Экспертно-аналитические материалы

Экспертиза качества услуг дополнительного образования в различных регионах российской федерации: непрерывное образование взрослых

Дополнительное образование – особая сфера образовательных услуг, повышению качества которых, в последнее время уделяется все более пристальное внимание государственных деятелей, экспертов и представителей общественности.

01.11.2013

Дополнительное образование – особая сфера образовательных услуг, повышению качества которых, в последнее время уделяется все более пристальное внимание государственных деятелей, экспертов и представителей общественности. Это мощная сфера система образования, потенциал которой до сих пор не был использован в полной мере.

Одним из приоритетных направлений повышения качества услуг дополнительного образования, определенных целевыми индикаторами Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации является, в первую очередь, совершенствование системы непрерывного образования (обучения на протяжении всей жизни ? life-longlearning).

Основными задачами реформирования данной сферы системы образования, считается необходимость увеличения охвата населения в возрасте 25 ? 64 лет программами дополнительного профессионального образования, эффективная реализация основных образовательных и различных дополнительных образовательных программ, с учетом имеющихся образования, квалификации, опыта практической деятельности обучающихся взрослых.

Развитие систем непрерывного дополнительного профессионального образования в различных регионах Российской Федерации предполагает следующие виды деятельности:

1) разработку и реализацию широкого спектра программ повышения квалификации и переподготовки кадров по приоритетным для РФ направлениям;

2) реализацию мер по развития по развитию открытого образования, поддержку самообразования, заочного и очно-заочного образования;

3) поддержку проектов дистанционного образования, предоставляющие открытые образовательные сервисы;

4) финансирование расходов по разработке и внедрению массовых программ образовательного кредитования для получения услуг дополнительного образования.

Анализ нормативной документации по данному вопросу позволяет выделить две формы непрерывного образования взрослого населения:

1) дополнительное образование по общеразвивающим программам;

2) неформальное образование и самообразование.

Качество услуг непрерывного образования определяется такими показателями, как: мотивированность населения в возрасте 25-64 лет на получение образования по дополнительным общеразвивающим программам; потребность взрослого населения в получении новых знаний и навыков; эффективность существующих форм получения образования по дополнительным общеразвивающим программам для взрослых; доступность получения образования по данным программам; качество и соответствие требованиям современного рынка труда предоставляемого образования по дополнительным общеразвивающим для взрослых.

На данный момент получение дополнительного образования среди взрослых, по общеобразовательным программам, можно оценить, как процесс, соответствующий предоставляемым образованием требованиям современного рынка труда. В качестве решающего фактора для получения дополнительного образования часто выступает высокий уровень профессионализма преподавателей, осуществляющих данную образовательную деятельность.

Среди основных мотивирующих факторов такой формы образования для граждан РФ (в возрасте 25-64 лет), в большинстве регионов РФ определены: необходимость получения новые знаний и навыков, расширение кругозора и возможность получения сертификата; в отдельных случаях формальная возможность получения сертификата. Содержательная возможность повысить свою конкурентоспособность на рынке труда, вопреки ожиданиям экспертов, не выступила основным решающим фактором.

Среди наиболее популярных форм дополнительного образования среди взрослого населения можно выделить очную и заочную формы обучения (курсы и семинары) в государственной образовательной организации, что свидетельствует о значительном доверии граждан РФ к деятельности таких учреждений. Исключением можно считать Северо-Кавказский ФО, где около 40% взрослого населения считают эффективным заочную форму обучения в частной образовательной организации. Такая форма образования, по сути является альтернативой по критерию эффективности очной форме в государственной образовательной организации.

Перспективным направлением развития дополнительного образования следует считать более широкое внедрение эффективных видов (вебинаров, лекций, тренингов, мастер-классов), которые на данный момент еще не завоевали должного доверия взрослых обучающихся.

Рассматривая причины недоступности для взрослых форм дополнительного образования, можно выделить неудобное территориальное расположение организаций, предоставляющих данный вид образовательных услуг, а также высокую стоимость программ. Наибольшей доступностью отличается организация дополнительного образования в Северо-Кавказском федеральном округе.

На сегодняшний день данную систему образования нельзя охарактеризовать как полностью реализовавшую свой образовательный потенциал. Одной из приоритетных задач в развитии системы непрерывного образования для взрослых граждан РФ, является повышение финансовой доступности дополнительного образования, а также решение вопросов эффективного территориального расположения центров, оказывающих данный вид образовательных услуг.

Реализация же дополнительного образования по программам неформального образования и самообразования характеризуется следующими показателями: участие граждан РФ в неформальном образовании его основные способы, причины прохождения гражданами РФ различных форм данного вида образования и их результаты, основные источники финансирования неформального образования.

Наиболее важным фактором, влияющим на причины обращения взрослого населения к формам дополнительного образования является основная занятость граждан и соответствие деятельности граждан в течение жизни, полученной специализации. Анализ статистических данных свидетельствует о том, что в Сибирском, Северо-Западном, Уральском, Центральном федеральных округах показатель числа граждан, не менявших своей профессии, специальности в ходе трудовой деятельности наибольший, что может стать фактором влияния на потребность взрослого населения в использовании различных форм дополнительного образования. Частота смены профессиональной деятельности также связана с уровнем образования: чем выше уровень образования, тем меньше частота смены профессии в ходе трудовой деятельности. Стоит отметить, что в Приволжском и Южном федеральных округах такие показатели наименьшие.

Наблюдается связь между неформальным образованием и уровнем образования. Люди с высшим и средним профессиональным образованием более склонны к повышению своей квалификации в рамках избранной сферы трудовой деятельности. С точки зрения возрастных характеристик наибольшую активность проявляют граждане от 25 до 39 лет.

Следует отметить, что процесс внедрения программ неформального образования и самообразования для взрослых в систему дополнительного образования многие граждане РФ оценивают, как перспективную и эффективную форму непрерывного образования. Среди основных причин, которые определяют необходимость обучения по программам неформального образования определены: стремление к поиску основного профессионального предназначения раскрытия собственных способностей, возможности повышения уровня заработной платы, подъема по карьерной лестницы. Наиболее распространенной причиной в большинстве федеральных округов является стремление найти себя, раскрыть свои способности (наивысший показатель в Уральском, Центральном, Южном, Приволжском округах. Преобладающими причинами неформального обучения в Сибирском и Северо-Западном округах является стремление сделать карьеру и повысить уровень своей заработной платы.

Обобщение данных по вопросу результативности мероприятий, связанных с реализацией задач дополнительного образования по программам неформального образования и самообразования для взрослых, кроме положительных моментов позволило выделить ряд проблем в данной области.

Несмотря на усилия, приложенные в направлении внедрения лучшего опыта по электронным и дистанционным формам неформального обучения (наибольшее количество обучающихся по дистанционным курсам в Южном федеральном округе), преимущественное большинство граждан РФ продолжают самообразование путем чтения специализированной и научной литературы. В зависимости от уровня образования можно сделать вывод о том, что граждане, имеющие высшее профессиональное и среднее профессиональное образование, а также полное среднее образование склонны использовать гораздо более разнообразные способы неформального образования, чем граждане, имеющие основное общее, начальное профессиональное.

Если анализировать источники финансирования неформального обучения, то становится очевидным, что для большинства субъектов и, соответственно, федеральных округов РФ характерно самофинансирование взрослым населением неформального обучения, исключение составляет Уральский федеральный округ, где более 50% финансирования неформального обучения принадлежит работодателю. Основным барьером стремительного развития эффективных инновационных форм неформального образования, по-прежнему остается самофинансирование гражданами процесса обучения. В большинстве регионов не получили должного развития формы поддержки неформального образования, основанные на механизмах ЧГП или полного финансирования работодателем. Такой подход негативно сказывается на проведении реформ и перехода системы дополнительного образования на новый качественный уровень развития.