Целями мероприятий по формированию общероссийского кадрового ресурса для ведущих консультантов в области развития образования является обеспечение основного резерва высококвалифицированных специалистов, способных оказывать эффективные консультационные услуги работникам системы образования разного уровня, и использование личностного и профессионального потенциала специалистов в соответствии со стратегией развития системы образования.
08.10.2013Целями мероприятий по формированию общероссийского кадрового ресурса для ведущих консультантов в области развития образования является обеспечение основного резерва высококвалифицированных специалистов, способных оказывать эффективные консультационные услуги работникам системы образования разного уровня, и использование личностного и профессионального потенциала специалистов в соответствии со стратегией развития системы образования.
К механизмам формирования кадрового ресурса, влияющим на эффективность, следует отнести:
• отбор кандидатов на обучение ведущих консультантов;
• содержание обучения ведущих консультантов: направления подготовки, распределение времени подготовки и содержание программ подготовки и организация стажировок ведущих консультантов;
• деятельность стажировочных площадок по формированию кадрового ресурса ведущих консультантов по вопросам развития образования.
Отбор кандидатов на обучение ведущих консультантов
Процесс отбора кандидатов для обучения регламентируется документами, в которых определены следующие должности кандидатов для обучения:
• специалисты региональных органов управления образованием;
• специалисты муниципальных органов управления образованием;
• преподаватели институтов повышения квалификации работников образования и институтов развития образования;
• преподаватели учреждений дополнительного профессионального образования;
• эксперты по развитию образования.
Помимо этого кандидаты должны иметь высшее педагогическое образование и опыт работы в должности не менее двух лет. Рекомендуемый возраст обучаемых 40-50 лет. Также необходимо, чтобы кандидат был готов вести консультационную деятельность (у него имелось наличие ресурса времени, личная мобильность, способность эффективно решать поставленные задачи).
Вместе с тем сегодня обучение преимущественно проходят руководители учреждений образования (директора и их заместители), руководители органов управления образованием. Среди образовательных учреждений, представители которых прошли обучение, преобладают средние общеобразовательные школы. Обоснованием для зачисления на обучение является участие ОУ в федеральных и региональных образовательных проектах.
Содержание обучения ведущих консультантов
Для обучения ведущих консультантов было разработано 12 образовательных программ для подготовки ведущих консультантов по вопросам развития образования, которые объединяют в общей сложности 45 модулей. Эти программы построены с учетом отдельных направлений модернизации российского образования, также они относятся к разным уровням образования и учитывают специфику деятельности ведущего консультанта, который выступает в разных ролевых позициях (эксперт/специалист, диагностик, ведущий партнер в командной работе, обучающий). Нормативный срок освоения этих программ колеблется от 72 часов с режимом обучения 36 часов и обучением с частичным отрывом от работы или без отрыва от работы, 36 часов и до 18 часов.
Программа дополнительного профессионального образования для очно-дистанционного обучения по формированию общероссийского кадрового ресурса для ведущих консультантов в области развития образования, разработанная на основе ОП предполагает 144 часа и включает в себя все 12 ОП в виде разделов программы ДПО.
Для обеспечения стажировок ведущих специалистов разработаны образовательные программы и учебные планы ДПО для очного обучения стажеров – ведущих консультантов по курсам: «Создание автономных учреждений образования и управления ими», «Инновационные образовательные технологии», «Менеджмент в образовании», рассчитанные на 72 часа.
Деятельность стажировочных площадок по формированию кадрового ресурса ведущих консультантов по вопросам развития образования
Обучение ведущих специалистов и организация их стажировок обеспечивается стажировочными площадками по формированию кадрового ресурса. Деятельность площадок осуществляется в виде дистанционных и очных форм обучения (в том числе с использованием ИКТ). Мероприятия, направленные на профессиональное развитие специалистов (семинары, коллоквиумы, конференции, видеоконференции, семинары-совещания, стажировки и др.) предусматривают и выезды тьюторов и сотрудников стажировочной площадки в другой регион.
Анализ эффективности
Ключевыми условиями эффективности подготовки специалистов к управлению качеством образования выступают:
1. Комплексный подход к организации подготовки, предусматривающий сочетание образовательной, научно-методической, научно-исследовательской, консультационной деятельностей в образовательной организации.
2. Преемственность и непрерывность работы образовательных организаций по подготовке специалистов к управлению качеством образования.
3. Стандартизация содержания подготовки.
4. Информационная открытость.
5. Межвузовская кооперация и сетевое взаимодействие в развитии систем менеджмента качества образования и подготовки.
6. Международное сотрудничество, внешняя оценка.
Определяя эффективность формирования кадрового ресурса, следует рассмотреть, в каком механизме реализуются выше перечисленные условия.
Обеспечение обучения ведущих консультантов требует наличия условия 1, 3 и 6.
Деятельность стажировочных площадок по формированию кадрового ресурса ведущих консультантов по вопросам развития образования определена соблюдениями условий 1,2,4,5,6.
Для отбора кандидатов на обучение ведущих консультантов важным является участие ОУ в федеральных и региональных образовательных проектах, что определяется условием 5.
Таким образом деятельность стажировочных площадок как механизм формирования кадрового ресурса ведущих консультантов по вопросам развития образования имеет наибольшее количество условий, влияющих на эффективность подготовки. Это позволяет называть деятельность стажировочных площадок более эффективным механизмом по сравнению с отбором кандидатов. Обеспечение обучения в условиях комплексного похода к подготовке, стандартизации содержания и международного сотрудничества позволит повысить эффективность данного механизма в реализации всего мероприятия.