Экспертно-аналитические материалы

Анализ эффективности функционирования (деятельности) малокомплектных школ и школ, находящихся в труднодоступной местности

Малокомплектные школы и школы, находящиеся в труднодоступной местности в настоящее время сталкивается с рядом трудностей при осуществлении перехода на новые образовательные стандарты, по ряду различных причин, зачастую трудно преодолимых в связи со спецификой данных образовательных учреждений.

05.05.2014

Малокомплектные школы и школы, находящиеся в труднодоступной местности в настоящее время сталкивается с рядом трудностей при осуществлении перехода на новые образовательные стандарты, по ряду различных причин, зачастую трудно преодолимых в связи со спецификой данных образовательных учреждений.

Большую роль в преодолении проблем повышения эффективности функционирования малокомплектных школ и школ, находящихся в труднодоступной местности играют комплексность и разнотипность подходов, зависящих от региональных, национальных и этнокультурных особенностей субъектов Российской Федерации.

Для обеспечения мониторинга деятельности малокомплектных школ и школ, находящихся в труднодоступной местности, как основы принятия управленческих решений, направленных на выравнивание шансов детей на получение качественного образования, независимо от места жительства, и повышения эффективности функционирования малокомплектных школ и школ, находящихся в труднодоступной местности был разработан и внедрен инструментарий для мониторинга, представляющий собой информационную систему на базе веб-ресурса http://little-school.ru/

Основными показателями эффективности, проанализированными в результате мониторинга были:

1. Уровень знаний учащихся, оценивающийся по величине среднего балла по итоговой аттестации и единого государственного экзамена. По результатам итоговой аттестации максимальный балл зафиксирован для Центрального и Уральского федеральных округов.

2. Состояние современной образовательной среды и условий для обучения, воспитания и социализации детей. Значение показателя для начальной школы – в целом более 58% всех учащихся начальной школы в России обучаются по федеральным государственным образовательным стандартам общего образования (ФГОС), максимальное количество школьников, обучающихся по ФГОС составила 65,3% в Северо-Западном ФО, а минимальное – 58,4% – в Южном ФО.

Для средней школы – максимальное значение показателя – 23,3% в Северо-Кавказском ФО, а минимальное –15,8% в Северо-западном ФО. В целом только около 18-20% всех учащихся средней школы в России обучаются по ФГОС.

Для старшей школы – максимальное значение показателя – 6,8% в Дальневосточном ФО, а минимальное – 1,8% в Северо-Западном ФО. В целом только около 4% всех учащихся старшей школы в России обучаются по ФГОС.

3. Состояние парка учебно-лабораторного оборудования. Общее количество оборудования всех видов, требуемого в среднем на одну школу, максимальное – Уральский федеральный округ – 116 единиц, минимальное – Северо-Кавказский федеральный округ – 52 единицы.

4. Количество средств, выделяемых на борудование для столовых – максимальная доля денежных средств зафиксирована в Южном ФО, а минимальная – в Приволжском ФО.

5. Потребность в библиотечных ресурсах – максимальная в Уральском ФО, а минимальная – в Северо-Кавказском ФО. При этом, общая потребность в библиотечных фондах по всем округам составляет 764 тыс. экземпляров.

6. Потребность в пополнении медиатеки электронными ресурсами различной направленности. Максимальное количество ресурсов для медиатеки требуется школам Южного ФО, а минимальное – Приволжского ФО, из расчета на одно образовательное учреждение.

7. Потребность в электронных образовательных ресурсах. в среднем в школах Уральского ФО требуется 46 ЭОР – это максимальная потребность, а в школах Приволжского ФО требуется 15 ЭОР – это минимальная потребность.

8. Доля отремонтированных в 2013 году помещений. В среднем по России – 64%. Наибольшее количество помещений ремонитировалось согласно нормам в Сибирском ФО (70,5%), а наименьшее – в Центральном ФО (61,5%).

9. Уровень обеспеченности школьников горячим питанием. Средний уровень обеспеченности двухразовым питанием составляет 60%, а трехразовым – 33%.. В Центральном ФО  достигнут максимальный результат в 80% учащихся, и 38% учащихся Северо-Кавказского ФО дают минимальный результат.

10. Уровень доступности образования. Наибольшая транспортная доступность обеспечена школьникам Южного ФО, а минимальная – Приволжского ФО.

11. Доля школ, имеющих оборудованный компьютерный класс с выходом в сеть со всех рабочих мест. Меньше всего таких школ расположено в Северо-Кавказском ФО, а максимальное количество – в Уральском ФО.

12. Дистанционное образование. Развивается достаточно медленно, например, если в Ивановской области, 67% школ реализовывают дистанционную форму обучения, то в Смоленской области таких школ менее 9%.

13. Оценка качества преподавания и управления образовательным процессом. Беря за основу уровень подготовки, переподготовки и повышения квалификации учителей, можно говорить, что 66% учителей прошли подготовку, переподготовку за отчетный год в Северо-Западном и Уральском ФО, а в Южном ФО только – 44%. В среднем по России этот показатель составляет 52%. В целом это свидетельствует о повышении качества образования в малокомплектных школах и школах, находящихся в труднодоступной местности.

14. Самоподготовка учителей. Самоподготовкой в среде сетевых сообществ занимаются более 64% учителей Центрального ФО – это максимальный результат, а меньше всего результат в Северо-Кавказском ФО – 32,7%. Заметим, что во всех округах кроме данного более 50% учителей участвуют в деятельности профессиональных сетевых сообществ и саморегулируемых организаций и регулярно получают в них профессиональную помощь и поддержку. 15. Использование информационных технологий в образовательном процессе. Максимальное значение среди округов   83% у Приволжского ФО, а минимальное значение – 62,8%, зафиксировано в Северо-Кавказском ФО.