Экспертно-аналитические материалы

Международный опыт аккредитационных процедур в отношении экспертов, привлекаемых для оценки качества образования в соответствии с Европейскими стандартами и рекомендациями по гарантиям качества образования ENQ (опыт США)

В последнее время в оценке качества предоставляемых образовательных услуг все большую роль играет профессиональная деятельность экспертов и экспертных организаций.

07.11.2014

В последнее время в оценке качества предоставляемых образовательных услуг все большую роль играет профессиональная деятельность экспертов и экспертных организаций. Данная тенденция соответствует основным направлениям международной практики в оценке качества образования и развитию системы качества образования и развитию системы общественно-профессиональной аккредитации образования в России. Цели аккредитации, командный состав экспертов и процедура аккредитации отличаются в различных образовательных системах. Однако существуют общие подходы в аккредитации экспертов и экспертных организаций.

Основными особенностями, определяющими порядок экспертной деятельности в оценке качества образовательных услуг в странах ЕС, США и Австралии являются:

• проведение независимой аккредитации образования основано на самообследовании образовательных организаций при тесном взаимодействии с профессиональными сообществами и научными организациями;

• аккредитационные системы ориентированы на выделение образовательных организаций, которые превосходят другие образовательные организации по ряду показателей;

• прохождение образовательной организацией национальной или международной аккредитации определяет характер и размер ее финансирования;

• региональные и национальные аккредитационные системы тесно интегрированы с системами других стран и международными объединениями экспертов;

• действуют различные программы аккредитации, которые направлены на аккредитацию образовательных организаций или отдельных программ;

• стандарты прохождения аккредитации задаются как общественно-профессиональными организациями, так и государственными органами управления образованием в зависимости от сложившейся системы и традиций образования.

Рассмотрим в серии статей системы аккредитации экспертов и экспертных организаций, в том числе в соответствии с Европейскими стандартами и рекомендациями по гарантиям качества образования ENQ, а также с учетом европейской рамки квалификаций и лучших зарубежных образовательных практик в ряде зарубежных стран. Начнем с анализа опыта аккредитации экспертов и экспертных организаций в контексте образовательной системы США.

В образовательной системе США накоплен значительный опыт аккредитации экспертов и экспертных организаций, которые являются влиятельными субъектами образовательной политики. Особенностями системы аккредитации образовательных организаций высшего образования в США являются:

1. Слабый контроль в организации и осуществлении аккредитационной деятельности со стороны государства, в отличие от европейских стран.

2. Определяющее влияние Попечительских советов университетов в формировании образовательной политики университетов, формирования учебных планов и программ их деятельности.

3. Постепенное усилие влияние контроля над университетами со стороны администрации многих американских штатов, особенно в отношении лицензирования частных учебных заведений и образовательных программ, наблюдающееся в течение 1990-х гг.

4.  Оценка деятельности образовательных организаций осуществляется через аккредитацию учебного заведения по регионам специальными организациями, обладающими четко сформулированными стандартами и требованиями к периодичной самооценке и оценке со стороны внешних наблюдателей.

5. Оценка через специализированную, построенную на оценке профессионального уровня аккредитацию образовательных программ, которая функционирует также как и соответствующая оценка этих программ внутри учебного заведения, однако организуется профессиональным союзом.

6. Оценка образовательных программ полностью организованная самим университетом и нацеленная на улучшение его деятельности, на возможность перераспределения ресурсов и образовательных приоритетов.

7. Важную роль в США в процессе аккредитации программ и специальностей высших учебных заведений играют профессиональные общественные ассоциации (ассоциации медиков, юристов, инженеров и т.п.), что связано с поддержанием высокого престижа своей профессии и компетенции ее представителей.

Такая система аккредитация, основанная на внутриуниверситетской самооценке, способствует повышению качественного уровня деятельности учебных заведений. Она стимулирует проведение разнообразных мероприятий по модернизации содержания образовательных программ, активизации образовательного процесса, широкому использованию новейших технических средств обучения.

Процесса аккредитации экспертов и экспертных организаций в США рассмотрим на примере деятельности одного из наиболее компетентных влиятельных агентств оценки качества образования в США - Аккредитационное Агентство ABET (Аккредитационный Совет по Инженерии и Технологиям - Accreditation Board for Engineering andTechnology).

ABET был создан в 1932 году и его основная задача признание соответствия качества тем стандартам, которые установлены той сферой, тем направлением науки и техники по которому ведется обучение. Например, стандарты по инженерным программам устанавливаются инженерными профессиями, стандарты по компьютерным программам устанавливаются компьютерными профессиями. Для этого создаются ассоциативные общества, например инженеров-нефтяников, металлургов, геофизиков и т.д., которые определяют стандарты для образовательных программ. Агентство разрабатывает критерии аккредитации, порядок ее прохождения, систему требований к экспертам и экспертным организациям, участвующим в аккредитации.

Целью и миссией деятельности АВЕТ является обеспечение качества и стимулирование инноваций в области прикладной науки, вычислительной, техники и инженерно-технического образования. АВЕТ занимается подготовкой экспертов по проведению аккредитационных экспертиз в образовательных организациях, осуществляющих подготовку по данному направлению.

Задачами деятельности АВЕТ являются:

• аккредитация образовательных программ,

• повышение качества и инноваций в сфере образования,

• проведение консультаций по разработке и продвижению образовательных программ,

• организация сотрудничества с представителями общественности по вопросам аккредитации,

• прогнозирование развития образовательной среды и ее составляющих.

Эксперты АВЕТ делают заключения о том, что предлагаемые образовательными организациями коллегиальные программы соответствует стандартам, необходимым для адекватной оценки экспертами получения выпускниками знаний, необходиммыми для их профессии. Студенты, которые обучались по аккредитованным программам, имеют доступ к расширенным возможностям в области занятости,лицензирования, регистрации и сертификации, получения последипломного образования, образовательной мобильности.

Приблизительно 85 000 студентов в год проходят аккредитацию по программам АВЕТ

Критерии, разработанные АВЕТ, находят свое отражение в критериях оценки крупнейших международных аккредитационных объединениях и экспертных организаций, таких, как Washington Accord, Seoul Accord, Sydney Accord и др., с которыми сотрудничает АВЕТ.

Будучи одной из крупнейших аккредитационных организаций в США, АВЕТ аккредитует более 3300 программ в более чем 680 колледжей и университетов в 24 странах. Членами сообщества АВЕТ являются 33 обществ-членов, которые являются профессиональными и техническими организациями, представляющими прикладные науки, вычислительные, инженерные и инженерно-технологические науки.

В настоящее время, АВЕТ включает в свой состав 33 сообществ-членов, которые являются профессиональными и техническими организациями, объединяющими компетентных представителей прикладных, вычислительных, инженерных и инженерно-технологических наук.

Руководящим органом АВЕТ является Совет директоров, который, утверждает критерии аккредитации, устанавливает аккредитационные процедуры, определяет стратегию развития организации, в целом. Совет директоров координирует деятельность Аккредитационных комиссий, которые отвечают за рассмотрение образовательных программ и вынесение решения об их аккредитации. Члены-участники АВЕТ имеют право участвовать в деятельности аккредитационных комиссий. Например, Национальное Общество профессиональных инженеров назначает своих представителей в инженерно-аккредитационную комиссию.

Между членами АВЕТ действует Соглашение о признании результатов аккредитации. Подобные соглашения действуют между АВЕТ и другими аккредитационными организациями США и ЕС.

Основная роль в процессе аккредитации принадлежит добровольным экспертам - специалистам, которые заинтересованы в повышении качества образования по направлениям профессиональной деятельности.

На сегодняшний день в состав экспертов АВЕТ входят более 2000 специально подготовленных специалистов из числа научных кругов, промышленности, органов государственной власти, участников или партнеров АВЕТ, которые выступают в различных позициях в процессе аккредитации по программам ABET.

Добровольные эксперты, участвующие в аккредитационных программах АВЕТ, регулярно участвуют в программах повышения квалификации, посещают тематические кампусы по актуальным проблемам аккредитации. Они контролируют процесс аккредитации в 680 учреждениях в 24 странах по всему миру. Академические программы оцениваются в соответствии с набором конкретных критериев по направлениям подготовки в прикладных, инженерных и инженерно-технологических специальностях. Работа эксперта заключается в определении соответствия образовательных программ выдвигаемым требованиям требованиям.

Работа добровольных экспертов начинается в конце лета и включает в себя анализ отчета самооценки, который готовится образовательной организацией для аккредитации программы и посещение образовательной организации.

Анализ отчета самооценки образовательной организации должен включать в себя:

• информацию об образовательной организации,

• подробную информацию, которая демонстрирует, как академическая программа отвечает критериям оценки,

• описание механизмов обратной связи добровольных экспертов с представителями образовательной организации.

Посещение образовательной организации включает в себя:

• проверку информации, содержащейся в отчете о самооценке образовательной организации,

• посещение учебных аудиторий, лабораторий и других объектов инфраструктуры,

• итервьюирование учащихся, преподавателей, администраторов и сотрудников,

• рецензирование учебников, учебных планов, студенческих работ.

На основании анализа отчета самооценки образовательной организации и посещения образовательной организации в себя добровольный эксперт готовит проект доклада об оценке качества предоставляемых образовательных услуг, который направляется в образовательную организацию и распространяется среди учредителей АВЕТ.

Программа подготовки (повышения квалификации) добровольных экспертов включает в себя:

• прохождение онлайновых учебных курсов и вебинаров в течение года,

• прохождение практической подготовки под руководством менеджера АВЕТ,

• специальное аудиторное обучение по программам аккредитации,

• подготовка письменных работ по итогам обучения (повышения квалификации),

• участие в процедуре отбора членами сообщества для участия в проведении аккредитации.

Наиболее опытные и подготовленные добровольные эксперты назначаются региональными руководителями АВЕТ и руководителями команды экспертов. 

Таким образом, система аккредитации экспертов и экспертных организаций в США основана на тесном взаимодействии представителей науки, промышленности и государственной власти. Профессиональные ассоциации играют основную роль в процессе аккредитации. Результаты аккредитации признаются всеми членами-участниками аккредитационного объединения и организациями-партнерами.