены в общую систему образования, учитывающей их особые образовательные потребности. В основу инклюзивного образования положена идеология, которая исключает любую дискриминацию детей, обеспечивая равное отношение ко всем людям, но создаёт особые условия для детей, имеющих особые образовательные потребности.
Инклюзия в широком смысле этого слова включает в себя не только сферу образования, но и весь спектр общественных отношений: труд, общение, развлечения. Везде должна быть создана доступная и доброжелательная атмосфера, преодолены барьеры среды и общественного сознания.
Опыт реализации инклюзивных практик показывает, что для детей с ОВЗ инклюзия дает возможность для социализации, возможность видеть и копировать позитивные образцы поведения, которые невозможно получить в изоляции или в среде сверстников с ОВЗ. Для детей без инвалидности это возможность получить ценный инклюзивный опыт общения с тем, кто как-то отличается, развивать эмпатию, толерантность. Замечено, что в инклюзивных пространствах нет детей-изгоев, потому что у детей изначально формируется другое ценностное отношение.
Инклюзия как принцип организации образования является явлением социально-педагогического характера. Соответственно, инклюзия нацелена не на изменение или исправление отдельного ребенка, а на адаптацию учебной и социальной среды к возможностям данного ребенка, поэтому, требуется разработка адаптивной системы дошкольного образования.
Рассмотрим общую содержательную рамку реализации адаптивной системы дошкольного образования (инклюзивного центра развития ребенка):
инклюзивный подход основан на возможностях развития каждого ребенка, построении на этой основе индивидуальной стратегии обучения и сопровождения;
инклюзивный подход базируется на положении, что от инклюзии выигрывает каждый ребенок;
в инклюзивной группе обязательно присутствуют дети с ограниченными возможностями здоровья или дети с повышенными образовательными потребностями;
услуга с инклюзивным подходом оказывается комплексно для ребенка и его семьи;
детский сад с инклюзивным подходом реализует основной стандарт дошкольного образования, дети с ограниченными возможностями здоровья и дети-инвалиды занимаются по адаптированной образовательной программе в соответствии с возможностями развития;
в деятельности детского сада создается инклюзивный центр развития ребёнка или отдельная группа комбинированной направленности, где здоровые дети занимаются, общаются, развиваются совместно с детьми с повышенными образовательными потребностями, в том числе дети с ограниченными возможностями здоровья, дети-инвалиды (рис.1);
для каждого ребенка группы разрабатывается индивидуальная стратегия развития, при необходимости ребёнка сопровождает тьютор;
мера включенности ребенка с ОВЗ в инклюзивный процесс определяется особенностями развития ребенка.
Рисунок 1 - Основные подходы при создании инклюзивного центра развития ребёнка
Кроме того, возможны следующие формы организации пребывания детей в инклюзивном центре развития ребёнка или иной образовательной организации с инклюзивным подходом: инклюзивная группа полного дня, инклюзивная группа кратковременного пребывания и лекотека (посещение 2 раза в неделю индивидуальных занятий со специалистами и участие в режимных моментах).
В заключение отметим, что реализация образовательной программы инклюзивного центра развития ребёнка обязательно включает:
Обобщенно модель инклюзивного детского центра можно представить в виде схемы (рис.2)
Рисунок 2 - Модель инклюзивного детского центра
Подводя итоги, отметим ожидаемые результаты: обеспечение качественного дошкольного образования на основе индивидуализации, гибкости и инклюзии, снижение числа случаев социального неравенства и случаев нарушения прав детей на получение образования. А также, повышение уровня социализации детей, в том числе особых детей, рост численности негосударственных дошкольных образовательных организаций в которых создается инклюзивный центр развития ребёнка и постепенный переход к инклюзивной реорганизации системы общего образования всех уровней.