На основе аналитических материалов по оценке эффективности реализации мероприятий по развитию системы государственно-общественного управления образованием на региональном уровне, которые были представлены в предыдущих статьях, а также материалов, полученных из открытых источников, сформирован ряд предложений по адаптации к качественным изменениям в системе образования Российской Федерации моделей государственно-общественного управления образованием регионального, муниципального уровней и уровня образовательной организации.
21.07.2015На основе аналитических материалов по оценке эффективности реализации мероприятий по развитию системы государственно-общественного управления образованием на региональном уровне, которые были представлены в предыдущих статьях, а также материалов, полученных из открытых источников, сформирован ряд предложений по адаптации к качественным изменениям в системе образования Российской Федерации моделей государственно-общественного управления образованием регионального, муниципального уровней и уровня образовательной организации. Ниже представлены предложения от всех уровней, и сейчас мы поподробнее остановимся на них.
Предложения регионального и муниципального уровней и уровня образовательных организаций сформированы на основе критериев проведенного экспресс-анализа:
• структуризация системы государственно-общественного управления на основе представительств в органах ГОУО всех участников образовательного процесса, учредителя и общественности;
• повышение степени участия органов ГОУО в разработке стратегии развития образовательных организаций;
• повышение компетентности субъектов образовательного процесса и общественности в области ГОУО;
• стимулирование участия органов ГОУО в экспертизе результатов образовательной, инновационной, финансовой деятельности образовательных организаций;
• обеспечение общественного контроля за соблюдением действующего законодательства в части реализации локальных актов, регламентов, определяющих деятельность органов ГОУО и соблюдения прав ученика, родителей (законных представителей), педагогов;
• участие органов ГОУО в определении условий и порядка стимулирования и поощрений работников образовательных организаций за достижения в образовательной, инновационной и иной профессиональной деятельности;
• повышение уровня осведомленности общественности о возможности общественного участия в управлении образованием, в том числе разработка информационных ресурсов (сайтов), посвященных деятельности ГОУО региона (муниципалитета), образовательной организации;
• обеспечения информационной открытости и гласности деятельности субъектов государственно-общественного управления образованием,развитие системы публичной отчетности деятельности органов ГОУО;
• организации ежегодного мониторинга состояния и развития государственно-общественного управления образованием на региональном и муниципальном уровнях;
• реализация инструментов программно-целевого управления развитием государственно-общественного управления в сфере образования;
• повышение степени результативности работы ГОУО (программы, планы, договоры, соглашения, акты);
• развитие сетевого взаимодействия органов государственно-общественного управления образованием и образовательных организаций;
• повышение компетентности педагогов относительно использования информационно-коммуникационных технологий. Повышение эффективности применения в образовательных организациях систем электронного документооборота (электронных дневников и журналов, информационных систем управления образовательной организацией);
• развитие и расширение инструментов стимулирования активности участников государственно-общественного управления образованием;
• усовершенствование процедуры формирование рейтингов образовательных организаций;
• внедрение новых форм общественного участия в управление образовательными организациями.
Описание общих для всех уровней предложений по адаптации моделей государственно-общественного управления образованием
На основе экспресс-анализа для адаптации государственно-общественного управления образованием были сформулированы общие для всех уровней предложения:
1. Структуризация системы государственно-общественного управления на основе представительств в органах ГОУО всех участников образовательного процесса, учредителя и общественности. Организационная структура такой системы будет состоять из четырех уровней управления:
стратегическое управление, то есть разработка образовательной идеологии и политики, согласованное с общественными органами принятие стратегических решений, нацеленных на развитие системы образования. Здесь могут быть задействованы представители органов управления образованием, районная конференция работников образования, муниципальный общественный Совет по вопросам образования, районный Совет председателей профсоюзных комитетов образовательных организаций, управленческий консилиум; межведомственные советы (комиссии), группы разработки и контроля реализации Программы развития, целевых программ;
тактическое управление, в том числе - разработка и реализация механизмов функционирования образовательной системы в рамках действующего законодательства и единого информационного поля (специалисты органов управления образованием, аттестационная и конфликтная комиссии, экспертные группы, бухгалтерская служба, институты общественных инспекторов-методистов и инспекторов по охране детства);
оперативное управление: организация методической работы, учебы и информационно-методической поддержки педагогических работников различных категорий (районная методическая, районные методические объединения педагогов, лаборатория социологических исследований, а также учителя, воспитатели и другие педагогические работники, входящие в состав экспертного и методического советов, временных исследовательских и творческих групп);
соуправление и самоуправление - педагогическое руководство учащимися, где взрослым отводится роль кураторов, тьюторов. Это могут быть районное исследовательское общество учащихся, их проектные и исследовательские группы, районная школа ученического самоуправления.
2. Обеспечение общественного контроля над соблюдением действующего законодательства в части реализации законодательных актов, регламентов, определяющих деятельность органов ГОУО. Это важнейшее условие функционирования ГОУО, которое обеспечит реализацию и соблюдение нормативно-правовой основы ее деятельности.
3. Повышение степени результативности работы ГОУО, в том числе за счет доработки нормативно-правовой базы федерального, регионального, местного и локального уровней по обеспечению развития общественного участия в управлении и в оценке качества образования, необходимость которой выявили результаты мониторинга.
На региональном уровне органам государственной власти и управления образованием необходимо активизировать процесс развития региональной нормативной правовой базы государственно-общественного управления с учетом вопросов развития государственно-общественного управления образованием в условиях изменения правовых основ регулирования отношений в сфере образования.
Органам местного самоуправления и органам управления образованием на муниципальном уровне необходимо разработать и принять систему нормативных правовых актов местного самоуправления, единообразно регламентирующих создание и деятельность управляющих советов в муниципальных образовательных организациях, взаимоотношений управляющих советов с учредителем образовательной организации процедур их реализации, особенно по вопросам предварительного согласования содержания муниципального задания, а также по вопросам публичной отчетности, ведения сайтов и участия в этих процессах управляющих советов.
Качественная нормативно-правовая основапозволит принципу государственно-общественного управления образованием приобрести не декларативный, а содержательный характер.
4. Повышение уровня осведомленности общественности о возможности общественного участия в управлении образованием, в том числе - разработка информационных сайтов, посвященных деятельности ГОУО региона или муниципалитета.
Систематическая трансляция информации о деятельности и достижениях государственно-общественного управления образованием в федеральных и региональных печатных и электронных СМИ необходима для повышения уровня осведомленности общественности о возможности общественного участия в управлении образованием.
Также предложено разработать на региональном уровне единый специализированный информационный ресурс, посвященный работе ГОУО на всех уровнях образования региона.
Наличие регионального специализированного информационного ресурса (сайта) создаст условия для:
внедрения нормативно-правовой базы ГОУО;
развития и распространения знания, в том числе – научного знания о ГОУО;
обнаружения и распространения средствами сети опыта, лучших практик, традиций в области ГОУО;
вовлечения новых участников в процессы государственно-общественного управления образованием;
обеспечения нормативной, методической и психологической поддержки участников государственно-общественного управления образованием;
общественной экспертизы опыта государственно-общественного управления образованием;
повышения компетентности участников методом дистанционного обучения участников государственно-общественного управления образованием.
осуществление взаимодействия всех участников образовательного процесса по вопросам ГОУО (виртуальные переговорные площадки форумы, лекторий, семинары и др.).
Описание предложений по адаптации моделей государственно-общественного управления образованием на региональном уровне
На основе экспресс-анализа для адаптации государственно-общественного управления образованием на региональном уровне были сформулированы следующие предложения:
1. Повышение информационной открытости и гласности деятельности субъектов государственно-общественного управления образованием, развитие системы публичной отчетности деятельности органов ГОУО.
Необходимо формировать региональную систему выявления и распространения лучших практик ГОУО, предполагающую формирование банков лучших практик государственно-общественного управления, подготовку и тиражирование сборников публикаций, отражающих интересный опыт, расширение сети стажировочных площадок на базе лучших практик государственно-общественного управления образовательных организаций.
Результаты деятельности органов ГОУО должны быть отражены в публичной отчетности на региональном уровне и опубликованы на соответствующих Интернет-ресурсах.
С целью реализации принципов информационной открытости и изучения мнения представителей государственных и общественных институтов управления образованием публичный доклад размещается на официальном сайте управления образованием региона, сайтах образовательных организаций и тематических интернет-сообществах. На этапе общественного обсуждения публичного доклада представители общественности должны выработать совместные предложения по улучшению качества работы образовательной организации и изучить пригодность использования в любом регионе, муниципалитете.
Полученные результаты общественного мнения необходимы для оценки практической деятельности ГОУО, корректировки и дальнейшего распространения в практике государственно-общественного управления образованием.
2. Организация ежегодного мониторинга состояния и развития государственно-общественного управления образованием на региональном уровне.
Ежегодный мониторинг позволит отследить динамику происходящих изменений, результативность и эффективностьпроводимой работы и выявить факторы, препятствующие и способствующие внедрению моделей общественного участия в управлении образованием.
Кроме того, должно быть организовано проведение экспертизы нормативных, программно-методических, проектных и других документов, используемых в организации общественного участия в управлении образования на всех уровнях с подготовкой экспертных заключений.
Анализ данных мониторинга и экспертизы нормативных, программно-методических, проектных позволит спрогнозировать уровень дальнейшего расширения общественного участия в управлении образованием, являющийся важнейшим условием ориентации системы образования на удовлетворение актуальных общественных потребностей.
3. Реализация инструментов программно-целевого управления развитием государственно-общественного управления в сфере образования.
Программно-целевой подход к государственно-общественному управлению в сфере образования включает: установление социально обоснованных и реально достижимых к определенному сроку целей, разработку перечня необходимых действий по всем видам и направлениям деятельности, определение необходимых средств - финансовых, кадровых, материально-технических, информационных и др., определение ответственных исполнителей. Таким образом, программно-целевой подход предполагает порядок, сроки и ресурсы для оптимальной реализации программ ГОУО.
4. Развитие сетевого взаимодействия органов государственно-общественного управления образованием и образовательных организаций.
Необходимо инициировать разработку информационно-консультационных сайтов для создания благоприятных условий сетевого взаимодействия организаций, реализующих эффективные модели государственно-общественного управления.
Создание межрегиональной сети позволит:
выработать и внедрить современные регламентирующие стандарты подготовки и контроля качества обучения, отвечающие особенностям участников развития органов государственно-общественного управления целевой группы как в части содержания и технологий, так и в части режима и форм организации обучения;
обеспечить своевременность и доступность информации и консультационной поддержки для участников внедрения и распространения органов государственно-общественного управления по актуальным вопросам;
выявлять и оперативно распространять в сети положительный опыт организации и функционировании органов государственно-общественного управления, их участия в контроле качества образования и в публичной отчетности.
5. Повышение компетентности педагогов относительно использования информационно-коммуникационных технологий. Повышение эффективности применения в образовательных организациях систем электронного документооборота (электронных дневников и журналов, информационных систем управления образовательной организацией).
Описание предложений по адаптации моделей государственно-общественного управления образованием на муниципальном уровне
Система образования муниципалитета характеризуется: видовым разнообразием сети образовательных организаций, перечнем реализуемых ими образовательных программ и услуг, особым укладом жизнедеятельности, организационной культурой и социально-психологическим климатом. Для адаптации государственно-общественного управления образованием на муниципальном уровне сформулированы следующие предложения:
1. Повышение компетентности субъектов образовательного процесса и общественности в области ГОУО.
В Российской Федерации все еще не сложилась система повышения квалификации общественных школьных управляющих, включающая вопросы психолого-педагогического, программно-методического и нормативно-правового основания для подготовки профессиональных участников органов ГОУО. На сегодня не решен вопрос подготовки профессиональных тьюторов, способных на современном уровне вести обучение данной категории слушателей.
Существует необходимость включения тематики государственно-общественного управления образованием в стандарт профессионального педагогического образования.
Для мониторинга результатов освоения общественными управляющими программы обучения необходимо разработать комплект контрольно-оценочных материалов, на основании которых будет проводиться оценка профессиональной компетентности.
Успешная реализация подготовки компетентных школьных управляющих влияет не только на эффективность работы школьных управляющих советов, но и на перспективы реализации самой идеи включения общественности в управление образованием.
2. Стимулирование участия органов ГОУО в экспертизе результатов образовательной, инновационной, финансовой деятельности образовательных организаций.
Общественная экспертиза в области ГОУО предполагает обсуждение и оценку проектов документов, программ, решений, относящихся к сфере ГОУО, которые должны проходить в форме общественных слушаний.
3. Развитие и расширение инструментов стимулирования активности участников государственно-общественного управления образованием.
Одной из форм такого стимулирования может быть проведение конкурсов среди родительской, педагогической, ученической и непрофессиональной общественности. Также можно ввести на муниципальном уровне звания, премии и рейтинги активности представителей общественности.
4. Усовершенствование процедуры формирования рейтингов образовательных организаций. Они могут стать одной из наиболее удобных форм представления систематизированной и наглядно представленной информации о системе образования. Потребность в которой сегодня очень высока. Рейтингование должно осуществляться в строгом соответствии с информационными запросами целевой аудитории и использованием несколько информационных источников, представляющих данные по аспектам работы образовательной организации. При этом должны учитываться разнообразия общеобразовательных организаций и условий их работы.
Описание предложений по адаптации моделей государственно-общественного управления образованием на уровне образовательной организации
На основе экспресс-анализа для адаптации государственно-общественного управления образованием на уровне образовательных организаций были сформулированы следующие предложения:
1. Повышение степени участия органов ГОУО в разработке стратегии развития образовательных организаций. Необходимо активизировать участие общественности в управлении образовательной организацией с целью ориентации системы образования на удовлетворение актуальных общественных потребностей. Для мотивации активного сотрудничества руководящего состава образовательных организаций и представителей общественности необходимо разработать систему материальных поощрений, бонусов и субсидии, утвержденных в рамках принятой в регионе Федеральной целевой программы развития образования.
2. Участие органов ГОУО в определении условий и порядка стимулирования и поощрений работников образовательных организаций за достижения в образовательной, инновационной и иной профессиональной деятельности. В том числе в части внедрения государственно-общественного управления образованием в образовательной организации.
3. Повышение уровня осведомленности общественности о возможности общественного участия в управлении образованием, в том числе разработка информационных ресурсов, посвященных деятельности ГОУО региона или муниципалитета, образовательной организации.
Необходима систематическая трансляция информации о деятельности и достижениях государственно-общественного управления образованием в федеральных, региональных и местных печатных и электронных СМИ. Образовательные организации, совместно с методическими центрами, должны разрабатывать программы просвещения общественности о возможности общественного участия в управлении образованием, основанные на таких активных формах взаимодействия, как: съезды, конференции общественных управляющих, форумы, групповые формы работы, деловые игры, метод проектов, дискуссии, круглые столы, включение в научно - исследовательскую деятельность, участие в клубах (объединениях) на базе образовательных организаций.
Предложено разработать единый специализированный информационный ресурс, посвященный работе ГОУО на всех уровнях образования.
4. Внедрение новых форм общественного участия в управление образовательными организациями. Это могут быть: общественный мониторинг, общественная проверка, общественная экспертиза, общественные обсуждения, публичные слушания. Многообразие форм общественного участия в управлении образовательными организациями позволяет сделать выбор той или иной формы на уровне образовательной организации.
Таким образом, предложения, сформированные по итогам проведенного мониторинга, являются хорошим основанием для разработки комплекса мер, направленных на адаптацию качественных изменений в системе образования Российской Федерации моделей государственно-общественного управления образованием.
(По результатам ГК от 11 ноября 2014 г. № 03.018.11.0015 «Проведение мониторинга общественного мнения об эффективности реализации мероприятий по развитию государственно-общественного управления образованием на региональном уровне», ООО «Консалтинг и менеджмент», manager@kimconsult.ru).