Экспертно-аналитические материалы

Эффективные решения для создания центров обучения работников сферы образования по вопросам энергосбережения и энергетической эффективности

По мере развития современного общества возрастает потребление электроэнергии, вместе с тем нарастает и актуальность решения проблемы энергосбережения и сохранения экологии. Увеличение объема мирового энергопотребления ведет к истощению природных ресурсов и ухудшению экологии планеты.

31.01.2014

По мере развития современного общества возрастает потребление электроэнергии, вместе с тем нарастает и актуальность решения проблемы энергосбережения и сохранения экологии. Увеличение объема мирового энергопотребления ведет к истощению природных ресурсов и ухудшению экологии планеты. Для восстановления природного экобаланса современному обществу необходимо оптимизировать энергопотребление благодаря  внедрению инновационных энергосберегающих технологий и осознанного отношения каждого человека к природным ресурсам. 

Для формирования культуры эффективного энергопотребления в сознании массового потребителя электроэнергии требуется реализовать долгосрочную целевую программу в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности, отражающую основные направления энергетической политики государства в области энергосбережения и повышения энергоэффективности и способствующую решению социально-экономических, энергетических и экологических проблем путем рационального и экологически ответственного использования энергетических ресурсов.

На сегодняшний день в рамках ФЦПРО оборудованы специализированные демонстрационно-образовательные центры, размещенные по всей  России: в Москве, Санкт-Петербурге, Уфе, Иркутске, Красноярске, Мурманске, Новочебоксарске, Тамбове, Рязани. 

Создание  демонстрационно-образовательных центров призвано визуализировать широкой аудитории инновационные технологии в области энергосбережения, рассказать о зарубежной и отечественной практике их внедрения и необходимости перехода на альтернативное энергопотребление, а также подготовить почву для повсеместного распространения осознанного отношения к энергоресурсам в широких кругах населения России.

Преимущество демонстрационно-образовательных центров - оснащенность новейшими энергоэффективными технологиями с широкими мультимедийными возможностями подачи информации. Стоит отметить, что основной задачей функционирования демонстрационно-образовательных центров является  повышение уровня грамотности населения в вопросах эффективного энергосбережения, а также формирование у населения экологичности мышления.

Первый в России Московский городской научно-технический центр энергосбережения открылся в апреле 2009 года. Центр оборудован новейшими энергосберегающими технологиями, позволяющими моделировать объекты разной энергоэффективности, управлять энергопотреблением, проводить анализ данных в режиме онлайн,  определять потенциал энергосбережения для конкретного объекта в быту. 

Высокопрофессиональные специалисты центра предоставляют бесплатные консультации по эффективному использованию энергии, внедрению энергосберегающих технологий и использованию энергоэффективного бытового оборудования с учетом специфики потребления электрической энергии для различных категорий потребителей (население, бюджетный, производственный и коммерческий сектор).

Ежегодно Московский городской научно-технический центр энергосбережения посещают более 10000 учащихся общеобразовательных учреждений, специалистов ЖКХ, представителей промышленных предприятий.

В стратегию формирования культуры энергопотребления в России входит открытие демонстрационно-образовательных центров в учебных заведениях. Для обеспечения бесперебойной работы демонстрационно-образовательных центров и эффективного энергоменеджмента и энергоаудита учебных заведений особое внимание следует уделить повышению квалификации сотрудников образовательных учреждений в области энергосбережения и энергопотребления.

Выполнению этой задачи послужат  специализированные центры подготовки кадров, открытые на базе демо-аудиторий с целью подготовки специалистов, владеющих новейшей информацией в области природопользования и эффективного энергопотребления. 

Следует отметить, что деятельность центров подготовки кадров  будет направлена на организацию мероприятий по обучению, подготовке и переподготовке специалистов в области энергосбережения, в том числе разработку и печать  рекомендаций и методичек для преподавательского состава образовательных учреждений.  В компетенцию центров подготовки кадров войдет и формирование программ практического участия учащихся образовательных учреждений в региональных проектах по энергосбережению и энергоэффективности, разработка тематических олимпиад, организация  проведения ежегодных конкурсов, студенческих проектов по направлению энергоресурсосбережение и эффективное энергопользование на вузовском, межвузовском, городском, региональном уровнях. 

Таким образом, проект создания демонстрационно-образовательных центров  станет рациональным методом решения вопроса эффективного использования энергоресурсов. На первый взгляд, масштабность проекта внушает опасения, поскольку  инновационные проекты всегда связаны с риском и высокими затратами, но ежегодный объем потерь экономики от неэффективного энергопотребления значительно превышает эту цифру. 

Несомненно, деятельность демонстрационно-образовательных центров достигнет высоких результатов благодаря неограниченным мультимедийным возможностям подачи информации, и новейшему программному обеспечению, что вызовет интерес широкой общественности  к деятельности центров и станет залогом успешной реализацией проекта эффективного энергопотребления на территории России.