Экспертно-аналитические материалы

Дополнительное образование взрослых: анализ категориального аппарата

Указом Президента РФ от 07.05.2012 N 599 «О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки» и частью ФЦПРО о приведении содержания и структуры профессионального образования в соответствие с потребностями рынка труда запланировано увеличение доли занятого взрослого населения, прошедшего повышение квалификации или профессиональную подготовку.

25.10.2013

Указом Президента РФ от 07.05.2012 N 599 «О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки» и  частью ФЦПРО о приведении содержания и структуры профессионального образования в соответствие с потребностями рынка труда запланировано  увеличение доли занятого взрослого населения, прошедшего повышение квалификации или профессиональную подготовку. Такая постановка задачи требует определения границ понятия «дополнительное образование», которое зачастую граничит с понятиями «профессиональное», «непрерывное», формальное и неформальное.

Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 21.12.2012г. разделяет образование на общее образование, профессиональное образование, дополнительное образование и профессиональное обучение, обеспечивающие возможность реализации права на образование в течение всей жизни (непрерывное образование).

В то же время система образования создает условия для непрерывного образования посредством реализации основных образовательных программ и различных дополнительных образовательных программ, предоставления возможности одновременного освоения нескольких образовательных программ, а также учета имеющихся образования, квалификации, опыта практической деятельности при получении образования.

В данной формулировке профессиональное образование рассматривается отдельно от дополнительного, а непрерывное образование является реализацией права на образование в течение всей жизни. В свою очередь, дополнительное образование для взрослых включает в себя дополнительное образование взрослых и дополнительное профессиональное образование.

Разграничение понятий общего, профессионального и дополнительного образования позволяет в рамках дополнительного образования как вида образования, которое направлено на всестороннее удовлетворение образовательных потребностей человека в интеллектуальном, духовно-нравственном, физическом и (или) профессиональном совершенствовании и не сопровождается повышением уровня образования [1], рассматривать подвиды этого образования.

На заседании Совета при Президенте РФ по реализации приоритетных национальных проектов и демографической политике 13 сентября 2007 г. определены подходы к формированию современной модели образования, отвечающей задачам концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации до 2020 г. В Проекте современной модели образования до 2020 года понятия было введено определение неформального и информального образования [2]. Появление этих подвидов было обусловлено необходимостью перехода к концепции непрерывного обучения, суть которого была рассмотрена выше.

В документе формами неформального образования названы курсы, тренинги, короткие программы, которые могут предлагаться на любом этапе образования или профессиональной карьеры, в то время как информальное образование (спонтанное) было отнесено к образованию, которое получено путем самообразования граждан в насыщенной культурно-образовательной среде.

Появление новых форм образовательного процесса было также обусловлено использованием европейских деклараций, закладывающих фундамент непрерывного образования, и в последующем использовании этих понятий в экспертных заключениях, сделанных Общественной палатой РФ и ГУ-ВШЭ в 2007 году и обозначивших неформальное и информальное образование как фактор конкурентоспособности страны и «значимым элементом современных образовательных систем» [3].

Следуя определениям Закона об образовании, возникает возможность назвать дополнительные образовательные программы, такие как программы повышения квалификации и программы профессиональной переподготовки примерами формального дополнительного образования.

В то же время сегодня законодательством РФ не определено понятий «неформальное» и «информальное» образование, хотя ряд документов учитывают эти аспекты дополнительного образования взрослого населения и ссылки на них существуют во многих документах.

Анализ существующих документов, косвенным образом описывающих содержание этих видов образования, и научно-методической литературы по вопросам образования позволяет создать следующие определения трех форм образовательных процессов в рамках дополнительного образования:

Формальное образование –  образование, которое завершается выдачей общепризнанного диплома или аттестата, имеет определенную продолжительность по времени, основывается на государственной учебной программе и организовано формальными образовательными организациями. 

Неформальное образование – это образование, которое представляет собой различные курсы, тренинги, короткие программы, которые предлагаются на любом этапе образования или трудовой деятельности, обычно не сопровождается выдачей документа, чаще всего носит целенаправленный и систематический характер.

Информальное образование – это индивидуальная познавательная деятельность, сопровождающая повседневную жизнь и не обязательно носящая целенаправленный характер; спонтанное образование, реализующееся за счёт собственной активности индивидов в насыщенной культурно-образовательной среде; общение, чтение, посещение учреждений культуры, путешествия, средства массовой информации и т.д.

Такой подход позволяет рассматривать повышение квалификации как пример формального образования, т.е. образования с выдачей документов, подтверждающих его, а неформальное образование как образование, целенаправленные мероприятия которого проводятся образовательными учреждениями, культурными и учреждениями здравоохранения, но по результатам которых не выдают документы о квалификации. Информальное образование – это, по сути, самообразование, которое человек может получить самостоятельно или по самоучителю, по сети интернет, по каким-то медиа ресурсам и т.д.

Список источников:

1. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 21 декабря 2012 года

2. Паспорт государственной программы "Образование и развитие инновационной экономики: внедрение современной модели образования в 2009–2012 годы"// Журнал "Нормативные документы образовательного учреждения", №10, 2008. 

3. Российское образование – 2020: модель образования для экономики, основанной на знаниях: к IX Международной .научной конференции «Модернизация экономики и глобализация», Москва, 1–3 апреля 2008 г. / под ред. Я. Кузьминова, И. Фрумина; Гос. ун-т – Высшая школа экономики. М.: Изд.дом ГУ ВШЭ, 2008, С. 33.