Экспертно-аналитические материалы

Механизм адаптации к качественным изменениям в системе образования России моделей государственно-общественного управления образованием с учетом результатов мониторинговых мероприятий: Управленческие, организационные, методические и экономические условия и риски

В понятие «государственно-общественное управление» изначально заложено единство двух противоположностей, фиксирующее участие одновременно двух, существенно различающихся, субъектов управления.

29.07.2015

Введение

В понятие «государственно-общественное управление» изначально заложено единство двух противоположностей, фиксирующее участие одновременно двух, существенно различающихся, субъектов управления.

Следовательно, ГОУО становится возможным лишь, когда государство перестает быть единственным субъектом управления и ему противопоставляется иной реальный субъект управления – гражданское общество. В современной российской школе основная проблема заключается в том, что в образовании, где общественность не обладает управленческими полномочиями, происходит все большее отчуждение общества от образовательной организации. По существу, все реально значимые параметры, определяющие жизнь и деятельность школы, до сих пор на уровне управленческих решений в 90% российских школ определяются директором либо учредителем и вышестоящими уровнями государственного управления.

Следовательно, адаптация государственно-общественного управления образованием (ГОУО) с учетом результатов мониторинговых мероприятий, условий и рисков является актуальной задачей.

Цели и задачи работы.

Целью работы является разработка механизмов адаптации ГОУО на основе анализа результатов мониторинговых мероприятий, условий и рисков.

Основными задачами работы являются всесторонний анализ результатов мониторинговых мероприятий, выявление условий и рисков, возникающих при разработке механизмов адаптиции ГОУО к качественным изменениям в системе образования России.

Основное содержание работы.

Эффективность деятельности органов ГОУО зависит от ряда условий. Вместе с тем, становление и развитие государственно-общественного управления образованием связано с определенными рисками – управленческими, организационными, методическими и экономическими.

Рассмотрим подробно данные условия и риски.

Рассмотрим управленческие условия, к которым относятся:

- разработка федерального и региональных законов, нормативно-правовых документов в муниципальных образованиях и ОО, регламентирующих организацию деятельности органов общественного управления образованием, образовательной организацией;

- вариативность форм ГОУО, появление «горизонтальных» управленческих структур в форме Попечительских советов, Советов школ, Управляющих советов и др.;

- региональные и местные органы власти поддерживают новые формы управления в системе образования.

В соответствии с этим имеются следующие управленческие риски:

- непрофессионализм общественных управляющих может обусловить принятие решений, имеющих отрицательный эффект для жизнедеятельности и развития ОО, при этом, данное опасение станет реальным риском, если деятельность новых структур управления будет пущена на самотек, а общественные управляющие будут неподготовлены к выполнению своих обязанностей;

- непонимание реальных полномочий и выполнение несвойственных общественным управляющим функций, когда многим членам Управляющих советов (УС), не хватает знаний о том, как устроена ОО, как она функционирует, что такое образовательная программа и программа развития, вопросы образовательной и финансовой политики и пр.;

- стремление административных структур рассматривать общественное управление образованием как ещё один рычаг проведения своей политики и контроля;

- принятие отдельными членами органов общественного управления на себя позиции руководителя, вмешательство в управленческую и педагогическую деятельность, возникновение на этой почве конфликтных ситуаций;

- ситуативный характер деятельности управляющих советов, слабо выраженный синергетический характер деятельности Управляющих советов, когда нет взаимосвязи с планом работы ОО, нет единства целей в деятельности педагогического коллектива и управляющего совета, нет долгосрочного планирования;

- превращение органа общественного управления в формальный орган;

- низкий уровень экстернального и интернального включения, т.е. отсутствие скоординированности действий как между УС и участниками образовательных отношений, так и между УС и социальными партнерами;

- недостаточная проработанность нормативной базы, отсутствие необходимых локальных актов в ОО и их юридической экспертизы (создание нормативно-правовой базы УС даже на уровне образовательной организации);

- отсутствие микроструктур в макроструктуре УС (комиссии, рабочие группы) и отсутствие четкого распределения функций;

- отсутствие мотивации (у родителей и педагогов нет достаточной мотивации, когда отношение к общественной деятельности в стране, как к престижной, утрачено);

- отсутствие открытости и диссеминации опыта работы УС;

- нежелание части директорского корпуса делиться с УС властью.

Как известно, совокупность условий функционирования и развития образовательной организации неодинакова, следовательно, риски, связанные с расширением общественного участия в управлении образованием, имеют свою специфику в зависимости от особенностей его жизнедеятельности. Так, проведение мониторингов общественного мнения по оценке эффективности реализации мероприятий по развитию системы государственно-общественного управления образованием на региональном уровне позволило выделить следующие условия и риски.

Рассмотрим организационные условия, к которым относятся:

- информационная открытость и публичная отчетность систем государственно-общественного управления и образовательных организаций;

- функционирование информационной страницы, посвященной ГОУО, и регулярное ее обновление;

- информирование широкого круга общественности об успехах и проблемах реализации моделей ГОУО через СМИ (радио, телевидение, местные газеты);

- привлечение лидеров общественных движений, руководителей предприятий к проблематике ГОУО;

- организация разнообразных социальных акций в ОО с целью формирования активной гражданской позиции населения;

- широкое включение родителей, педагогов, учащихся в обсуждение качественных изменений в системе образования на портале Министерства образования и науки РФ;

- выделение государственных ассигнований на обеспечение деятельности органов общественного управления образованием на федеральном, региональном, местном уровне и уровне ОО, предоставление в их распоряжение помещений, оборудования, средств коммуникации, канцтоваров и др.;

- организация обучения руководителей и членов органов общественного управления образованием всех его уровней по вопросам управленческой деятельности, осуществлению планирования, организации, руководства, контроля, анализа, учета, коррекции и других управленческих функций, формам и методам взаимодействия с органами государственного (муниципального) управления образованием;

- целенаправленная работа по повышению квалификации и переподготовке руководителей общеобразовательных организаций и сотрудников органов государственного (муниципального) управления образованием;

- учет специфики и особенностей процесса создания и организации деятельности органов общественного управления образованием – демократических процедур избрания постоянно действующих советов по образованию на общих собраниях, конференциях, съездах участников образовательного процесса;

- подчинение и отчетность только перед своими избирателями;

- представленность обучающихся, их родителей и педагогических работников во всех органах общественного управления образованием на всех его уровнях;

- общественный характер участия педагогов, учащихся и их родителей в органах общественного управления образованием на всех его уровнях;

- недопустимость руководства органами общественного управления образованием со стороны чиновников – государственных служащих и создания органов общественного управления образованием при органах государственного управления образованием и др.;

- создание четких правовых норм и организационных условий;

- у образовательной организации есть опыт эффективного сотрудничества с родителями и социальными партнёрами по разным направлениям деятельности, есть опыт, который можно развивать и переносить на более высокий уровень;

- в достаточной степени развита активность, организованность граждан, их заинтересованность в делах ОО.

Вышеперечисленное определяет следующие организационные риски:

- стереотипы общественного сознания, неготовность к переменам части педагогов, администрации ОО, родителей;

- представление о ГОУО как об очередной компании;

- социальная безответственность части общественности;

- отказ администрации ОО от формата публичной отчетности;

- смещение деятельности органов ГОУО в сторону контроля над распределением финансов;

- инерция мышления – стремление политических руководителей и государственных чиновников к построению вертикально-иерархических отношений с лицами и организациями, представляющими гражданское общество и местные сообщества, к рассмотрению их всего лишь как агентов проведения государственной политики;

- неструктурированное, недифференцированное и неадресное понимание общественности субъектами образования;

- нежелание родителей (законных представителей) участвовать в деятельности общественных органов управления;

- низкая активность участников общественного управления образованием.

Как показывает опыт, сам факт наличия УС или каких-либо других аналогичных структур нельзя рассматривать как признак государственно-общественного управления, если их участие в управлении сведено к имитации и формализму в деятельности. Как показывает анализ, нивелирование выявленных рисков следует осуществлять в ходе разъяснительной работы о значимости и приоритетности расширения участия общественности в управлении современного образования, а также, изучения соответствующих нормативных документов и повышения мотивации участников ГОУО.

Рассмотрим возникающие методические условия:

- подготовка, издание и снабжение органов государственного и общественного управления образованием, руководителей общеобразовательных организаций и общественных советов в них пособиями, методическими рекомендациями, диагностическими материалами, программами и другими научно-методическими разработками по организации деятельности субъектов государственно-общественного управления;

- углубление знаний руководителей образовательных организаций по теории информации, технологии циркулирования потоков информационно-аналитических данных на основе мониторинга образования;

- совершенствование дидактической подготовленности руководителей образовательных организаций, системы знаний по теории воспитания, психологии и педагогической психологии;

- научно-методическое сопровождение проектирования, создания, организации деятельности и развития систем государственно-общественного управления.

В этих условиях возникают следующие методические риски:

- неготовность представителей органов ГОУО к участию в разработке и реализации основных образовательных программ и др.

Следует отметить, что в Российской Федерации все еще не сложилась система повышения квалификации общественных школьных управляющих, включающая вопросы психолого-педагогического, программно-методического и нормативно-правового основания для подготовки профессиональных участников органов ГОУО. Поэтому, в системе образования существует необходимость повышения квалификации субъектов образовательной политики, повышения их мотивации и ответственности в реализации механизмов государственно-общественного управления образованием. Для этого необходимо проводить мероприятия, направленные на разработку комплексной многомодульной программы дополнительного профессионального образования, подготовку учебно-методических материалов, оказание консультационной поддержки.

Рассмотрим экономические условия, к которым относятся:

- экономическая самостоятельность, готовность к самостоятельному определению стратегии развития, переход в системе образования к договорным отношениям;

- автономность образовательной организации;

- разгосударствление системы образования и диверсификация образовательных организаций.

При этом возникают следующие экономические риски:

- слабая материально-техническая база ОО;

- низкий уровень компетентности членов образовательной организации по финансово-экономическим вопросам;

- недостаточное финансирование образовательной организации.

Потребность общественности в управлении ОО зависит от уровня организованности самой общественности, причем в активном гражданском обществе каждый его член принимает на себя ответственность за жизнь сообщества. В этой связи, развитие гражданской активности составляет содержание жизнедеятельности тех ОО, где личностное развитие всех участников – детей, родителей, педагогов – пронизано социальной ответственностью.

Выводы по работе.

В работе рассмотрены основные условия и риски, возникающие в процессе качесвенных изменениях в образовательной системе Российской Федерации. Выявление данных условий и рисков, возникающих при становлении и развитии государственно-общественного управления образованием, необходимо и позволит в дальнейшем сформировать предложения, которые будут основанием для разработки комплекса мер, направленных на адаптацию качественных изменений в системе образования Российской Федерации моделей государственно-общественного управления образованием.

 (По результатам ГК от 11 ноября 2014 г. № 03.018.11.0015 «Проведение мониторинга общественного мнения об эффективности реализации мероприятий по развитию государственно-общественного управления образованием на региональном уровне», ООО «Консалтинг и менеджмент», manager@kimconsult.ru).