Экспертно-аналитические материалы

Образовательная программа начального общего образования и система оценки качества ее реализации

Федеральной целевой программой развития образования на 2011 – 2015 годы поставлена задача о развитии системы оценки качества на всех уровнях образования.

19.05.2014

Федеральной целевой программой развития образования на 2011 – 2015 годы поставлена задача о развитии системы оценки качества на всех уровнях образования. Становление и развитие системы оценки качества начального общего образования реализуется на всех уровнях управления образованием: федеральном, региональном, муниципальном и уровне общеобразовательной организации, поскольку предусматривается как внешняя (независимая), так и внутренняя оценка качества образования, в частности при реализации ФГОС НОО, основной образовательной программы НОО. На федеральном уровне проводится мониторинг «Основная образовательная программа НОО и система оценки качества в условиях ФГОС» по 23 показателям, результаты которого размещаются на сайте Электронного мониторинга развития образования (http://www.kpmo.ru/nns/info/fgos.html#). Показатели позволяют увидеть картину в разрезе субъектов Российской Федерации на конкретную дату – сентябрь текущего года и сопоставить ее с результатами за предыдущий год. Другими словами, в мониторинге используются показатели, оценивающие саму используемую в регионах систему оценки качества образования и ее инструментарий.

На региональном и муниципальном уровнях проводятся мониторинги индивидуальных достижений учащихся (промежуточные результаты и итоги на конец учебного года (последняя декада апреля – первые недели мая)), мониторинги результативности внедрения ФГОС НОО и документального обеспечения этого процесса (внедрения ФГОС НОО).

На уровне образовательной организации проводятся мониторинги по оценке текущего уровня подготовки учащихся на начало учебного года, контролю промежуточных результатов индивидуальных достижений учащихся и их итоговым результатам на конец учебного года. Основным объектом системы оценки выступают планируемые результаты освоения младшими школьниками основной образовательной программы НОО (предметные результаты, метапредметные результаты, личностные результаты). Итоговая оценка обучающихся определяется с учётом их стартового уровня и динамики образовательных достижений.

Таким образом, в течение всего учебного года проводятся разного уровня мониторинги оценки системы качества образования в условиях ФГОС. Самые значимые (итоговые) – в конце учебного года. В этой связи и с учетом того, что в соответствии с требованиями ФГОС основными направлениями и целями оценочной деятельности являются оценка образовательных достижений обучающихся с целью итоговой оценки подготовки выпускников на ступени начального общего образования и оценка результатов деятельности образовательных учреждений и работников образования на основе оценки достижений обучающихся (с целью получения, обработки и предоставления информации о качестве образовательных услуг и эффективности деятельности образовательного учреждения и работников образования) возникает вопрос об оптимальном количестве проводимых мониторингов разного уровня в определенный период времени (например, на конец учебного года), об их «нагруженности» показателями, об их взаимопересекаемости и оказываемом ими влиянии на психоэмоциональное состояние младших школьников. Например, в мае 2014 года в Вологодской области в 4-ых классах, по словам заведующей лабораторией обеспечения реализации ФГОС НОО АОУ ВО ДПО «Вологодский институт развития образования З. Кокаревой, проводятся сразу два мониторинга: на уровне общеобразовательной организации (10 годовых контрольных работ (или тестов, или зачётов) по изученным предметам) и на уровне региона (мониторинг оценки качества знаний и умений, состоящий из 5 оценочных процедур), что является достаточно серьезной эмоциональной и физической нагрузкой на самих школьников.

Результаты проведенного Российской академией образования мониторинга в мае 2013 года по направлению «Личностные результаты» в 16 субъектах Российской Федерации среди учащихся 4-ых классов указывают на то, что большинство опрошенных четвероклассников (65%) с удовольствием бы остались дома, если бы в школе отменили уроки, что может указывать на психоэмоциональную перегрузку учащихся, поскольку по тем же результатам мониторинга для большинства учащихся важно мнение и отношение учителя (на вопрос «Тебя очень беспокоит, что учитель будет недоволен, если ты не справишься с контрольной работой» большинство опрошенных (83,4%) ответили «да»).

Согласно выводам, сделанным по результатам мониторинга самими специалистами Российской академии образования, значительное место в структуре мотивации опрошенных четвероклассников занимает стремление избежать неприятностей. Это говорит о том, что школьники имеют опыт переживания негативных эмоций в случае недовольства взрослых. Как отмечалось выше 83,4% опрошенных испытывают страх перед недовольством учителя, 69,9 % боятся опозорить класс, что также связано с установками, которые формируют учителя. Четвертая часть учащихся (25,9%) согласны с тем, что дети ходят в школу, потому что заставляют родители. При этом более половины опрошенных учащихся (64,7%) указывает на то, что им трудно получать такие оценки, каких ждут родители. Это становится причиной тревоги у детей, страха совершить ошибку и острых эмоций в ситуации, когда успех ниже ожидаемого.

Следовательно, в субъектах должна быть разработана единая система проведения мониторинга на разных уровнях с тем, чтобы оценочных процедур было оптимальное количество, они не дублировали, а взаимодополняли друг друга и никоим образом не сказывались негативно на снижении мотивации учащихся к учебной деятельности и психоэмоциональном состоянии школьников.

Примеры мониторинга на муниципальном уровне - Мониторинг реализации в 2012 - 2013 учебном году федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования в общеобразовательных учреждениях города Новосибирска (http://nookogcro.nios.ru/index.php/13-2011-01-19-06-25-59/241-otchet-fgos-noo), мониторинговое исследование «Оценка готовности учащихся 1-х классов  общеобразовательных учреждений округа к обучению в школе» (МБУ «Старооскольский центр оценки качества образования», http://oskoluno.ru/index.php?option=com_content&view=article&id=127&Itemid=110). Примеры моделей мониторинга - http://www.akipkro.ru/allnews/akipkronews/5150-20131121-8.html ( МОУ «Егорьевская СОШ» Алтайский край), http://school9irbit.ucoz.ru/index/lokalnye_akty_shkoly/0-6 (Ирбитская средняя общеобразовательная школа №9 Свердловская область)