Одна из первоочередных задач модернизации российского образования – это его дальнейшее развитие как открытой государственно-общественной системы, где ответственность распределяется между субъектами образовательной политики.
16.07.2015Одна из первоочередных задач модернизации российского образования – это его дальнейшее развитие как открытой государственно-общественной системы, где ответственность распределяется между субъектами образовательной политики. При этом концепция модернизации российского образования подразумевает повышение роли всех участников образовательного процесса.
Принципы государственно-общественного характера управления образованием, которые далее мы будем сокращенно называть ГОУО являются основанием реализации государственной политики в области образования. Это четко определяет Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации».
Как известно, для успешного развития любого направления необходимо знать существующее положение дел. И модернизация системы образования не является исключением. Потребность в объективной информации о состоянии о текущем состоянии дел, в том числе в части оценки эффективности реализации моделей государственно-общественного управления, существует на разных уровнях. От образовательной организации и общественности, до федеральных органов управления образованием.
Более того, формирование системы ГОУО предполагает глубокие качественные изменения в системе образования, которые невозможно провести только на уровне отдельных образовательных организаций. Они возможны в результате планомерных усилий всей системы образования, на всех ее уровнях - федеральном, региональном, муниципальном, на уровне образовательных организаций, с широким привлечением общественности.
Важными показателями эффективности модернизации российского образования являются не только эффективность внедрения моделей государственно-общественного управления региональными и муниципальными органами управления образованием, образовательными организациями в целях развития институтов общественного участия в образовательной деятельности и повышения открытости и инвестиционной привлекательности сферы образования. Не менее важна успешность адаптации всех участников государственно-общественных отношений образования к изменениям в системе образования на всех уровнях.
Анализ качественных изменений в системе образования России
Изменения в системе образования были вызваны комплексом различных мероприятий, направленных на обеспечение открытости и прозрачности всей системы, повышение качества образования, а также привлечение общественности к решению проблем образования: содержательных и материально-финансовых.
Данные мероприятия затрагивают нормативные, структурные, организационные и экономические изменения в образовательной сфере.
Нормативные изменения в системе образования предусматривают утверждение нормативно-правовых документов, которые являются правовой основой деятельности региональных, муниципальных органов власти, а также отдельных образовательных организаций в сфере осуществления ГОУО.
Структурные изменения предполагают создание организаций и подразделений, функциями которых является управление и координация действий участников ГОУО.
Организационные изменения представляют собой результаты осуществления мероприятий, направленных на формирование и функционирование системы ГОУО.
Экономические изменения носят финансово-хозяйственный характер и предусматривают дополнение существующих взаимосвязей между участниками образовательного процесса новыми, обеспечивающими эффективное взаимодействие государственных и общественных структур.
Данные изменения в системе общего образования способствуют созданию эффективных механизмов государственно-общественного управления, обеспечению открытости образовательной среды и повышению качества образования в целом и по отдельным направлениям.
Основные модели государственно-общественного управления в системе образования
Основные модели ГОУО в системе образования определялись с учетом результатов проекта «Осуществление мониторинга деятельности стажировочных площадок, созданных в субъектах Российской Федерации с целью распространения моделей государственно-общественного управления образованием».
В число основных моделей вошли следующие.
Модель 1. «Общественное участие в управлении образовательным процессом»
Цель модели: создание и реализация эффективного взаимодействия органов государственно-общественного управления образованием для принятия своевременных управленческих решений, направленных на повышение качества образования обучающихся.
Мероприятия по реализации модели:
1. Обеспечение представительства в органах ГОУО всех заинтересованных сторон образовательного процесса: учредителей, общественности, обучающихся, родителей и законных представителей обучающихся, работников образовательных организаций.
2. Привлечение органов ГОУО к участию в:
• разработке стратегии развития образовательных организаций;
• процессе планирования, контроля и регулирования образовательного процесса образовательных организаций;
• экспертизе результатов образовательной, инновационной, финансовой деятельности образовательных организаций;
• определении условий и порядка стимулирования работников образовательных организаций за достижения в образовательной, инновационной и иной профессиональной деятельности
3. Введение новых форм участия общественности в управление образовательными организациями.
4. Обеспечение общественного контроля за соблюдением действующего законодательства: прав ученика, родителей и законных представителей, педагогов; разработка нормативных и информационных инструментов осуществления общественного контроля.
5. Повышение компетентности субъектов образовательного процесса и общественности в области ГОУО; создание стабильно функционирующей системы повышения квалификации всех участников ГОУО.
Модель 2. «Обеспечение информационной открытости образовательного процесса»
Цель модели: обеспечение оперативного и объективного информирования участников образовательного процесса и общественности о деятельности системы образования, повышение информационного взаимодействия субъектов ГОУО; модернизация общественных и государственных институтов в целях обеспечения их информационной открытости и прозрачности.
Мероприятия по реализации модели:
1. Информирование общественности о сущности и особенностях текущих преобразований в нормативном правовом регулировании образования.
2. Повышение открытости и прозрачности деятельности субъектов государственно-общественного управления системой образования.
3. Формирование единой региональной системы информирования участников образовательного процесса о состоянии, проблемах и перспективах развития системы образования.
4. Развитие системы публичной отчетности в системе образования
Модель 3. «Общественная оценка качества образования»
Цель модели: повышение качества образования через предоставление объективной информации руководителям и работникам системы образования, представителям гражданского общества; определение степени соответствия реальных достигаемых образовательных результатов нормативным требованиям, социальным и личностным ожиданиям.
Мероприятия по реализации модели:
1. Создание системы мониторинговых исследований доступности качественного образования и системы общественной оценки доступности использования альтернативных форм образования.
2. Развитие кадрового потенциала, подготовка квалифицированных кадров для экспертизы и оценки качества образования на всех уровнях.
3. Повышение компетентности педагогов относительно использования информационно-коммуникационных технологий.
4. Повышение эффективности применения в образовательных организациях систем электронного документооборота (электронных дневников и журналов, информационных систем управления образовательной организацией).
Сопоставление результатов анализа качественных изменений в системе образования России и выделенных основных действующих моделей ГОУО и мероприятий по их реализации позволят определить конкретные шаги по проведению адаптации данных моделей, а также категории и функции участников данного процесса.
Цели и задачи адаптации моделей ГОУО
Целью адаптации моделей ГОУО к качественным изменениям в системе образования является обеспечение эффективного взаимодействия субъектов государственно-общественного управления образованием по реализации мероприятий развития ГОУО в изменяющихся условиях повышения эффективности осуществления государственной политики.
Задачами механизма адаптации моделей государственно-общественного управления образованием к качественным изменениям являются:
• определение функций государственно-общественного управления образованием на региональном, муниципальном уровнях и уровне образовательных организаций;
• выявление проблем внедрения моделей государственно-общественного управления образованием на основе результатов мониторинговых исследований общественного мнения;
• формирование принципов и форматов взаимодействия участников государственно-общественного управления образованием;
• определение направлений адаптации мероприятий на основе результатов мониторинговых исследований;
• формирование предложений по адаптации к качественным изменениям в системе образования России моделей государственно-общественного управления образованием;
• обозначение управленческих, организационных, методических и экономических условий и рисков;
• составление рекомендаций по совершенствованию мероприятий по обеспечению информационной открытости, мероприятий по общественной оценке качества образования субъектов системы государственно-общественного управления образованием на региональном, муниципальном уровнях и уровне образовательных организаций.
Категории и функции участников механизма адаптации
Государственно-общественное управление – предполагает наличие двух базовых ветвей управления: государственной и общественной, а также формирование трех ветвей самоуправления: педагогического, ученического и родительского самоуправления.
Согласно разработанной технологии проведения мониторинга общественного мнения об эффективности реализации мероприятий по развитию государственно-общественного управления образованием выделяют следующие категории участников:
1. Профессиональная группа (педагогические работники, специалисты органов государственной власти и местного самоуправления, осуществляющие полномочия в сфере управления образованием). Эту группу можно определить как государственную составляющую или ветвь ГОУО, которая гарантирует обеспечение доступности и равных возможностей получения полноценного качественного образования.
2. Потребители образовательных услуг – представители общественности (родители обучающихся, обучающиеся). Эту категорию можно определить как общественную составляющую или ветвь ГОУО.
Участники механизмов адаптации, в качестве субъектов государственно-общественного управления образовательной системой имеют общие функции:
Первое – это обеспечение функционирования образовательной системы, то есть:
• участие в разработке и внедрении нормативно-правовых актов в сфере образования;
• определение направлений расходования и контроль за рациональным использованием финансовых и материальных ресурсов;
• контроль за соблюдением действующего законодательства в области образования;
• содействие гуманизации и гармонизации образовательного процесса;
• привлечение в сферу образования дополнительных ресурсов;
• представление и защита интересов системы образования.
И второе - работа по совершенствованию и развитию системы образования, в том числе:
• разработка и реализация соответствующих проектов и программ, направленных на совершенствование и развитие системы образования;
• обеспечение равнодоступности к качественному образованию всех потребителей образовательных услуг;
• разработка и реализация мер стимулирования труда педагогов, учебной, трудовой и общественно-полезной деятельности обучающихся и деятельности родителей в интересах образовательной системы и образовательных организациях;
• изыскание материальных и финансовых ресурсов для реализации проектов модернизации образовательной системы и образовательных организаций;
• участие в экспертизе качества образования.
При этом каждая выделенная группа (профессиональная и потребители образовательных услуг), имеет в ГОУО специфические функции:
• профессиональная группа - реализация государственной политики в деятельности образовательных организаций;
• потребители образовательных услуг - реализация общих образовательных потребностей.
Схема взаимодействия участников
Государственно-общественный характер системы управления образованием должен изначально появиться в отношениях между самими субъектами образования. Должны появиться области взаимодействия, которые характеризуются паритетностью, «горизонтальностью» управления.
Вариативные формы государственно-общественного управления определяются:
• выявленными возможностями и ресурсными дефицитами образовательной организации;
• потенциальными формами участия общественности в управлении образованием;
• условиями для реализации конкретной модели государственно-общественного управления в образовательной организации.
С целью повышения эффективности реализации мероприятий по развитию системы государственно-общественного управления образованием на региональном уровне взаимодействие, выделенных в процессе мониторинга групп, должно определяться способностью быстрого реагирования на качественные изменения и внутренние запросы. Эффективное взаимодействие должно быть направлено на обеспечение содержательного единства всех структурных элементов ГОУО:
• объединение и координацию организационно-управленческих функций государственных и негосударственных органов управления образованием на всех уровнях путем передачи властных полномочий общественному органу, способному интегрировать педагогический потенциал общества;
• организацию взаимодействия, поддержки, совместной деятельности различных структур;
• обеспечение прав граждан на получение образования путем создания единого образовательного пространства путем повышения роли всех субъектов образовательного процесса.
Взаимодействие участников государственно-общественного управления образованием может осуществляться в следующих форматах:
1. Конференции, собрания – для информирования общественности о решениях и деятельности органов управления в сфере образования; выборов органов государственно-общественного управления образованием в сфере образования, заслушивания и утверждения отчета об их деятельности; согласования основных управленческих решений, принимаемых в сфере образования; в иных целях.
2. Общественное наблюдение, в том числе за процедурами итоговой аттестации обучающихся; деятельностью аттестационных, конфликтных и иных комиссий; конкурсными процедурами при проведении мероприятий в сфере образования; организацией питания и медицинского обеспечения образовательного процесса.
Присутствие общественных наблюдателей на вышеуказанных процедурах может быть инициировано как образовательной организацией, так и Советом.
3. Общественная экспертиза – проектов нормативных правовых актов, регламентирующие деятельность в сфере образования;
проектов программ развития образования региона, администраций муниципальных образований и образовательных программ образовательных организаций;
материалов участников конкурсов профессионального мастерства по социально значимым направлениям развития системы образования региона, администраций муниципальных образований, образовательных организаций;
материалов конкурсов образовательных программ и программ развития образовательных организаций на получение дополнительной поддержки из бюджетов разных уровней; метапредметных олимпиад по оценке уровня образованности, компетентности, социализации обучающихся.
4. Обеспечение информационной открытости – государственные информационные порталы, сайты образовательных организаций, форумы, блоги и др.
Существующие на данном этапе проблемы развития ГОУО определяют противоречия:
• между отсутствием знаний, умений и навыков работы на демократической основе и активным вовлечением субъектов образовательного процесса в его управление. А также
• между стремлением администрации регулировать и контролировать деятельность органов самоуправления и необходимостью предоставления им как можно больше самостоятельности в принятии решений и ответственности за принятые решения.
Для устранения этих противоречий и разработки оптимальной стратегии взаимодействия субъектов ГОУО на любом уровне необходимо:
• определить для каждого субъекта ГОУО перспективы развития образования;
• выявить содержание запроса общества к школе, обусловленного требованиями современности;
• освоить логику вовлечения субъекта ГОУО в обсуждение перспектив развития и формулировку задач образования;
• выявлять факторы, влияющие на становление внутренней культуры взаимодействия субъектов ГОУО.
По результатам анализа можно провести дальнейшую работу и определить:
• сильные стороны какие каждого субъекта ГОУО и каким способом они могут быть усилены еще больше;
• слабые стороны и способы их преодоления, компенсации, уменьшения их влияния;
• меры для усиления благоприятных возможностей внешнего влияния на школу и способы распознавать и использовать их в интересах образовательной организации;
• как противостоять внешним «опасностям, угрозам и рискам».
(По результатам ГК от 11 ноября 2014 г. № 03.018.11.0015 «Проведение мониторинга общественного мнения об эффективности реализации мероприятий по развитию государственно-общественного управления образованием на региональном уровне», ООО «Консалтинг и менеджмент», manager@kimconsult.ru)