В предыдущей статье, размешенной в электронном издании было дано определение профессиональному сетевому сообществу (далее - ПСС), представлена информация о многообразии существующих в системе Интернет ПСС, в которых принимают участие учителя общеобразовательных организаций.
16.04.2014В предыдущей статье, размешенной в электронном издании было дано определение профессиональному сетевому сообществу (далее - ПСС), представлена информация о многообразии существующих в системе Интернет ПСС, в которых принимают участие учителя общеобразовательных организаций.
В рамках данной статьи рассмотрим результаты оценки эффективности деятельности ПСС.
Для проведения анализа эффективности деятельности ПСС были отобраны 16 ПСС, действующих на данный момент в сети Интернет, существующих не менее 2 лет.
Оценка эффективности деятельности отобранных ПСС осуществлялась по критериям, которые позволили бы получить ответы на ряд вопросов, связанных с выбором того или иного ПСС как площадки для профессионального самоопределения и развития учителя общеобразовательной организации.
Критерии оценки эффективности деятельности ПСС:
• продолжительность активной деятельности сообщества (данный критерий позволяет определить временной период жизни сообщества от начала деятельности сообщества до настоящего времени (2014 года);
• динамика изменения количества участников (данный критерий позволяет определить ежегодное пополнение сообщества новыми участниками, в данном случае - наличие новых зарегистрированных пользователей в 2014 году);
• наличие форума для общения между участниками сообщества (критерий определяет наличие возможности интерактивного взаимодействия между пользователями сообщества с целью обмена опытом, оказания консультационной и методической поддержки);
• наличие обновляемой новостной рубрики (критерий выполняет две функции: определяет наличие новостной рубрики и ее содержания, а также оценивает наличие ее обновления).
• наличие пополняемой медиатеки (критерий выявляет наличие методической базы сообщества, которая должна пополняться с развитием самого сообщества материалами участников сообщества).
• наличие информации о конкурсах, фестивалях педагогического мастерства, других мероприятиях (конференциях, семинарах, дистанционном обучении), участие в которых способствует профессиональному росту его участников.
В Таблица 1 представлены результаты оцениваемых ПСС по этим критериям.
Таблица 1 – Эффективность деятельности профессиональных сетевых сообществ
№ | Название ПСС | Продолжительность активной деятельности | Динамика изменения количества участников | Наличие форума | Наличие новостной рубрики | Наличие медиатеки | Наличие информации о мероприятиях |
1 | «Сеть творческих учителей» | 2006-2014 | + | + | + | + | + |
2 | «ПроШколу.ру» | 2007-2014 | + | + | - | + | + |
3 | «Педсовет.org» | 2000-2014 | + | + | + | + | + |
4 | «Pedsovet.su» | 2007-2014 | + | + | + | + | + |
5 | «Открытый класс» | 2008-2014 | ? | + | + | + | + |
6 | «Методисты.ру» | 2004-2014 | ? | + | + | + | - |
7 | «Завуч.инфо» | 2008-2014 | + | + | + | + | + |
8 | «ХабаВики» | 2011*-2014 | ? | + | + | + | + |
9 | «Первая ступенька» | 2009-2014 | ? | + | + | + | + |
10 | «СурВики» | 2010-2014 | + | + | + | + | + |
11 | «ВикиВладимир | 2011*-2014 | ? | - | + | + | - |
12 | «Учительский портал» | 2007-2014 | + | + | + | + | + |
13 | «Современный учительский портал» | ? | ? | + | + | + | + |
14 | Фестиваль педагогического мастерства «Дистанционная волна» | 2011-2014 | + | + | + | - | + |
15 | «Педагогическая планета» | 2010-2014 | + | - | + | + | + |
16 | «Nachalka.com» | 2008-2014 | ? | + | + | + | - |
Примечание к таблице:
ПСС – профессиональное сетевое сообщество.
* ориентировочная дата создания, точная дата не указана на сайте.
+ наличие данных, определяемых критерием.
- отсутствие данных, определяемых критерием.
? – отсутствие возможности оценки сайта по заданному критерию.
Результаты оценки эффективности деятельности ПСС по заданным критериям указывают на то, что:
1. Оцениваемые ПСС имеют положительную динамику изменения количества участников (9 из 16), то есть они продолжают развиваться.
2. На сайтах большинства из них (13 из 16) имеются форумы, в рамках которых пользователи могут обмениваться своим профессиональным опытом, консультировать друг друга по определенным тематикам, высказывать свое мнение. Однако не во всех ПСС форум действует по настоящее время. Так, например, последнее сообщение на форуме «Первая ступенька» датировано августом 2013 года.
3. Почти все сайты оцениваемых ПСС имеют новостные рубрики (за исключением сайта «ПроШколу.ру»). Но не на всех сайтах эти рубрики периодически обновляются. Например, последняя новость на сайте ПСС «Nachalka.com» датирована 03 января 2014 года, на сайте «Pedsovet.su» - декабрь 2013 года.
Имеются особенности в размещении информации в данной рубрике на сайтах ПСС:
• на сайте ПСС «Современный учительский портал» новости размещают сами пользователи;
• на портале ПСС «Сеть творческих учителей» представлены новости портала;
• на сайте ПСС «Завуч. инфо» размещены новости системы образования;
• на сайте ПСС «ХабаВики» новости прошлых лет размещены вперемежку с новостями за 2014 год;
• на сайте ПСС «Методисты.ру» в новостях выделено три раздела: новости сообщества, новости образования и новости о проводимых конкурсах;
• на сайте сетевых сообществ «Открытый класс» новостная рубрика присутствует в каждом сообществе, но не во всех сообществах она обновляется.
4. В том или ином виде медиатека имеется на сайтах всех ПСС (исключение – сайт ПСС «Фестиваль педагогического мастерства «Дистанционная волна»). Она представлена в виде тематических разделов. Например, на сайтах ПСС «ПроШколу.ру», «Nachalka.com», «Методисту.ру» этот тематический раздел называется «Библиотека», на сайте ПСС «Завуч.инфо» - «Методическая библиотека», на сайте ПСС «ХабаВики» - «Библиотека ХабаВики, на сайте ПСС «Современный учительский портал» - «Разработки», на сайте ПСС «Педагогическая планета» - «Авторские разработки по итогам мероприятий сайта», на сайте ПСС «Сеть творческих учителей» - «Методическая копилка». На сайте сетевых сообществ «Открытый класс» и ПСС «Первая ступенька», «Pedsovet.su» выделено несколько разделов:
• «Цифровые образовательные ресурсы», «Элементы единой коллекции ЦОР», «Планы-конспекты уроков», «Мастер-классы» - ПСС «Открытый класс»;
• «Методические рекомендации», «ППО», «ПНПО», «Методическая копилка» - ПСС «Первая ступенька»;
• «Статьи», «Разработки» - ПСС «Pedsovet.su».
Сайт ПСС «СурВики» сам составлен в виде сетевой учебно-методической энциклопедии. На сайте ПСС «ВикиВладимир» раздел «Методическая копилка выделен в сообществах (но присутствует не во всех сообществах), объединенных данным ресурсом.
Однако, важно не только наличие методических материалов, но и наличие пополнения ресурсов медиатек на сайтах ПСС. Например, в сообществах «ХабаВики» в числе последних размещенных методических разработок встречаются датированные 2010-м годом.
На некоторых сайтах («ХабаВики», «ПроШколу.ру», «Первая ступенька») нет возможности определить срок размещения материалов.
Хотелось бы еще отметить, что не все сайты ПСС обладают удобной навигацией. Так, например, на наш взгляд, неудобная навигация на сайтах «СурВики» и «ХабаВики», которые построены по типу поисковой системы.
5. На большинстве сайтов ПСС имеется информация о проводимых мероприятиях, способствующих профессиональному росту учителей общеобразовательных организаций (13 из 16). Однако, на сайтах «ХабаВики», СурВики размещена информация об уже проведенных мероприятиях (конкурсах, семинарах), на сайте «Сеть творческих учителей» проводился лишь один конкурс для учителей в 2010 году. На сайте «Открытый класс» информации о конкурсах нет, но есть раздел, предлагающий дистанционное обучение на семинарах, курсах повышения квалификации. Как уже упоминалось в предыдущем выпуске электронного издания сайт ПСС «Фестиваль педагогического мастерства» специализируется на проведении мероприятий и конкурсов. Информация на нем постоянно обновляется.
Результаты проведенного анализа эффективности деятельности 16 ПСС указывают на то, что всем заданным критериям эффективности деятельности удовлетворяют 3 ПСС: «Педсовет.org», «Завуч.инфо» и «Учительский портал». Хотелось бы рекомендовать учителям общеобразовательных организаций принимать участие в деятельности нескольких ПСС как федерального, так и регионального и муниципального масштаба, в том числе специализированных на каком-то конкретном направлении деятельности (например, сборе, оценке и хранении методических разработок, проведении мероприятий). При этом необходимо учитывать, что деятельность небольших по количеству участников ПСС может быть столь же эффективна, как деятельность ПСС, насчитывающих несколько тысяч пользователей. Все зависит от цели, которую для себя поставил учитель, выбирая ПСС для участия в его деятельности.