Дошкольное воспитание как первая ступень образования, на которой закладываются основы социальной личности, и важнейший институт поддержки семьи за последние 10 лет прошло сложный путь вписывания в новые реалии. Первоначальное резкое сокращение охвата детей дошкольным воспитанием стабилизировалось. В настоящее время около 86% детей посещает детские сады.
30.10.2014Дошкольное воспитание как первая ступень образования, на которой закладываются основы социальной личности, и важнейший институт поддержки семьи за последние 10 лет прошло сложный путь вписывания в новые реалии. Первоначальное резкое сокращение охвата детей дошкольным воспитанием стабилизировалось. В настоящее время около 86% детей посещает детские сады.
Как показывают многолетние исследования, полноценное развитие ребенка происходит при условии наличия двух составляющих его жизни – полноценной семьи и детского сада. Семья обеспечивает необходимые ребенку интимно-личностные взаимоотношения, формирование чувства защищенности, доверия и открытости миру. А что дает детский сад самому ребенку? Главное преимущество детского сада наличие детского сообщества, благодаря которому создается пространство социального опыта ребенка. Только в условиях детского сообщества ребенок познает себя в сравнении с другими, присваивает способы общения и взаимодействия, преодолевает присущий ему эгоцентризм - направленность на самого себя.
Национальная стратегия действий в интересах детей на 2012 - 2017 годы (утвержденная Указом Президента Российской Федерации от 1 июня 2012 г. N 761) в качестве одной из мер, направленных на обеспечение доступности и качества образования, предусматривает обеспечение государственной поддержки в строительство новых дошкольных образовательных учреждений, а также развитие всех форм дошкольного образования, включая негосударственный сектор.
Сегодня ожидания от негосударственного сектора образования достаточно высоки как у властей, так и у родителей, поскольку стало очевидно, что проблема доступности качественного дошкольного образования без него не может быть решена. Именно негосударственный сектор может в иной логике построить дошкольное образование, гуманизировать его, взять на вооружение новое, инновационное.
По результатам опроса представителей негосударственного сектора дошкольного образования выявлен ряд проблем. Выяснилось, что у бизнеса практически нет необходимости и потребности, сотрудничать с региональной и муниципальными системами образования. Многие, по сути, оказывают образовательные услуги, не имея лицензии, называя соответствующую деятельность иначе. Включение индивидуальных предпринимателей в сеть дошкольных образовательных организаций позволит решить проблему контроля их деятельности муниципальными органами управления образованием. Ведь, без такого контроля родители не могут быть уверены в грамотности предлагаемых в центрах развития ребёнка и частных детских садах программ и качестве образовательных услуг.
Объединение частных детских садов в одну структуру - саморегулируемую организацию «Дошкольная образовательная сеть» - позволит наиболее адекватно отвечать запросам семей на основное и дополнительное дошкольное образование детей. Эта сеть позволит создать единую службу сопровождения узкими специалистами.
Целью дошкольной образовательной сети является обеспечение через развитие сетевой формы доступности качественного дошкольного образования и дополнительных услуг по образованию, воспитанию, развитию детей из любой семьи, согласно их потребности.
Рассмотрим принципы создания дошкольной образовательной сети (с привлечением негосударственного сектора):
• нормотворческая и организационная деятельность по развитию частного государственного партнерства в области дошкольного образования;
• наиболее полное финансирование публично-правовых обязательств;
• многообразие дошкольного образования с сохранением единства требований к его качеству;
• единство требований к разным типам организаций и индивидуальным предпринимателям, в том числе реализующим сетевое взаимодействие;
• доступность дошкольного образования для всех детей;
• гибкость по отношению к запросам потребителей;
• равный доступ к ресурсам и условия для честной конкуренции;
• единство развития, воспитания, обучения и оздоровления детей;
• соответствие содержания, уровня и объема дошкольного образования особенностям развития и состоянию здоровья ребенка раннего возраста.
Структурные компоненты модели содержат общую содержательную рамку реализации дошкольной образовательной сети и разработку механизма реализации модели в регионе.
Методическая поддержка реализации модели выражается в следующих направлениях, а именно:
• создание методического кейса (основные действия по открытию ИП ООО, комплект материалов, шаблонов нормативных правовых актов регионального, муниципального и институционального уровней, программ, положений, договоров, соглашений);
• повышение квалификации руководителей и сотрудников дошкольной образовательной сети;
• создание раздела на региональном и муниципальных порталах органов управления образованием для координации по реализации модели и популяризации;
• популяризация модели.
Общая содержательная рамка реализации модели «Дошкольная образовательная сеть»
Модель «Дошкольная образовательная сеть» возникла в ответ на стремление модернизировать дошкольное образование в России, сделать его современным и повернуть лицом к ребенку и запросам его семьи. Это стремление наиболее полно пересекается с задачами Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования, который поддерживает и продвигает ценность развивающего вариативного дошкольного образования и фактически закладывает основу для содействия и сотрудничества дошкольных образовательных региональных и муниципальных институций. В соответствии с этим модель «Дошкольная образовательная сеть» является актуальной и востребованной.
Разработка механизма реализации модели «Дошкольная образовательная сеть» в регионе
В муниципальном органе управления образованием создается «Карта негосударственного сектора дошкольного образования». В карте отражены все организации и индивидуальные предприниматели, работающие в негосударственном секторе дошкольного образования (реализующие услуги присмотра и ухода без образовательной программы в том числе).
«Карта негосударственного сектора дошкольного образования» накладывается на карту муниципалитета, в которой по микрорайонам отмечено количество детей дошкольного возраста с разбивкой по возрастам (2 месяце – 1,5 года; 1,5 года – 3 года; 3года – 7 лет).
С помощью карты оценивается потребность семей в количестве мест на дошкольное образование. Оценка потребности сопоставляется с предложением государственных, муниципальных и частных образовательных организаций. Через образовательный портал и другие средства сбора информации, определяется спрос на дополнительные образовательные услуги. Также оценивается потенциал «Дошкольной образовательной сети» и муниципальной сети дошкольных образовательных организаций. Выявляются дефициты. Определяются пути восполнения дефицитов за счет модели взаимодействия специалистов.
Орган управления образования и актив дошкольной образовательной сети выявляют возможные пути привлечения специалистов на договорной основе. Решаются вопросы с обучением, переподготовкой или повышением квалификации. Организуется консультативная помощь в открытии ИП или организации для оказания востребованной услуги.
Методическая поддержка реализации модели
Методическая поддержка реализации модели заключается в следующей работе по направлениям:
• методическое описание модели и создание пакета документов;
• разработка Карты негосударственного сектора дошкольного образования;
• подбор и обучение кадров (в том числе из государственных и муниципальных дошкольных образовательных организаций);
• обучение и повышение квалификации руководителей и специалистов «Дошкольной образовательной сети»;
• выявление лучшего опыта и его тиражирование.
Схема консультационных пунктов и стажировочных площадок модели «Дошкольная образовательная сеть» представлена на Рисунке 1.
Рисунок 1 - Консультационные пункты и стажировочные площадки модели «Дошкольная образовательная сеть»
Повышение квалификации руководителей и сотрудников «Дошкольной образовательной сети»
Повышение квалификации осуществляется на курсах по дополнительным профессиональным программам объемом от 72 до 144 часов. А также, на годичных семинарах, мастер-классах, тренингах, объединенных в систему непрерывного обучения. Лучшие практики отражаются на образовательном портале региона в разделе поддержки реализации модели.
Популяризация модели через официальные и независимые СМИ (в том числе для привлечения пожертвований)
Опрос родителей показал слабую информированность о деятельности частных детских садов и предпринимателей, ведь многие негосударственные ДОО не представлены в сети интернет. Большинство сайтов или страничек в социальных сетях малоинформативны. Почти нигде не опубликованы образовательные программы, не представлена квалификация работающих с детьми специалистов. Поэтому первым направлением популяризации может стать информационный интернет-ресурс «Дошкольной образовательной сети». Интернет-ресурс должен соответствовать статье 29 Федерального закона № 273 «Об образовании в Российской Федерации» и Постановлению Правительства Российской Федерации от 10 июля 2013 г. № 582. Таким образом, модель «Дошкольная образовательная сеть» уделяет особое внимание созданию развивающей среды, роли семьи и вне-семейных социальных институций в образовании маленького ребенка, оценивает взаимодействие взрослых с детьми как центральный пункт системы дошкольного образования, отмечает роль оценки развития детей и подробно характеризует проектный способ образования в этом возрасте. Педагогам, работающим в рамках модели, необходимо сетевое пространство для принятия профессиональных решений, а также для своего собственного личностного и профессионального развития, которое необходимо им для воспитания этих качеств у вверенных им детей.