Экспертно-аналитические материалы

Нормативное правовое регулирование в сфере образования в субъектах Российской Федерации

Одним из необходимых условий действенной и эффективной реализации Федерального закона от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон, Федеральный закон №273-ФЗ) и федеральных подзаконных актов в сфере образования является развитие и конкретизация закрепленных ими норм в законодательстве субъектов Российской Федерации.

26.10.2015

Одним из необходимых условий действенной и эффективной реализации Федерального закона от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон, Федеральный закон №273-ФЗ) и федеральных подзаконных актов в сфере образования является развитие и конкретизация закрепленных ими норм в законодательстве субъектов Российской Федерации.

На уровне субъектов Российской Федерации на каждой территории должны быть разработаны и утверждены следующие документы:

• законы субъектов Российской Федерации об образовании;

• нормативно-правовые акты исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации, конкретизирующие региональный закон об образовании и устанавливающие отдельные аспекты образовательной деятельности на региональном уровне согласно требованиям федерального законодательства.

Согласно рекомендациям, направленным письмом Минобрнауки России от 1 апреля 2013 г. № ИР-170/17 «О Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации», работа по приведению нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации органов местного самоуправления должна была быть завершена не позднее 1 января 2014 г.

Деятельность субъектов Российской Федерации по приведению регионального законодательства в соответствие с федеральным и устранение противоречий включала в себя последовательность действий, направленных на:

1) анализ всей региональной нормативной правовой базы, регулирующей отношения в сфере образования;

2) признание утратившими силу устаревших подзаконных нормативных правовых актов;

3) внесение изменений в действующие подзаконные нормативные правовые акты в целях их приведения в соответствие с федеральным законодательством (как с новым Федеральным законом, так и принимаемым в соответствии с ним подзаконным нормативным правовым актам федерального уровня);

4) принятие новых подзаконных нормативных правовых актов, предусмотренных Федеральным законом.

Во исполнение требований Федерального закона в субъектах Российской Федерации была осуществлена законопроектная деятельность по приведению законов субъектов Российской Федерации, регулирующих отношения в сфере образования, в соответствие с Федеральным законом №273 - ФЗ, а также по разработке и принятию законодательного акта, регулирующего отношения в сфере образования на территории соответствующего субъекта РФ в случае отсутствия базового закона.

Субъекты Российской Федерации для правового регулирования отношений в сфере образования с учетом региональных особенностей могли принять единый региональный закон об образовании или предусмотреть несколько законодательных актов, регулирующих вопросы образования.

Большинство субъектов Российской Федерации приняли единые региональные законы, регулирующие отношения в сфере образования на территории субъектов Российской Федерации, в 2013-2014 годах взамен старых законодательных актов об образовании, не отвечающих требованиями Федерального закона либо отсутствующих. В 2015 году приняла свой закон «Об образовании» Республика Крым.

Наиболее распространённый предмет регулирования – сфера образования в субъекте Российской Федерации в целом (в таком случае наименование акта – «Об образовании…»). Названия законов в сфере образования, используемые органами государственной власти регионов при разработке новых законов, следующие: «Об образовании», «Об отдельных вопросах образования», «О регулировании отношений в сфере образования», «О реализации полномочий в сфере образования», «О разграничении полномочий в сфере образования между органами государственной власти области», «О дошкольном, начальном общем, основном общем, среднем общем и дополнительном образовании», «Об образовании и признании утратившими силу отдельных законов в сфере образования».

Результат анализа показал, что большинство субъектов Российской Федерации приняли базовые законы об образовании ,  в тоже время достаточно много субъектов РФ внесли изменения  и дополнения в ранее принятые законы об образовании в части установления нормативов обеспечения соответствующих гарантий предоставления общедоступного образования, присмотра и ухода за детьми или родительской платы на территории субъекта Российской Федерации.

Часть регионов не только приняла закон об образовании, но и внесла необходимые изменения в иные законодательные акты, регулирующие смежные с образовательными отношения.

К таким субъектам Российской Федерации относятся: Республика Коми – Закон «Об образовании» от 06 октября 2006 года № 92-РЗ (с изменениями на: 23.06.2015), Хабаровский край – Закон «О наделении органов местного самоуправления Хабаровского края отдельными государственными полномочиями Хабаровского края в области образования» от 25 октября 2006 года № 67 (с изменениями на 24 июня 2015 года), Закон г. Москвы от 20 июня 2001 года № 25 «О развитии образования в городе Москве» (с изменениями на 24 июня 2015 года).

В тех случаях, когда субъекты Российской Федерации ограничились внесением изменений в ранее принятые акты, не принимая общий закон, изменения касались: замены употребляемых терминов, устойчивых словосочетаний («образовательные учреждения» «учащиеся», «педагогические кадры» и др.) и дополнительного регулирования отдельных вопросов сферы образования.

Анализ региональной нормативной базы сферы образования 60 субъектов Российской Федерации. выявил отсутствие законов об образовании в Липецкой и Ярославской области.

Принятие базового регионального закона об образовании в субъекте Российской Федерации является одним из средств координации законодательства на уровне региона. Разработка и издание базовых законов, рекомендуемых для регламентации вопросов сферы образования субъектов Российской Федерации, способствовала обеспечению общей концептуальной основы актов сферы образования, принимаемых на региональном уровне и унификации терминов и понятий в законодательном разрешении однотипных правовых задач, а также оформлению системы регионального законодательства как единой, внутренне согласованной системы.

Согласно Федеральному закону от 6 октября 1999 г. № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам, принятым по предметам ведения Российской Федерации и предметам совместного ведения. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон.

Пункт 6 статьи 1 Федерального закона от 6 октября 1999 г. № 184-ФЗ установил возможность федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации передавать друг другу по взаимному соглашению в соответствии с Конституцией Российской Федерации осуществление части своих полномочий, если это не противоречит Конституции Российской Федерации и федеральным законам.

Согласно статьи 26.3 Федерального закона №184-ФЗ, к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), относится решение вопросов:

13) обеспечение государственных гарантий реализации прав на получение общедоступного и бесплатного дошкольного образования в муниципальных дошкольных образовательных организациях, общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования в муниципальных общеобразовательных организациях, обеспечение дополнительного образования детей в муниципальных общеобразовательных организациях посредством предоставления субвенций местным бюджетам, включая расходы на оплату труда, приобретение учебников и учебных пособий, средств обучения, игр, игрушек (за исключением расходов на содержание зданий и оплату коммунальных услуг), в соответствии с нормативами, определяемыми органами государственной власти субъектов Российской Федерации;

13.1) организация предоставления общего образования в государственных образовательных организациях субъектов Российской Федерации, создание условий для осуществления присмотра и ухода за детьми, содержания детей в государственных образовательных организациях субъектов Российской Федерации;

13.2) финансовое обеспечение получения дошкольного образования в частных дошкольных образовательных организациях, дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования в частных общеобразовательных организациях, осуществляющих образовательную деятельность по имеющим государственную аккредитацию основным общеобразовательным программам, посредством предоставления указанным образовательным организациям субсидий на возмещение затрат, включая расходы на оплату труда, приобретение учебников и учебных пособий, средств обучения, игр, игрушек (за исключением расходов на содержание зданий и оплату коммунальных услуг), в соответствии с нормативами, указанными в подпункте 13 настоящего пункта;

14) организация предоставления среднего профессионального образования, включая обеспечение государственных гарантий реализации права на получение общедоступного и бесплатного среднего профессионального образования;

14.1) организация предоставления дополнительного образования детей в государственных образовательных организациях субъектов Российской Федерации;

14.1.1) организация предоставления дополнительного профессионального образования в государственных образовательных организациях субъектов Российской Федерации.

Согласно части 1 статьи 7 Федерального закона №273-ФЗ  переданными полномочиями является:

государственный контроль (надзор) в сфере образования..., лицензирование образовательной деятельности..., государственная и аккредитация образовательной деятельности, подтверждение  документов об образовании и (или) о квалификации.

Практически все субъекты Российской Федерации обеспечили соответствие своих подзаконных актов в сфере образования федеральному законодательству в части установленных полномочий исполнительных органов государственной власти регионов.

Для дальнейшего совершенствования правового регулирования отношений в сфере образования на уровне субъектов Российской Федерации необходимо завершить обновление регионального законодательства об образовании, включая внесение изменений в действующие и сохраняющие силу акты подзаконного уровня.

Субъектам Российской Федерации необходимо обратить особое внимание на нормативное регулирование обеспечения и проведения государственных итоговых аттестаций выпускников; организации работы региональной психолого-медико-педагогической комиссии по оказанию психолого-медико-педагогической помощи и определению форм дальнейшего обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья и несовершеннолетних граждан, порядка проведения оценки последствий принятия решения о реорганизации или ликвидации образовательной организации.

(По результатам ГК от 8 июля 2015 года № Ф-22-кс-2015 на выполнение работ по сопровождению мероприятий по нормативному правовому регулированию в сфере образования в субъектах Российской Федерации, Исполнитель: ООО «Верити», e-mail: region@monmonitor.ru)