Экспертно-аналитические материалы

Опыт аккредитации экспертов и экспертных организаций в контексте образовательной системы Германии

В продолжение цикла статей об опыте аккредитации экспертов и экспертных организаций рассмотрим опыт в контексте образовательной системы Федеративной Республики Германии.

12.11.2014

В продолжение цикла статей об опыте аккредитации экспертов и экспертных организаций рассмотрим опыт в контексте образовательной системы Федеративной Республики Германии.

В системе образования этой страны значительную роль играет Министерство просвещения, которое регулирует деятельность высших учебных заведений. В Германии сильны традиции государственного контроля за деятельностью высшей школы, а сами профессора и преподаватели являются государственными служащими. Соответственно, подходы к аккредитации существенно отличаются от американских.

Какова же сейчас система аккредитации высшего образования Федеративной Республики Германии, и каковы ее особенности и механизмы? Сразу заметим, что центральная проблема – выработка сопоставимых стандартов качества образовательных программ и институтов, а также совершенствование образовательных предложений. Решением этой проблемы и занимаются Совет по аккредитации и Фонд по аккредитации.

Под аккредитацией при этом понимается процесс проверки качества образования внешними по отношению к данному образовательному учреждению, экспертами. В состав Совета входят представители вузов, работодателей, студентов, эксперты в области международного образования, а также государственные (федеральные и земельные) чиновники. Совет имеет руководящий орган. Задача Совета – юридическое истолкование законодательных актов в области образования (например, комментарии к статьям, учитывающие проблемы согласования различных законодательных актов в применении к конкретным ситуациям).

В состав Фонда входят только представители вузов и организации «Конференция ректоров высших учебных заведений Германии», которая имеет много сходств с ассоциацией классических университетов России, но охватывает все типы вузов, позволяя системе высшего образования выступать консолидированной силой. Ее голос очень весом в Германии.

Задачами Фонда являются:

создание общих структурных условий сопоставления качества образования в Германии;

выдача лицензий агентствам на аккредитативную деятельность, контроль за этой деятельностью и создание условия для соревновательности агентств;

оптимизация европейского процесса гармонизации образования в Европе и расширение возможностей международного сотрудничества вузов Германии;

создание условий равного доступа к высококачественному образованию для всех граждан Германии (особенно для меньшинств, женщин и т.д.).

Сама аккредитация образовательных программ и Вузов осуществляется независимыми агентствами, которые уполномочены Фондом аккредитации.

Кроме того, немецкое общество по экспертному оцениванию представляет собой общественную организацию, призванную способствовать профессионализации экспертизы, объединению ее различных перспектив, а также взаимному информированию заинтересованных сторон. В 2005 году обществом были вынесены на обсуждение стандарты экспертного оценивания. И уже к концу 90-х годов по мере накопления северными вузами страны опыта проведения экспертизы, а также ее организации университетами южных и центральных районов Германии были сформулированы принципы экспертной деятельности в сфере высшего образования. Одним из основных принципов был определен принцип дискурсивности.

Дискурсивность или диалоговый характер экспертного оценивания означает выстраивание поля интенсивного диалога на самых различных уровнях: внутри вуза с разными участниками; вне вуза обмен мнениями с другими университетами и избранными внешними экспертами. Точка приложения главных усилий вуза фиксируется на задачах: нахождения общих принятых ценностей, позиций и определения вариантов и возможностей реализации полученных выводов. Способность университета вести разноплановые диалоги рассматривается как фактор укрепления статуса, усиления влияния вуза.

В тоже время, в Германии уважительное отношение к участникам означает не только вежливость и ценностное общение со всеми участниками, но и заключение официального письменного соглашения о том, что, как, кем и когда будет проверяться. Экспертиза должна быть так спланирована и проведена, чтобы не нарушать безопасность, достоинство и права вовлеченных в нее лиц. Важной является ориентация на четкое выявление сильных и слабых сторон анализируемых процессов преподавания и учения в вузе. При этом оценки должны отражать непредвзятые, не отягощенные статусной принадлежностью, личными симпатиями экспертов. Результаты экспертизы должны быть максимально доступны всем ее участникам.

Рассмотрим особенности системы аккредитации образовательных организаций высшего образования в Германии.

1. Существенный контроль в организации и осуществлении аккредитационной деятельности со стороны государства, в отличие от США.

2. Оценка деятельности образовательных организаций касается, прежде всего, образовательных организаций, поддерживаемых органами государственной власти, в том числе на уровне федеральных земель (например, аккредитационное агентство Zeva, поддерживаемое министерством финансов Нижней Саксонии).

3. Оценка осуществляется независимыми организациями, в состав которых входят представители государственных министерств и ведомств.

4. Деятельность различных аккредитационных объединений регулируется на национальном уровне Фондом по аккредитации учебных программ.

5. Национальные аккредитационные агентства входят в структуру Европейской сети аккредитационных агентств и инженерных ассоциаций, которая непосредственно взаимодействует с Европейской комиссией по вопросам обеспечения качества образования.

6. Национальные аккредитационные агентства Германии тесно взаимодействуют с аналогичными объединениями в Австрии, Швейцарии, участвуют в выработке критериев и стандартов образования для стран Центральной и Восточной Европы.

7. Все большую роль в системе аккредитации Германии играют общеевропейские аккредитационные ассоциации (Европейская ассоциация по обеспечению качества высшего образования, Европейский консорциум по аккредитации в сфере высшего образования, Европейский институт по обеспечению качества образования).

Ведущую роль в организации процесса аккредитации играют "Стандарты и рекомендации по обеспечению качества в Европейском пространстве высшего образования", разработанные Европейской ассоциацией по обеспечению качества высшего образования (ENQA).

По состоянию на июль 2014 г. Фондом по аккредитации учебных программ были аккредитованы следующие основные аккредитационные агентства:

Институт аккредитации, сертификации и качества (ACQUIN);

Агентство по аккредитации для изучения программ в области специального образования, ухода, здравоохранения и социальной работы (AHPGS);

Агентство по обеспечению качества аккредитации учебных программ (AQAS);

Агентство по аккредитации учебных программ в области инженерии, информатики, естественных наук и математики (ASIIN);

Фонд международного бизнес-администрирования и аккредитации (FIBAA);

Центральное агентство по оценке и аккредитации Ганновера Zeva.

На рисунке 1 изображено взаимодействие аккредитационых агентств Германии по направлениям специализированной и региональной аккредитации.

Рисунок 1 - Взаимодействие аккредитационых агентств Германии

Рассмотрим на примере деятельности одного из наиболее компетентных влиятельных агентств оценки качества образования в Германии процесс аккредитации экспертов и экспертных организаций в Германии. Это - Агентство по аккредитации учебных программ в области инженерии, информатики, естественных наук и математики (ASIIN).

Следует подчеркнуть, что ASIIN – авторитетное Аккредитационное Агентство Европы было создано в 2002 году путем слияния аккредитационного агентства по инженерным программам и информатике и Аккредитационного Агентства по химии, биохимии и химической инженерии, который был расширен далее включением программ по естественным наукам и математике.

ASIIN в своем составе удачно сочетает присутствие представителей науки и академических учреждений, представителей бизнеса и индустрии в качестве своих профессиональных экспертов, осуществляющих аккредитационную оценку. Аккредитационное Агентство ASIIN входит в Европейскую сеть аккредитации инженерного образования ENAEE, Европейскую химическую тематическую сеть ассоциации ECTNA и EURO- INF Project в сфере информатики.

Понятие качества в ASIIN рассматривается через оценку образовательных программ не в изоляции, а в динамике и через восприятие обучающихся в рамках конкретной образовательной программы. ASIIN считает, что качество достигается, по тому, как функционирует образовательный процесс, как сочетаются его элементы, и как реализуются поставленные задачи по специальности.

Целью деятельности ASIIN является разработка аккредитационных программ по следующим направлениям подготовки: инженерная механика, электротехника, геодезия, информатика, физическое материаловедение, промышленное строительство, экономическая кибернетика, бизнес-администрирование, химическая технология.

Деятельность ASIIN направлена на повышение качества подготовки в университетах и других образовательных организациях в Германии и за рубежом. Особенность формирования итоговой оценки по результатам экспертизы заключается в вынесении рекомендаций по улучшению качества образования в той или иной организации. Также ASIIN проводит подготовку экспертов по контролю качества образования, проведение консультаций по вопросам обеспечения качества предоставляемых услуг.

Эксперты ASIIN отбираются из числа специалистов, имеющих многолетний опыт работы в области внешнего контроля качества преподавания и обучения, в частности, из числа специалистов по оценке качества образования ведущих университетов или региональных аккредитационных агентств. Значительное место в работе экспертов занимает проведение обучающих семинаров по вопросам повышения качества образования. Назначение на должность эксперта происходит по результатам личного собеседования на основании резюме кандидата. Таким образом, в организации формируется реестр экспертов, которые могут быть привлекаемыми для работы по аккредитации в отдельных случаях. Эксперты ASIIN должны иметь рекомендации из организаций-членов и сторонних организаций в Германии и Европе (например, рекомендации ассоциаций преподавателей, профессиональных сообществ, промышленных организаций, ассоциаций социального партнерства). Резюме претендентов без соответствующих рекомендаций, как правило, не рассматриваются.

По отношению к экспертам выдвигаются следующие требования:

• профессиональный опыт и теоретические знание в области управления качеством;

• опыт в реализации аккредитационных программ и сертификации;

• знание международных подходов и принципов проведения аккредитации и сертификации образовательных программ;

• знание особенностей современного рынка труда.

Экспертные группы несут ответственность по следующим направлениям экспертизы:

• рассмотрение документов, представленных образовательной организацией;

• посещение соответствующих образовательных организаций в соответствии с разработанными правилами;

• оценке деятельности образовательной организации и подготовке доклада о результатах экспертизы;

• разработки рекомендаций в отношении аккредитации для компетентной аккредитационной комиссии.

Основная роль в деятельности ASIIN отводится Комитету по сертификации, который решает следующие задачи: разработка принципов и стандартов для сертификации отдельных курсов, формирование аудиторских групп для проверки реализации программ аккредитации и сертификация отдельных курсов. Хочется отметить, что Сертификат ASIIN приложим ко всем образовательным программам, связанным с компьютерными науками, технологией и естественными науками. Кроме того, метод экспертизы в ASIIN характеризуется сочетанием самообследования и внешней оценки с последующей реализацией предлагаемых рекомендаций.

Агентство ASIIN является зарегистрированным объединением в соответствии с законодательством Федеративной Республики Германии. Объединение финансируется многочисленными организациями, главной задачей которых является качество высшего образования. К ним относятся ассоциации университетов и специальных высших учебных заведений, промышленные объединения, отраслевые сообщества, профессиональные, деловые и торговых организации и ассоциации, а также профсоюзы.

Наряду с активностью в Германии, ASIIN с самого начала принимает участие в интернациональных и европейских проектах в области качества высшего образования и является членом-координатором многих европейских и международных организаций, в частности, в 2006 году ASIIN стал членом-учредителем Европейской сети аккредитационных агентств и инженерных ассоциаций (ENAEE).

В целом, процедура оценивания деятельности высшей школы, безусловно, необходима как для самих участников образовательного процесса, так и для государства, финансирующего вузы. Сегодня, когда на передний план выступает задача развития и стимулирования инновационной ориентации учебного заведения как важного показателя качества его деятельности, меняется сам характер и методы экспертизы. Среди последних преобладают методы гуманитарной исследовательской практики – наблюдение, интервьюирование, беседы, анализ текстов, дискуссии, диалоги.

Подводя итоги, заключаем, что в образовательной системе Федеративной Республики Германии накоплен значительный опыт аккредитации экспертов и экспертных организаций, которые являются влиятельными субъектами образовательной политики.