Система дошкольного образования сегодня представляет собой многофункциональную вариативную сеть дошкольных образовательных учреждений, ориентированную на потребности общества и семьи, предоставляющую разнообразный спектр образовательных услуг с учетом возрастных и индивидуальных особенностей ребенка.
17.10.2014Система дошкольного образования сегодня представляет собой многофункциональную вариативную сеть дошкольных образовательных учреждений, ориентированную на потребности общества и семьи, предоставляющую разнообразный спектр образовательных услуг с учетом возрастных и индивидуальных особенностей ребенка. Сформировались разнообразные виды дошкольных учреждений. Это детские сады присмотра и оздоровления компенсирующего вида, центры развития ребенка и детские сады комбинированного вида. Современное общество предъявляет новые требования к системе образования подрастающего поколения и, в том числе, к первой ее ступени – к системе дошкольного образования.
Но существующая сеть дошкольных образовательных учреждений не удовлетворяет в полной мере растущие запросы населения в услугах дошкольного образования. Ведь в Российской Федерации, начиная с 2007 года, число детей ежегодно растёт. Регионы и муниципалитеты должны успевать за ростом рождаемости, открывать необходимое количество дошкольных учреждений, выделять на это необходимые финансовые средства. В условиях роста численности детского населения в сфере дошкольного образования создался дефицит дошкольных образовательных организаций. Ситуация с обеспечением местами детей в дошкольные образовательные учреждения по всей стране достаточно плачевная. На сегодняшний день 339 500 детей нуждаются в устройстве в дошкольные учреждения.
Национальная стратегия действий в интересах детей на 2012 – 2017 годы в качестве одной из мер, направленных на обеспечение доступности и качества образования, предусматривает обеспечение государственной поддержки в строительство новых дошкольных образовательных учреждений, а также развитие всех форм дошкольного образования, включая негосударственный сектор.
Разговоры о том, что негосударственный сектор может стать спасительным для дошкольного образования, идут уже не первый год. Да и само государство идет навстречу инициативам в этой области. Однако все не так просто и однозначно. Сегодня ожидания от негосударственного сектора образования достаточно высоки как у властей, так и у родителей, поскольку стало очевидно, что проблема доступности качественного дошкольного образования без него не может быть решена. Именно негосударственный сектор может в иной логике построить дошкольное образование, гуманизировать его, взять на вооружение новое, инновационное.
Тем не менее, несмотря на то, что на негосударственные организации дошкольного образования сделаны большие ставки, до сих пор в стране их количество составляет не более 3%. В основном сектор дошкольного образования представлен государственными и муниципальными дошкольными организациями. Количество остальных организаций здесь находится в пределах ошибки счета.
В новом законе «Об образовании в Российской Федерации» дошкольное образование впервые отражено как один из уровней образования. Произошел новый поворот к восприятию детских садов для обеспечения раннего развития и образования ребенка. Этот закон действительно внес свою лепту в развитие негосударственного сектора, многие ранее недоступные для него вещи теперь оказались возможны: это и право на лицензирование деятельности, и право на финансовую поддержку.
Следует отметить, что меры по развитию негосударственного сектора дошкольного образования в условиях внедрения федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования реализуются по следующим основным направлениям:
• создание благоприятных условий для частных инвестиций в развитие негосударственного сектора дошкольного образования;
• обеспечение баланса инвестирования в дошкольное образование между государством, бизнесом, семьей;
• организационная и инфраструктурная поддержка инвестиций в негосударственный сектор дошкольного образования;
• финансовая, имущественная поддержка и налоговое стимулирование развития негосударственного сектора дошкольного образования;
• повышение гибкости и многообразия форм дошкольного образования;
• кадровая, методическая, юридическая и информационная поддержка деятельности негосударственного сектора дошкольного образования.
Эффективное функционирование негосударственного сектора дошкольного образования в субъектах Российской Федерации может быть обеспечено по трем направлениям: нормативно-правовое, финансовое и социально-экономическое. В каждом направлении определены эффективные условия функционирования негосударственного сектора дошкольного образования в отдельных субъектах Российской Федерации с точки зрения требований Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
Эффективные условия функционирования негосударственного сектора условно подразделяются на четыре группы мер. Рассмотрим каждую из этих групп.
Первая группа - четкая координация со стороны каждого региона, процессов развития негосударственного сектора дошкольного образования. Определение в программах развития и «дорожных картах» уровня 10 процентов негосударственного сектора от всего сектора дошкольного образования до 1 января 2016 года.
Вторая группа - направление фокуса действий на создание мест для дошкольников через развитие разнообразных форм предоставления услуг дошкольного образования. Также создание инвестиционных проектов строительства зданий под частные детские сады и формирование бюджетов муниципалитетов и регионального бюджета под дошкольное образование с учетом общего количества потребителей услуг дошкольного образования, а не количества мест в дошкольных образовательных организациях и механизмы компенсации гражданам средств за невозможность получения муниципальной услуги дошкольного образования.
Третья группа - поддержка функционирования созданных дошкольных образовательных организаций через уточнение законодательных актов, механизмы снижения родительской оплаты (льготная аренда, услуги ЖКХ).
Четвертая группа - переподготовка и сопровождение педагогических и управленческих кадров, создание благоприятного информационного «Поля поддержки» процессов развития негосударственного сектора дошкольного образования.
Выделение эффективных условий позволило сформулировать ряд предложений для органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, осуществляющих управление в сфере образования по созданию условий эффективной поддержки негосударственного сектора дошкольного образования в субъектах Российской Федерации в условиях внедрения ФГОС дошкольного образования, а именно:
• внедрить разнообразные формы предоставления услуг дошкольного образования. Это группы семейного воспитания, группы кратковременного пребывания и другие виды дошкольного воспитания и образования;
• нормативно определить, что услуга дошкольного образования, полученная ребенком вне услуги по дошкольному уходу и присмотру, может привести к снятию его из очереди;
• обеспечить преференции негосударственному сектору для выхода на рынок услуг дошкольного образования, в том числе с инвестиционными проектами строительства зданий под частные детские сады;
• обеспечить формирование бюджетов муниципалитетов и регионального бюджета под дошкольное образование с учетом общего количества потребителей услуг дошкольного образования, а не количества мест в дошкольных образовательных учреждениях;
• спроектировать механизмы компенсации гражданам средств за невозможность получения муниципальной услуги дошкольного образования (учредить ваучеры на получение услуги дошкольного образования).
Хочется отметить, что существует «Модельная программа по созданию благоприятных условий для развития негосударственных организаций дошкольного образования и досуга (НОДОД) в субъекте Российской Федерации» - это перечень мер, направленных на развитие негосударственного сектора дошкольного образования. Кадровая, методическая, юридическая и информационная поддержка деятельности НОДОД это, во-первых, организация повышения квалификации руководителей и сотрудников НОДОД. Во-вторых, организация государственными и муниципальными структурами образования на безвозмездной основе научно-методического сопровождения деятельности НОДОД. В-третьих, оказание юридической помощи в регистрации и лицензировании НОДОД и разработка типовых договоров на предоставление государственными и муниципальными дошкольными учреждениями и комбинатами питания услуг по обеспечению питанием детей в НОДОД.
А также разработка типовых договоров на оказание образовательных услуг государственными и муниципальными дошкольными учреждениями и учреждениями дополнительного образования детям в НОДОД, обеспечивающих только присмотр и уход. И наконец, создание специализированного сайта, освещающего работу НОДОД и условия их деятельности, с последующим включением в общероссийский информационный портал «Единая карта негосударственных услуг в социальной сфере» (Социальная карта Российской Федерации).
Стимулирование спроса на услуги НОДОД это разработка, принятие и регулярная актуализация долгосрочного плана размещения заказов на оказание услуг дошкольного образования и досуга. Обеспечение открытости и доступности этого плана. Введение временных повышенных по сравнению с государственными и муниципальными учреждениями нормативов финансирования услуг, оказываемых негосударственным организациям дошкольного образования и досуга на период становления организации.
Реализация программы позволит сократить очерёдности в детские сады и создать условия для конкурентной среды, способствующей повышению качества дошкольного образования.
Таким образом, развитие негосударственного сектора дошкольного образования в субъектах Российской Федерации должно в большей степени выстраиваться через обеспечение льготных условий для выхода на рынок услуг дошкольного образования негосударственного сектора.
Механизмы финансовой компенсации гражданам, которые не получают услуги дошкольного образования в муниципальном дошкольном образовательном учреждении, введение ваучерных моделей финансирования образовательных организаций, реализующих программы дошкольного образования, снижение избыточных требований СанПИН, обеспечение пожарной безопасности – все эти меры позволят не только активизировать негосударственный сектор в дошкольном образовании, но и обеспечат высокую долю инвестирования со стороны бизнеса в строительство зданий и коммуникаций для обеспечения реализации услуг дошкольного образования.
Негосударственные дошкольные образовательные организации в Российской Федерации расширяют возможности реализации гражданами права на качественное образование.