Экспертно-аналитические материалы

Анализ результатов реализации программ дополнительного образования исследовательской, инженерной, технической, конструкторской направленности в 5 субъектах Российской федерации

Реализация в субъектах Российской Федерации программы дополнительного образования детей исследовательской, инженерной, технической, конструкторской направленности (далее – программы ДО) проводится в рамках мероприятия федеральной целевой программы развития образования на 2011-2015 годы «Распространение на всей территории Российской Федерации современных моделей успешной социализации детей».

09.06.2014

Реализация в субъектах Российской Федерации программы дополнительного образования детей исследовательской, инженерной, технической, конструкторской направленности (далее – программы ДО) проводится в рамках мероприятия федеральной целевой программы развития образования на 2011-2015 годы «Распространение на всей территории Российской Федерации современных моделей успешной социализации детей». Результаты программы ДО с 2013 года отслеживаются с помощью проводимого мониторинга и размещаются на портале для проведения социологических исследований в целях развития и распространения моделей успешной социализации детей (http://www.social-model.ru/index/about).

В феврале – марте текущего года проводилось очередное анкетирование пяти групп респондентов (представителей общественности, учителей, руководителей образовательных организаций, учащихся, родителей учащихся (законных представителей)) по теме «Дополнительное образование детей», в котором мог принять участие любой посетитель портала http://www.social-model.ru/index/about. Интерес к участию в анкетировании по данной тематике был, в большей степени, проявлен респондентами Приволжского и Уральского федеральных округов, в частности: Республики Татарстан, Оренбургской, Саратовской, Свердловской и Тюменской областей.

В данной статье проанализируем результаты анкетирования этих групп респондентов вышеуказанных регионов.

Более 50 % представителей общественности всех вышеназванных субъектов Российской Федерации (далее – субъектов РФ) считают, что в образовательных организациях реализуются программы дополнительного образования детей исследовательской, инженерной, технической, конструкторской направленности и более 60% респондентов этих субъектов РФ известны примеры обучения и социализации детей в рамках этих программ. При этом более 70 % учащихся, принявших участие в анкетировании, и более 50 % родителей учащихся всех вышеуказанных субъектов РФ ответили, что не участвуют (их дети не посещают) занятия исследовательской, инженерной, технической, конструкторской направленности. Более 60 % учителей этих субъектов РФ поддерживают представителей общественности в том, что в образовательных организациях реализуются программы ДО, но только в Тюменской области (56%) большая половина респондентов-учителей ответила, что принимает участие в их реализации (Таблица 1).

На вопрос о доступности качественного образования в образовательных организациях по программам ДО больше 50% респондентов – представителей общественности Республики Татарстан, Свердловской и Саратовской областей, более 50% респондентов-родителей всех субъектов РФ, более 50% респондентов-учителей Свердловской, Тюменской, Оренбургской и Саратовской областей ответили положительно («Доступно – все зависит от желания обучающегося получать его») (Таблица 2).

На вопрос о стремлении детей получить знания по программам ДО от 44 до 50 % представителей общественности и от 50 до 67 % респондентов-учителей Свердловской, Тюменской, Оренбургской, Саратовской областей; от 42 до 57 % респондентов – родителей и от 45 до 65 % респондентов-учащихся Свердловской, Оренбургской и Саратовской областей ответили, что скорее педагоги предпринимают усилия, чтобы увлечь детей, нежели дети сами понимают важность и перспективность данного образования (Таблица 3).

Результаты ответов респондентов на вопросы о достаточности в субъектах РФ педагогов для реализации образовательных программ ДО и о наличии в образовательных организациях необходимой инфраструктуры и технического обеспечения приведены в таблице 5. Эти результаты указывают на то, что в Республике Татарстан, Свердловской, Оренбургской областях более половины опрошенных (представителей общественности, родителей) считают количество педагогов является не достаточным для реализации программ ДО. Также считают более 55% представителей общественности в Тюменской и Саратовской областях. По вопросу наличия необходимой инфраструктуры и технического обеспечения мнение родителей с другими группами респондентов во всех субъектах РФ расходится. Так большая часть представителей общественности, учителей образовательных организаций придерживаются мнения, что необходимая инфраструктура и техническое обеспечение образовательной деятельности по программам ДО отсутствует, а более 50% родителей-респондентов всех 5 субъектов РФ наоборот считают, что необходимая инфраструктура и техническое обеспечение имеется.

На вопрос об удовлетворенности респондентов работой педагогов с детьми по программам ДО большая часть каждой группы респондентов (представители общественности, родители, учащиеся, учителя) дала положительный ответ («полная удовлетворенность», «скорее «да») (Таблица 4).

Таким образом, по результатам проведенного анкетирования можно сделать следующие выводы.

В рассмотренных субъектах РФ реализуются программы дополнительного образования детей исследовательской, инженерной, технической, конструкторской направленности, как в общеобразовательных организациях, так и в организациях дополнительного образования. Каков процент учащихся принимает в них участие, точно сказать трудно, поскольку результаты анкетирования самих учащихся и родителей расходятся. По ответам самих учащихся лишь небольшое количество принимает в них участие (в зависимости от субъекта РФ от 11 до 30% из всех опрошенных). По ответам родителей, только на базе общеобразовательной организации посещают занятия по программам ДО от 39 до 46 % детей опрошенных (в зависимости от субъекта РФ). В других образовательных организациях, реализующих программы ДО, по результатам анкетирования родителей процент детей колеблется в зависимости от субъекта РФ от 16 до 26%. Возможно, это связано с особенностями выборки респондентов. Проведение повторного анкетирования на большей выборке респондентов позволило бы уточнить полученные данные.

Большая часть учащихся, как и родителей учащихся, посещающих занятия по программам ДО, во всех субъектах РФ удовлетворены качеством работы педагогов. Большая часть учителей во всех субъектах РФ также удовлетворена качеством ведения образовательного процесса по программам ДО.

Во всех оцениваемых субъектах, по мнению большей части представителей общественности существуют кадровые проблемы и проблемы технического обеспечения (инфраструктуры) реализации программ ДО.  При этом более 50% респондентов-родителей всех субъектов РФ, чьи дети посещают занятия исследовательской, инженерной, технической, конструкторской направленности, напротив считают, что инфраструктура и техническое обеспечение реализации программ ДО имеется.

Таблица 1 –  Распределение мнений групп респондентов по вопросу реализации в образовательных организациях программы ДО, %

Респонденты

Республика Татарстан

Свердловская область

Тюменская область

Оренбургская область

Саратовская область

+

-

+

-

+

-

+

-

+

-

Распределение мнений респондентов по вопросу реализации в образовательных организациях программы ДО

Представители общественности

66,67

33,33

79,31

20,69

50

50

66,67

33,33

78,57

21,43

Учителя

69,88

30,12

70,8

29,2

69,23

30,77

80,49

19,51

68,18

31,82

Доля представителей общественности, которым известны примеры обучения и социализации детей в рамках программ ДО, результативно и эффективно работающие в регионах и (или) муниципалитетах

Представители общественности

70,37

29,63

71,74

28,26

66,67

33,33

75

25

66,67

33,33

Доля респондентов, считающих, что в образовательных организациях реализуются регионально-целевые программы дополнительного образования детей, в том числе включающие исследовательское, инженерное, техническое, конструкторское направления развития техносферы

Учителя

84,44

15,56

90,57

9,43

87,5

12,5

86,67

13,33

90

10

Доля респондентов, которые принимают участие в реализации программ ДО

Учителя

43,93

56,07

48,82

51,18

56,16

44,84

43,75

56,25

25

75

Доля обучающихся, которые посещают занятия по исследовательскому, инженерному, техническому, конструкторскому направлению:

Учащиеся

14,4

85,6

24,63

75,37

19,28

80,72

30,43

69,57

11.11

88,89

Доля детей, посещающих в образовательных организациях, где они обучаются, дополнительные занятия исследовательской, инженерной, технической, конструкторской направленности

Родители

38,85

61,15

42,66

57,34

46,43

53,57

39,47

60,53

43,24

56,76

Доля детей, которые посещают занятия исследовательской, инженерной, технической, конструкторской направленности в рамках дополнительного образования в других образовательных организациях

Родители

21,17

78,83

27,4

72,6

25,93

74,07

18,42

81,58

16,22

83,78

Примечание: «+» – положительный ответ, «-» – отрицательный ответ.

Таблица 2 – Доступность качественного образования в образовательных организация по программам ДО, %

Респонденты

Республика Татарстан

Свердловская область

Тюменская область

Оренбургская область

Саратовская область

Ответ: «Доступно – все зависит от желания обучающегося получать его»

Представители общественности

58,62

53,06

35,71

33,33

57,14

Родители

57,14

65,25

77,46

53,57

66,67

Учителя

33,9

53,19

70,97

60

56,25

Ответ: «Доступно, но с учетом дополнительного финансирования со стороны родителей (платные кружки, приобретение материалов, инструментов, участие в соревнованиях и мероприятиях)»

Представители общественности

31,03

34,69

50

38,89

14,29

Родители

22,32

24,58

15,49

35,71

13,33

Учителя

49,15

37,23

17,74

30

31,25

Ответ: «Не доступно»

Представители общественности

10,34

12,24

14,29

21,78

28,57

Родители

20,54

10,17

7,04

10,71

20

Учителя

16,95

9,57

11,29

10

12,5

Таблица 3 – Стремление детей получить знания по программам ДО, %

Респонденты

Республика Татарстан

Свердловская область

Тюменская область

Оренбургская область

Саратовская область

Ответ: «Стремятся, сейчас эти направления очень важны и перспективны»

Представители общественности

54,29

40,74

30,77

29,41

27,78

Родители

47,01

37,8

49,33

22,22

35,71

Учащиеся

49,18

31,1

44,14

27,59

23.53

Учителя

46,27

22,86

32,76

35,9

22,22

Ответ: «Скорее педагоги стремятся обеспечить эти направления – увлечь детей»

Представители общественности

25,71

44,44

53,85

52,94

50

Родители

33,33

42,52

34,67

48,15

57,14

Учащиеся

37,7

44,88

32,43

48,28

64.71

Учителя

43,28

66,67

60,34

51,28

61,11

Ответ: «Скорее родители стремятся – «пристроить» ребенка, чтобы он не слонялся без дела»

Представители общественности

20

14,81

15,38

17,65

22,22

Родители

19,66

19,69

16

29,63

7,14

Учащиеся

13,11

24,03

23,42

24,14

11.76

Учителя

10,45

10,48

6,9

12,82

16,67

Таблица 4 – Удовлетворенность респондентов работой педагогов с детьми по программам ДО, %

Респонденты

Республика Татарстан

Свердловская область

Тюменская область

Оренбургская область

Саратовская область

Ответы: «Полная удовлетворенность» (1), «Скорее «да»» (2)

1

2

1

2

1

2

1

2

1

2

Представители общественности

26,67

46,67

17,14

51,43

25

50

10

70

27,27

54,55

Родители

45,45

36,36

18,03

70,49

37,21

55,81

26,67

66,67

20

73,33

Учащиеся

25

50

36,36

35,35

44,44

44,44

33,33

58,33

50

33.33

Учителя

10,34

58,62

7,14

69,64

10,53

65,79

0

84,21

16,67

66,67

Ответ: «Ни «да, ни «нет»»

Представители общественности

20

28,57

0

20

0

Родители

9,09

9,84

6,98

6,67

0

Учащиеся

8,33

20,2

11,11

0

0

Учителя

24,14

19,64

13,16

10,53

16,67

Ответы: «Скорее «нет»» (1), «Определенно нет» (2), %

1

2

1

2

1

2

1

2

1

2

Представители общественности

6,67

0

2,86

0

25

0

0

0

18,18

0

Родители

3,64

5,45

1,64

0

0

0

0

0

6,67

0

Учащиеся

16,67

0

3,03

5,05

0

0

0

8,34

0

16.67

Учителя

6,9

0

3,57

0

7,89

2,6

5,26

0

0

0

Таблица 5 – Наличие в образовательных организациях достаточного количества педагогов, технического обеспечения и инфраструктуры для реализации программ ДО

Респонденты

Республика Татарстан

Свердловская область

Тюменская область

Оренбургская область

Саратовская область

1

2

3

1

2

3

1

2

3

1

2

3

1

2

3

Распределение мнений респондентов по вопросу достаточности в регионах педагогов для реализации образовательных программ ДО, %:

Представители общественности

36

64

х

40

60

х

40

60

х

71,43

28,57

х

42,86

57,14

х

Родители

49,48

50,52

х

45,19

54,81

х

51,72

48,28

х

52,38

47,62

х

56

44

х

Распределение мнений респондентов по вопросу наличия в образовательных организациях необходимой инфраструктуры и технического обеспечения для реализации образовательных программ ДО, %:

Представители общественности

33,33

25,93

40,74

36,36

34,09

29,55

22,22

44,44

33,33

0

75

25

46,67

53,33

0

Родители

52,58

47,42

х

49,38

50,62

х

51,02

48,98

х

36,84

63,16

х

52,38

47,62

х

Учителя

21,05

78,95

х

24,71

75,29

х

38,78

61,22

х

16,13

83,87

х

7,14

92,86

х

Примечание:

1,2, 3 – номера ответов. В вопросе о достаточности в регионах педагогов для реализации образовательных программ ДО: 1 – ответ «Достаточно», 2 – «Не достаточно». В вопросе о наличии в образовательных организациях необходимой инфраструктуры и технического обеспечения для реализации образовательных программ ДО: 1- инфраструктура и техническое обеспечение имеются, 2- инфраструктура и техническое обеспечение не имеются, 3 – примерно в 50% образовательных организаций инфраструктура и техническое обеспечение имеются, а в 50% - не имеются.