Экспертно-аналитические материалы

Актуальность нормативной и правовой базы, регулирующей условия адаптации, закрепления и профессионального развития молодых педагогов

В рамках проекта «Создание эффективных условий, для распространения моделей государственного-общественного управления образованием для успешной адаптации, закрепления и профессионального развития молодых педагогов в субъектах Российской Федерации и разработка механизмов их возможного распространения на всей территории Российской Федерации»

07.03.2015

В рамках проекта «Создание эффективных условий, для распространения моделей государственного-общественного управления образованием для успешной адаптации, закрепления и профессионального развития молодых педагогов в субъектах Российской Федерации и разработка механизмов их возможного распространения на всей территории Российской Федерации», выполняемого компанией ООО «МИК» было проведено исследование материалов, содержащих информацию о «лучших практиках» организации и проведения мероприятий по адаптации, закреплению и профессиональному развитию молодых педагогов. В результате были определены основные тенденции развития системы адаптации и закреплении молодых специалистов, создании условий для их профессионального роста, в регионах Российской Федерации, в том числе был проведен сбор и анализ сведений о нормативной и правовой базе, регулирующей условия адаптации, закрепления и профессионального развития молодых педагогов (приказы, методики, регламенты и пр.). Данные тенденции определялись на основании собранной информации и представленных сведениях от органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих государственное управление в сфере образования.

Был проведен анализ информации по показателю нормативно-правовых актов, регулирующих условия адаптации, закрепления и профессионального развития молодых специалистов (приказы, методики, регламенты и пр.) за последние 10 лет, в результате чего была определена актуальность нормативной и правовой базы, регулирующей условия адаптации, закрепления и профессионального развития молодых педагогов.

Как показывает анализ полученных сведений, в период с 2004 по 2014 годы наблюдается последовательное увеличение разрабатываемых и реализуемых мер по адаптации и закреплению молодых педагогов. Ведение в 2011 году Федеральной целевой программы развития образования на 2011-2015 годы способствовало развитию нормативной и правовой базы, направленной на реализацию мер по адаптации и закреплению молодых педагогов. Наибольшее количество нормативных и правовых актов, направленных на привлечение, адаптацию и закрепление молодых педагогов принимается в Дальневосточном федеральном округе, что связано с острой потребностью в молодых кадрах в школах, особенно находящихся в отдалённых районах (рисунок 1).

Рисунок 1 — Количество нормативно-правовых актов, разработанных за последние 10 лет в разрезе федеральных округов

Основными мерами, которые направлены на привлечение, адаптацию и закрепление молодых педагогов является повышение заработной платы, льготное ипотечное кредитования, социальная поддержка молодых педагогов, привлечение молодых педагогов к работе в консультативно-совещательных органах при региональных органах власти, проведение повышения квалификации для молодых учителей.

В частности, в Сахалинской области заработная плата педагогических работников общеобразовательных организаций в 2013 году возросла в среднем на 25,1% в сравнении с 2012 годом и составила 51,1 тыс. рублей, а педагогических работников дошкольных образовательных организаций - в среднем на 45,2 % к уровню 2012 года и составила 40,9 тыс. рублей. Средняя заработная плата педагогических работников дополнительного образования детей в 2013 году возросла на 47,6 % к уровню 2012 года и составила 38,8 тыс. руб. Средняя заработная плата преподавателей и мастеров производственного обучения профессиональных образовательных организаций в 2013 году составила 49,5 тыс.руб., что на 25,6 % больше уровня 2012 года.

Реализация мероприятий ведомственной целевой программы «О государственной поддержке учителей общеобразовательных учреждений при ипотечном жилищном кредитовании на 2012-2014 годы» за 2 года  позволила улучшить свои жилищные условия 31 учителю (в 2013 году – 17 чел.). На эти цели были направлены средства в общем объеме более 12 млн. рублей, в том числе средства федерального бюджета составили 2,8 млн. рублей, консолидированного бюджета области - 9,3 млн.

Кроме того, в числе мер государственной поддержки молодых специалистов в виде выплаты денежного пособия, установление надбавки в размере 40 %, которая выплачивается в течение первых трех лет работы, педагогам, работающим на селе, оклады устанавливаются с учетом коэффициента в размере 1,25.

Положительный опыт в поддержке и закреплении молодых специалистов имеют также муниципальные образования области. Так, например,  в городском округе «Охинский» Сахалинской области в образовательных организациях работает 22 молодых педагога. В 2010-2013 годах благоустроенным жильем обеспечено 12 молодых специалистов. В организациях создаются условия для профессионального роста, а также действует Совет молодых педагогов. Анализируя полученную информацию видно, что прослеживается тенденция к развитию нормативной и правовой базы, направленной на привлечение, адаптацию и закрепление молодых педагогов также для Приволжского и Сибирского федеральных округов, что связано с проблемами с привлечением молодых педагогов для работы в удаленных районах и сельской местности. Причем, динамика развития нормативной и правовой базы за последние 4 года (2011-2014 годы) для Приволжского федерального округа уступает аналогичной динамике для Сибирского федерального округа, что связано с тем, что в Приволжском федеральном округе соответствующая нормативная база, направленная на создание системы мер по адаптации и закреплению молодых педагогов, была наработана и была успешно реализована в предыдущие годы. 

Наблюдается положительная динамика развития нормативной и правовой базы, направленной на привлечение, адаптацию и закрепление молодых педагогов, создания условий для их профессионального развития и для других административных формирований России.

Если рассматривать характер, разрабатываемых и принимаемых нормативных и правовых актов, то их можно условно разделить на следующие группы:

нормативные и правовые акты, направленные на создание условий по адаптации молодых педагогов,

нормативные и правовые акты, направленные на создание условий для профессионального развития молодых педагогов,

нормативные и правовые акты, направленные на закрепление молодых педагогов.

Данные по характеру нормативных или правовых актов в среднем в разрезе федеральных округов представлены на рисунке 2.

Рисунок 2 — Количество нормативно-правовых актов, разработанных за последние 10 лет в разрезе федеральных округов

Из приведенных данных следует, что основной проблемой продолжает оставаться закрепление молодых педагогов, в особенности в Дальневосточном федеральном округе. Меры по закреплению молодых специалистов включают в себя установление ежемесячной доплаты молодому специалисту с начислением на них северных надбавок и районного коэффициента, выплату молодому специалисту при поступлении на работу в год окончания профессиональных образовательных организаций нескольких должностных окладов, доплаты и субвенции из областных и краевых бюджетов. Также остро проблема закрепления молодых педагогов стоит в Центральном федеральном округе, что связано с относительно низким уровнем заработной платы учительского корпуса по сравнению со средним уровнем зарплаты в регионе и, следовательно, проблемами обновления кадров, привлечения молодых специалистов в школу.

В Приволжском и Северо-кавказском федеральных округах развитие нормативной и правовой базы по работе с молодыми педагогами ориентировано на создание условий для профессионального развития молодых педагогов, что связано с лучшей, по сравнению с другими федеральными округами, обеспеченностью школ педагогическими кадрами, а также реализуемым программам сотрудничества с педагогическими вузами.

В частности, в Пермском крае проводится ежегодная  специализированная выставка учебных заведений, вакансий рабочих мест и достижений индустрии образования «Образование и карьера». Совместно с ПГГПУ организован Центр содействия трудоустройству студентов и выпускников ПГГПУ. Ежегодно при участии Ассоциации молодых специалистов проводится Ярмарка педагогических вакансий. В 2012 года состоялся Второй Форум молодых педагогов образовательных учреждений Пермского края. Участниками были более 70 человек, среди которых представители молодежных советов территорий Пермского края, профорги 5 курсов учреждений высшего педагогического образования. С 12 по 15 ноября 2012 г. в Перми состоялся V Межрегиональный конкурс «Учитель, которого ждут» среди студентов педагогических колледжей и училищ. 25 студентов – представителей Приволжского федерального округа (в том числе и Пермского края) соревновались в номинациях «Инновационный подход», «Творческий поиск», «Педагогическая компетентность». В рамках Молодежного форума «Карьера в Прикамье» студенты выпускных курсов ПГГПУ приняли участие в традиционной 13 Ярмарке вакансий для студенческой молодежи с участием Службы занятости населения и работодателей компаний города Перми. Со 2 марта по 6 апреля 2012 года в ПГГПУ прошли Дни карьеры. Для студентов выпускных курсов были проведены семинары-тренинги по эффективным способам трудоустройства, профессиональному целеполаганию и самопрезентации, консультации по правовым вопросам трудоустройства и встречи с выпускниками. В мероприятиях участвовало 650 студентов выпускных курсов.

Анализируя поступившую информацию, можно отметить, что в ряде регионов Северо-Кавказского федерального округа, в частности, Кабардино-Балкарская Республика, наблюдается достаточно низкий уровень реализации информационно-просветительской и методической работы по сопровождению молодых педагогов, что связано, по мнению, руководителей региональных органов управления образованием, с дотационностью местных бюджетов и отсутствием дополнительного финансирования на проведение данных работ.

Как следует из данных запросов, нормативная и правовая база регионов затрагивает, в основном, проблемы привлечения молодых специалистов, а также профессионального развития работающих молодых специалистов, для чего выделяются субвенции и доплаты из региональных и муниципальных бюджетов, проводятся конкурсы профессионального мастерства, действуют программы повышения квалификации и т. д. Однако работы по адаптации молодых специалистов, включая подготовку будущих педагогов в режиме педагогической интернатуры, реализацию различных форм тьютерского сопровождения, наставничества, организации консультативной работы по вопросам адаптации молодых специалистов не получили должного отражения в нормативной и правовой базе регионов, что свидетельствует о необходимости продолжения исследовательских работ и консультаций в данном направлении.

Из полученных сведений следует, что проблема закрепления молодых педагогов стоит в Амурской области. Работа по созданию нормативно-правовых условий для стимулирования закрепления молодых педагогов проводится в Белгородской области, Приморского края, Курской области, Тульской области, Ленинградской области, Еврейской автономной области, Чукотском автономном округе, Костромской области, Орловской области, Республике Калмыкия.

Условия для профессионального развития молодых педагогов включают в себя возможность получения высшего образования, прохождение через обучающие программы, консультационное сопровождение. Наибольшее развитие данное направление получило в нормативно-правовой базе Амурской, Белгородской, Нижегородской областях, Приморском крае, Чукотском АО, Архангельской, Кемеровской, Тульской, Омской областях, Чеченской республике.

Условия по адаптации предполагают внедрение различных программ помощи молодым педагогам в первые годы работы в школе, включая педагогическое наставничество, программы методической помощи, передачу педагогического опыта. В данном направлении заслуживает внимания опыт разработки нормативно-правовой базы Амурской, Белгородской областей, Еврейской автономной области, Псковской, Тульской, Владимирской областей, Чукотского автономного округа, Республики Калмыкия, Республики Северная Осетия - Алания, Забайкальского края, Карачаево-Черкесской республики.

Анализ сведений по общей численности нормативных и правовых актов, разработанных и внедренных в регионах России в период 2004-2014 годы показывает, что лидерами по количеству нормативных и правовых актов, направленных на адаптацию, закрепление молодых педагогов, созданию условий для их профессионального роста являются Амурская (более 300), Белгородская (более 100) и Нижегородская (50) области.

Салтыкова Ольга Владимировна, ООО «МИК», е-мейл: project@mik2.ru