Продолжаем серию статей, посвященных исследованию «лучших практик» организации и проведения мероприятий по адаптации, закреплению и профессиональному развитию молодых педагогов
Продолжаем серию статей, посвященных исследованию «лучших практик» организации и проведения мероприятий по адаптации, закреплению и профессиональному развитию молодых педагогов (выполняемое в рамках проекта «Создание эффективных условий, для распространения моделей государственного-общественного управления образованием для успешной адаптации, закрепления и профессионального развития молодых педагогов в субъектах Российской Федерации и разработка механизмов их возможного распространения на всей территории Российской Федерации» компанией ООО «МИК»).
В данной статье проведен анализ сведений о формах и технологиях организации и проведения мероприятий по адаптации, закреплению и профессиональному развитию молодых педагогов.
Анализ информации проводился по показателю создания системы материального поощрения молодых педагогов, включая льготное кредитование, субсидирование, обеспечение компьютерной техников и т. д.
При анализе сведений по данному показателю также учитывалась социальная поддержка молодых педагогов по компенсации затрат на проезд, оплате коммунальных услуг и другие формы социальной поддержки.
Так, в Воронежской области благодаря взаимодействию с Федеральным фондом содействия развитию жилищного строительства был выделен земельный участок для строительства многоквартирного дома для кооператива, созданного из числа работников сферы образования. Разработана и утверждена подпрограмма «Государственная поддержка молодых учителей общеобразовательных учреждений в сфере жилищного ипотечного кредитования населения Воронежской области на 2011-2015 годы». Бюджету Воронежской области предоставлена субсидия из федерального бюджета на возмещение части затрат в связи с предоставлением учителям общеобразовательных организаций ипотечного кредита, которая выплачена 15 молодым педагогам. Введен повышающий коэффициент (1,3) оплаты труда молодым специалистам в течение первых трех лет работы. Реализована акция «Ноутбук – молодому специалисту». Успешно действует система сопровождения «Школа молодых специалистов». Благодаря данным мерам Воронежской области удалось добиться увеличения доли молодых педагогов в возрасте до 30 лет в общей численности учителей общеобразовательных организаций до 10,32%.
В Вологодской области разработан и внедрен план действий по модернизации общего образования, направленных на реализацию в 2011-2015 годах национальной образовательной инициативы «Наша новая школа», (разделы «Кадровое обеспечение», «Совершенствование учительского корпуса», «Привлечение к учительской профессии молодых талантливых людей»), который устанавливает муниципальные меры поддержки молодых педагогов, в т.ч.: компенсацию на оплату коммунальных услуг; дополнительные выплаты к заработной плате (стаж работы до 3 лет - 12%; от 3 до 5 лет - 10%; от 5 до 10 лет – 15%).
В целях оказания помощи молодым учителям в улучшении жилищных условий в Иркутской области с 2012 года реализуется основное мероприятие «Ипотечное кредитование молодых учителей Иркутской области» подпрограммы «Стимулирование жилищного строительства в Иркутской области на 2014-2020 годы» Государственной программы Иркутской области «Доступное жилье» на 2014-2020 годы.
Мероприятие предусматривает выплату в полном объеме первоначального взноса по ипотечным кредитам за счет федерального и областного бюджетов, не более 20 % от суммы ипотечного кредита, с уровнем процентной ставки 8,5% годовых, для молодых учителей образовательных организаций в возрасте до 35 лет. За 2012-2013 года улучшили жилищные условия в рамках мероприятия 85 молодых специалистов.
В Калужской области с целью обеспечения жильем молодых педагогов разработана нормативная база ипотечного кредитования молодых учителей с уровнем процентной ставки не более 8,5% годовых и формируется база данных учителей в возрасте до 35 лет, нуждающихся в улучшении жилищных условий, внесены изменения в долгосрочную целевую программу «Стимулирование развития жилищного строительства на территории Калужской области» на 2011-2015 годы (подпрограмма «Поддержка ипотечного жилищного кредитования» на 2012-2015годы), в которой предусмотрены меры, направленные на улучшение жилищных условий семей молодых педагогов, в том числе оплата первоначального взноса при получении жилищного (ипотечного) кредита или жилищного займа на приобретение жилого помещения или строительство индивидуального жилого дома для молодых учителей.
В Ленинградской области для закрепления молодых специалистов в системе образования Ленинградской области реализуются программы по предоставлению жилья педагогическим работникам:
Государственная программа Ленинградской области «Обеспечение качественным жильем граждан, проживающих на территории Ленинградской области на 2014-2016 г.г.», которая объединяет три долгосрочные целевые программы: «Приоритетные направления развития образования Ленинградской области на 2011-2015 годы»; «Жилье для молодежи»; «О поддержки граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, на основе принципов ипотечного кредитования в Ленинградской области на 2014-2016 годы». В 2013/2014 учебном году в рамках региональных программ были обеспечены жильем 36 работников и в соответствии с федеральными целевыми программами дополнительно 20 работников.
В Нижегородской области в целях привлечения молодых специалистов и закрепления кадрового состава организаций образования Нижегородской области, повышения качества предоставляемых населению услуг в Нижегородской области с 2006 года реализуется программа "Меры социальной поддержки молодых специалистов Нижегородской области". С января 2014 года реализация Программы осуществляется в рамках государственной программы "Обеспечение граждан Нижегородской области доступным и комфортным жильём на период до 2024 года", утвержденной постановлением Правительства Нижегородской области от 18.10.2013 №748. Участникам Программы предоставляются меры социальной поддержки в форме социальных выплат на погашение кредитов и процентов по ним на приобретение или строительство жилья и приобретение транспортного средства. При этом участник Программы принимает обязательство отработать в образовательных организациях региона не менее десяти лет. Для 2146 молодых педагогов построены индивидуальные жилые дома, приобретены квартиры на вторичном рынке недвижимости и предоставлены автомобили марки «Лада». Включение специалистов в число участников Программы осуществлялось с 2006 по 2013 годы, с 2014 года заключение соглашений о предоставлении мер социальной поддержки в рамках Программы не предполагалось. Благодаря реализации Программ в социальной сфере региона приостановлен процесс снижения числа молодых специалистов. В системе образования доля молодых учителей общеобразовательных организаций со стажем работы до 5 лет увеличена более чем на 4 процента (в 2013 году данный показатель достиг 13,1 %, в 2006 году доля молодых учителей составляла 8,9 %).
В Новгородской области были введены «подъемные» для молодых учителей в размере 500 тыс. рублей (как по программе «Земский доктор» в здравоохранении) для специальностей: учитель математики, учитель физики, учитель иностранного языка, что позволило восполнить потребность в данных специалистах в школах региона.
Социальная поддержка молодых педагогов предусматривалась «Среднесрочная программа развития муниципальной системы образования на 2012-2014 годы» в Тверской области.
Программа «Ипотека для учителей» действует в Краснодарском крае, Республике Карачаево-Черкесия, Ставропольском крае. Однако низкий уровень учительской зарплаты не позволяет принять участие в ней всем желающим.
В Белгородской области при поступлении на работу молодым специалистам оказывается материальная поддержка в виде единовременной выплаты в размере 6 должностных окладов.
В Костромской области с 2012 года увеличен размер единовременного пособия (подъемных) до 100 тысяч рублей.
В Ульяновской области существуют дополнительные меры социальной поддержки молодым специалистам, работающим и проживающим в сельской местности, такие как единовременные выплаты в размерах 20, 40 и 60 тысяч рублей за каждый проработанный год в течение трёх лет непрерывной работы в сельских общеобразовательных организациях области.
В Магаданской и Сахалинской областях установлено денежное пособие в размере 150 тыс. рублей для выпускников организаций среднего профессионального образования и в размере 200 тысяч рублей – для выпускников высшего профессионального образования, поступающих на работу в общеобразовательные организации.
В Тверской и Московской областях существуют надбавки к должностному окладу для молодых педагогов.
В Белгородской, Воронежской, Нижегородской области, республике Башкортостан, Мордовии, Хакасия, Республике Саха (Якутия) реализуется программа «Учительский дом», направленная на обеспечение жильем молодых специалистов.
В Псковской, Кировской, Нижегородской областях реализуются программы по строительству жилья для молодых специалистов.
В Республике Марий Эл, Бурятии, Тюменской, Амурской области, Хабаровском крае предоставляются земельные участки под индивидуальное жилищное строительство в сельской местности.
В Ивановской, Тверской, Вологодской, Курганской областях, Приморском крае, республиках Северная Осетия и Тыва, Ямало-Ненецком АО для молодых педагогов предоставляется благоустроенное жилье (комнаты в общежитии, специализированный жилищный фонд).
В Тюменской, Амурской областях, Республике Адыгея, Еврейской АО возмещаются расходы по найму жилья молодым педагогам.
С 2012 года государственная поддержка оказывается молодым педагогам на приобретение или строительство жилья в Московской, Самарской, Орловской, Тверской, Ярославской, Мурманской, Липецкой, Новгородской, Ростовской, Кировской областях, республиках Карелия, Хакасия, Чеченская, Камчатском, Ставропольском, Забайкальском краях, г. Санкт-Петербург.
Программа жилищного кредитования молодых педагогов действует в Рязанской области.
В Кемеровской области осуществляется выплата единовременного социального пособия из средств областного бюджета молодым специалистам - выпускникам высших и средних специальных учебных заведений, которые по трудовому договору идут работать в сельские образовательные организации. Размер социального пособия с 2008 года увеличился до 30 тысяч рублей для выпускников высших учебных заведений, 20 тысяч рублей - для выпускников организаций среднего профессионального образования. Учительским семьям выдаются льготные займы для приобретения и строительства жилья под 5% годовых на 20 лет. Педагогам - молодым специалистам до 30 лет выделяется беспроцентная жилищная ссуда на 20 лет без первоначального взноса. Для выпускников вузов, которые поедут и останутся работать в сельских школах, особые льготные условия: за кредит плата взимается семь лет, а по истечении этого срока - оставшуюся сумму за них гасит областной бюджет. Льготные целевые жилищные займы предоставляются семьям студентов организаций высшего и среднего профессионального образования сроком до 20 лет под процентную ставку 3% годовых. Первый взнос составляет 10 %. Молодые учёные получают льготный кредит на приобретение жилья - на 20 лет под 3% годовых без первоначального взноса.
В Оренбургской области действует ряд муниципальных, по которым предоставляется помощь молодым учителям по оплате коммунальных услуг, компенсации при оплате арендного жилья, выплаты «подъемных». Так, в 2013 году в 16 территориях педагогам предоставлено 63 квартиры, из них 20 в личную собственность, 43 – ведомственных. В 11 территориях производится оплата за съемное жилье. 145 проживают на частных квартирах по договору найма жилья с частичной оплатой. С 2012 года предоставляются социальные выплаты молодым специалистам на оплату первоначального взноса при получении ипотечного кредита.
В Чувашии приняты реализуются меры по увеличению заработной платы начинающим педагогам: размер оклада (ставки) молодым специалистам определяется с коэффициентом 0,5 и будет устанавливаться им до наступления стажа работы 3 года.
Стимулирующие надбавки для молодых педагогов выплачиваются в Саратовской области.
В Смоленской области молодым педагогам предоставляется однократная социальная выплата в размере не более 20 процентов от установленной договором стоимости для приобретения жилого помещения экономического класса.
В Челябинской области молодым педагогам предоставляется ипотечный кредит под 8,5% годовых и субсидия при оплате первоначального взноса.
Исходя из полученных данных, по показателю «Создание системы материального поощрения молодых педагогов, включая льготное кредитование, субсидирование, обеспечение компьютерной техников и т. д.» выделяется опыт Белгородской области, Хабаровского края, Пермского края, Санкт-Петербурга, Тульской, Новосибирской, Омской, Курской, Рязанской, Ростовской областей.
По данному направлению выделяется реализация программ профессиональной адаптации и сопровождения молодых педагогов, разработанных организациями при региональном содействии и координации в Удмуртской республике, Тульской области, Республике Калмыкия, Белгородской, Ивановской, Ленинградской областях, Республике Татарстан, Кабардино-балкарская республике, Орловской области, Санкт-Петербурге.
Анализ информации проводился также по показателю реализуемых подходов, направленных на стимуляцию творческой активности молодых педагогов, развитие инновационных форм работы с детьми, участие в конкурсах профессионального мастерства, творческих конкурсах.
На рисунке 1 представлены регионы, в которых реализуется наибольшее количество проведенных мероприятий, направленных на создание условий профессионального развития молодых педагогов.
Рисунок 1 — ТОП-10 регионов по количеству проведенных мероприятий, направленных на создание условий профессионального развития молодых педагогов
По показателю закрепления молодых специалистов в школах, находящихся в сельской местности, обеспечения кадрового состава сельских школ также проводилось исследование.
Цель комплекса мероприятий по привлечению молодых педагогов для работы в сельских школах - восполнение потребности в учителях, работающих в сельской местности, создание системы материальных стимулов для того, чтобы закрепить молодых педагогов в сельских школах, которые испытывают потребность в педагогических кадрах.
Так, в Архангельской области, начиная с 2011 года, 40 выпускников вузов, трудоустроившихся в сельские малокомплектные школы, получают единовременное пособие из средств краевого бюджета, в 2013 году в соответствии с постановлением Администрации края от 25.04.2013 № 226 размер данной выплаты был увеличен до 200 тыс. рублей, в 2014 году в категории школ, при трудоустройстве в которые молодой специалист имеет право претендовать на пособие включены филиалы школ, а также школы с численностью обучающихся до 200 человек, в 2014 году в число получателей включено 40 выпускников профессиональных образовательных организаций (размер выплаты – 100 тыс. рублей). В области в соответствии с принятыми муниципальными нормативно-правовыми актами молодым специалистам выплачиваются «подъемные» из муниципальных бюджетов, размер которых варьирует от 10 тыс. рублей до 50 тыс. рублей.
Реализуемый комплекс мероприятий позволяет сохранять положительную динамику прибытия в систему образования молодых специалистов (ежегодно в систему образования приходит порядка 500 молодых специалистов). Показатель закрепляемости молодых специалистов на местах первого трудоустройства за последние три года составил 85%, доля молодых специалистов, закрепившихся в образовательных организациях, расположенных в сельской местности, в 2014 году увеличилась до 81,5%.
В Брянской области с целью поддержки уже работающих и привлечения молодых сельских педагогов предусмотрен ряд мер социальной поддержки работающих и проживающих в сельской местности или поселках городского типа таких как: установление выплаты единовременного пособия в размере до пяти тарифных ставок (окладов) установленных им при заключении трудовых договоров; предусмотрены повышенные ставки (оклады) на 30% педагогам со стажем работы до трех лет; оплата коммунальных услуг; устанавливание ежемесячной денежной компенсации в размере 150 рублей для приобретения книгоиздательской продукции и периодических изданий; осуществление оплаты проезда к месту работы и обратно.
В Пермском крае реализуется программа «Мобильный учитель», которая предполагает предоставление учителям автомобилей для перемещения по школам региона, прежде всего, в сельской местности. В 2013 году получили автомобили 7 мобильных педагогов, которые преподавали английский язык, информатику, физику, технологию, психологию, ранее бывшие на вакансии, в 14 школах края. В 2014 году дополнительно 10 мобильных учителей будут вести уроки по предметам: иностранный язык, информатика, физкультура, психология, которые ранее были на вакансии, в 18 школах края. Закуплено 9 машин, которые вручены учителям в торжественной обстановке.
В Сахалинской области в числе мер государственной поддержки молодых специалистов – выплата денежного пособия, установление надбавки в размере 40 %, которая выплачивается в течение первых трех лет работы, педагогам, работающим на селе, оклады устанавливаются с учетом коэффициента в размере 1,25.
В Тамбовской области социальные выплаты на улучшение жилищных условий предоставляются гражданам, проживающим в сельской местности, в том числе работникам сферы образования (независимо от стажа работы, типа образовательной организации, возраста заявителя) (в соответствии с долгосрочной целевой программой «Социальное развитие села до 2013 года»). В 2013 году 75 педагогических работников в сельских территориях получили свидетельства на приобретение жилья.
В Тульской области педагогическим работникам государственных и муниципальных образовательных организаций, работающим и проживающим в сельских населенных пунктах и в поселках городского типа (рабочих поселках), предоставляются различные меры социальной поддержки (оплата в размере 100% занимаемой общей площади жилых помещений в пределах социальной нормы площади жилья; оплата в размере 100 % отопления и освещения в пределах нормативов потребления указанных услуг, установленных органами местного самоуправления, а также стоимости топлива, приобретаемого в пределах норм, установленных для продажи населению, проживающему в домах без центрального отопления, и транспортных услуг для доставки этого топлива).
В Хабаровском крае молодым специалистам, направленным для работы в образовательные организации края, имеющие наиболее острую кадровую потребность и расположенные в отдаленных и труднодоступных муниципальных районах края, за счет краевого бюджета на договорной основе предоставляется т. н. «сберегательный капитал».
В Республике Хакасия с 2011 года в сельской местности реализуется проект «Учительский дом», который включает строительство современной малокомплектной школы и квартиры для учителя. Учебные классы оснащены мультимедийным и интерактивным оборудованием, а также учебно-лабораторным оборудованием – ноутбуками, цифровыми микроскопами, красочными плакатами, наглядным материалом для изучения всех предметов.
В республике Коми для привлечения молодых специалистов в школу в сельской местности предоставляется жилье, в некоторых случаях оплачивается коммунальные услуги.
В Удмуртской Республике планируется осуществлять единовременные выплаты для молодых педагогов, проработавших до трёх лет в сельской школе.
Порядок и объем материального поощрения, премирования и субсидирования молодых специалистов определяется соответствующими нормативными актами органов региональной власти.
Салтыкова Ольга Владимировна, ООО «МИК», е-мейл: