Проблема социальной адаптации и сопровождения выпускников организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, сегодня имеет особую актуальность. Особенное значение приобретает разработка системы социализации детей, оставшихся без попечения родителей.
10.09.2014Проблема социальной адаптации и сопровождения выпускников организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, сегодня имеет особую актуальность. Особенное значение приобретает разработка системы социализации детей, оставшихся без попечения родителей.
Следует отметить, что практика социализации выпускников образовательных организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, значительно различается в странах Европейского Союза, США, странах Юго-Восточной Азии и странах ближнего зарубежья.
Решающую роль при организации практики социализации играет исходное понимание процесса. В странах Европейского Союза и США акцент делается на развитие форм опеки и попечительства, связанных с усыновлением ребенка, устройством его в приемную семью. В странах ближнего зарубежья сохраняется структура интернатных учреждений, которые занимаются социализацией детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Для большинства стран Европейского Союза характерна деинституализация опеки над сиротами и развитие форм семейного воспитания для детей, лишенных родительской опеки. Значительную роль в организации работы с детьми-сиротами и детьми, лишенными родительской опеки играют религиозные и благотворительные организации, деятельность которых контролируется государственными социальными службами.
Важным фактором социализации сирот в странах Европейского Союза является освобождение усыновленных детей, детей-сирот и детей, лишенных родительской опеки от платы за обучение в высших и средних образовательных организациях. При этом акцент делается на создание соответствующих условий для получения среднего специального и высшего образования выпускниками интернатных организаций (Австралия, Великобритания, Франция, Германия, Австрия, Болгария, Польша).
Наряду с системой патронатных семей действует система так называемых «детских деревень», в которых условия пребывания детей приближены к семейным. «Детские деревни» являются общеобразовательными организациями интернатного типа, существующими благодаря спонсорской помощи общественных и благотворительных организаций (Австрия, Норвегия, Германия, Финляндия). Проекты «детских деревень» включают фазу полусамостоятельного проживания перед переходом к полностью независимой жизни, чтобы молодые люди могли шаг за шагом учиться жить самостоятельно.
Существуют концепции повышения эффективности и успешности работы с молодыми людьми, выходящими из-под опеки государства, которые построены на принципе «позволить им самим принимать решения и всегда оставлять для них возможность вернуться». Метафора «постоянно открытая дверь» отражает психологическую потребность в наличии «тыла», которого у выпускников детских домов нет. На практике она встречается, прежде всего, в национальных проектах деревни-SOS - молодежные дома (Германия). Проекты включают фазу полу-самостоятельного проживания перед переходом к полностью независимой жизни.
В Великобритании выпускники организаций интернатного типа имеют право на оценку своих потребностей, путевой план, личного консультанта, жилье, финансовую поддержку. Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, имеют право оставаться в замещающей семье или интернатной организации, по достижении ими 21 года. Значительную роль в процессе постинтернатного сопровождения играют общественные и благотворительные организации. Выпускники организаций интернатного типа имеют право в решении вопросов относительно своей дальнейшей судьбы, право голоса в случае недовольства какими-либо решениями, право доступа к собственному досье, которое заводится в социальном учреждении.
В социальной практике США и европейских стран широко используются программы с привлечением наставников (Mentorings programs). Примером может служить известная программа Big brothers, Big Sisters. Подобные программы имеют стандартизированные процедуры подбора, подготовки, профессионального сопровождения и контроля над деятельностью наставников. Регламентирована нагрузка: на 1 наставника 1подросток. Наставники (mentors) являются добровольцами. Также в социальной практике США и европейских стран существуют стандарты программ независимого проживания Independent living programs, когда молодой человек группы риска проживает самостоятельно, а социальный работник осуществляет его сопровождение и поддержку (Semisupervised apartments).
В Норвегии создан обширный банк данных по социальному обеспечению выпускников организаций интернатного типа. Сделан акцент на обеспечение жизненно важных потребностей молодых людей, покидающих интернатные учреждения. Законодательством определены такие меры постинтернатного сопровождения, как предоставление жилья, пособий, помощь в воспитании и обучении, обучение навыкам самостоятельности, помощь в поиске и сохранении работы, предоставление услуг в области здравоохранения, психологическое консультирование.
В Финляндии выпускники интернатных организаций получают поддержку в форме предоставления им различных социальных услуг. Она продолжается в течение пяти лет или до достижения молодым человеком 21 года. По окончанию периода опеки разрабатывается план по дальнейшему оказанию услуг и поддержки, необходимых выпускнику, в том числе финансовая помощь, помощь в обеспечении жильем посредством практики «полу-самостоятельного» проживания.
Последовательный отказ от системы государственных интернатов характеризует систему социализации детей-сирот в странах Центральной Европы. В частности, в Болгарии планируется осуществить полный отказ от системы государственных интернатных организаций до 2025 года при соответствующем увеличении числа усыновленных детей и детских домов семейного типа. На сегодняшний день число детей, устроенных в приемные семьи значительно превышает число детей, пребывающих в государственных интернатных организациях. В Польше система социализации детей-сирот базируется на развитии семейных форм воспитания и предоставлении льгот детям-сиротам и приемным семьям.
Хочется отметить, что в Великобритании в 1979 году был разработан инновационный семейный проект «Мостовая семья». Причиной создания нового проекта послужили неудачные размещения детей после детского дома в приемные семьи. Но оказалось, что дети, пережившие неудачное размещение, все-таки получили от него пользу. Они начали приобретать практические навыки и даже стали лучше себя вести. Испытав привязанность, они сами стали выражать свою привязанность. У них зародился вкус к жизни в семье, и почти каждый ребенок хотел совершить еще одну попытку устроиться в семью. Таким образом, родилась идея нового способа устройства детей «трудных для размещения» – Мостовая семья. Проект был разработан для решения следующих задач: дать почувствовать ребенку, находящемуся в детском доме вкус семейной жизни и помочь специалистам оценить его способность жить в обычной семье, а также предоставить краткосрочный опыт «обычной семейной жизни» детям от 16 лет. И вот, уже более двадцати лет в Великобритании действует «Мостовая семья» как форма заботы о детях, лишенных родительского попечения. Уже накоплен значительный опыт, который показал, что мостовая семья – это полезная и маневренная служба, помогающая найти усыновителей и приемных родителей детям, воспитывающимся в детском доме.
Проблема постинтернатной адаптации в странах Юго-Восточной Азии решается посредством системы государственных льгот выпускникам организаций интернатного типа. В Китае система постинтернатного сопровождения реализуется специальными органами, обеспечивающими благосостояние детей, и соответствующими отделениями при комплексных благотворительных организациях. Система поситинтернатного сопровождения централизована, выпускники интернатных организаций обеспечиваются финансовым пособием. В Сингапуре проблема постинтернатного сопровождения решается за счет формирования у специалистов интернатных организаций, приемных и замещающих семей навыков воспитания ребенка. Значительную роль в постинтернатном сопровождении выпускников играют благотворительные и религиозные организации и объединения.
А вот в Японии дети, находящиеся в интернатных организациях, получают обязательное образование до 15 лет. Получив обязательное образование, выпускник имеет возможность сделать выбор: устроиться на работу, начать самостоятельную жизнь, и в этом случае покинуть интернатную организацию, или получить полное образование, и в этом случае продолжить пребывание в организации до 18 лет. После окончания пребывания в интернатной организации выпускники получают консультационную психологическую и юридическую помощь.
В странах ближнего зарубежья получила распространение модель социализации, связанная с относительно длительным пребыванием детей-сирот и детей, оставшихся без родительской опеки в специализированных организациях интернатного типа. Основной акцент в социализации детей, лишенных родительской опеки делается на формирование льготных условий для последующего образования, трудоустройства и приобретение жилья.
В Азербайджане дети, потерявшие родителей и лишенные родительской опеки, имеют право на обучение в государственных, муниципальных и частных средних специальных, высших учебных заведениях за счет средств государственного бюджета. В Белоруссии получила распространение практика организации детских деревень ? социально-педагогических учреждений, в которых реализуется программа воспитания и защиты прав и законных интересов, образовательные программы дошкольного образования для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в возрасте от одного года до 18 лет. В Украине для детей-сирот ? выпускников интернатных организаций, предусмотрено социальное сопровождение и социальная опека, реализующуюся посредством создания льготных условий для поступления в образовательные организации, а также выплату стипендий и предоставления социального жилья во время обучения. В Казахстане ведется активная работа по оптимизации интернатных организаций и переходе к форме социализации посредством патронатных семей. Также предусматриваются квоты для детей-сирот в образовательных организациях среднего и высшего образования.
В последнее время в странах ближнего зарубежья наблюдается переход от системы социализации посредством сети организаций интернатного типа к системе социализации посредством приемных семей с сохранением льготных условий для последующего получения основного, специального и высшего образования. Таким образом, анализ международного передового опыта реализуемых программ позволяет сделать вывод об эффективной социализации выпускников образовательных организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.