Модель аккредитации экспертов и экспертных организаций, привлекаемых для оценки качества образования и сертификации профессиональных квалификаций на данный момент находится еще в состоянии становления и развития системы оценки качества образования.
25.08.2015Модель аккредитации экспертов и экспертных организаций, привлекаемых для оценки качества образования и сертификации профессиональных квалификаций на данный момент находится еще в состоянии становления и развития системы оценки качества образования. Наиболее сложным при этом является интеграции результатов оценки качества профессионального образования, осуществляемой работодателями, в систему государственного контроля качества образования. Если бы такая интеграция состоялась, в развитии системы оценки можно достичь значительных результатов.
Сегодня вопросы привлечения экспертов и экспертных организаций к оценке качества образования и сертификации профессиональных квалификаций приобретают принципиальный характер. Это обусловлено принятием соответствующих нормативно-правовых актов, в том числе и по вопросам аккредитации.
В настоящее время на территории Российской Федерации ведутся следующие реестры экспертов:
1. Реестр аккредитованных лиц
2. Реестр экспертов по аккредитации
3. Реестр экспертных организаций
4. Реестр технических экспертов
Реестр аккредитованных лиц включает в себя информацию о физических и юридических лицах:
• экспертах, привлекаемых для проведения аккредитационной экспертизы;
• экспертных организациях, привлекаемых для проведения аккредитационной экспертизы:
Реестр ведется аккредитационными органами на электронных носителях на русском языке путем внесения в реестр реестровых записей.
Открытая часть реестра размещается на официальном сайте Рособрнадзора в разделе «Государственная аккредитация».
В соответствии с приказом Минобрнауки России от 20.05.2014 № 556 «Об утверждении квалификационных требований к экспертам, требований к экспертным организациям, порядка их аккредитации, в том числе порядка ведения реестра экспертов и экспертных организаций, порядка отбора экспертов и экспертных организаций для проведения аккредитационной экспертизы» открытая часть реестра содержит следующие сведения:
об экспертах:
а) фамилия, имя, отчество;
б) дата и номер распорядительного акта аккредитационного органа об установлении полномочий физического лица в качестве эксперта;
в) срок действия аккредитации эксперта;
г) уровень образования, укрупненная группа профессий, специальностей и направлений подготовки (для профессионального образования), в отношении которых эксперту установлены полномочия для проведения аккредитационной экспертизы;
д) сведения о прекращении полномочий эксперта.
об экспертных организациях:
а) полное и сокращенное наименования организации и государственный регистрационный номер записи о создании юридического лица;
б) дата и номер распорядительного акта аккредитационного органа об аккредитации экспертной организации;
в) срок действия аккредитации экспертной организации;
г) уровень образования, укрупненная группа профессий, специальностей и направлений подготовки (для профессионального образования), в отношении которых экспертной организации установлены полномочия для проведения аккредитационной экспертизы;
д) сведения о прекращении полномочий экспертной организации.
Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» устанавливает, что государственная аккредитация образовательной деятельности проводится по результатам аккредитационной экспертизы, которая основана на принципах объективности ее проведения и ответственности экспертов за качество ее проведения.
Эксперт — физическое лицо, имеющее необходимую квалификацию в области заявленных для государственной аккредитации образовательных программ, включенное в реестр экспертов и экспертных организаций.
В соответствии со статьей 92 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» аккредитационный орган осуществляет аккредитацию экспертов и ведение на электронных носителях реестра экспертов. Реестр размещается аккредитационным органом на его официальном сайте в сети «Интернет».
На основании документов, представленных претендентом, и результатов квалификационного экзамена претендента аккредитационная комиссия принимает одно из следующих решений:
а) об установлении полномочий физического лица в качестве эксперта по проведению аккредитационной экспертизы (с указанием уровня образования, укрупненной группы профессий, специальностей и направлений подготовки (для профессионального образования));
б) об отказе в установлении полномочий физического лица в качестве эксперта по проведению аккредитационной экспертизы. Повторное рассмотрение вопроса об установлении полномочий физического лица в качестве эксперта проводится по заявлению претендента не ранее чем через один год после отказа в установлении полномочий физического лица в качестве эксперта.
В соответствии с решением комиссии аккредитационный орган не позднее 30 рабочих дней со дня приема заявления издает распорядительный акт об установлении полномочий физического лица в качестве эксперта или об отказе в установлении полномочий физического лица в качестве эксперта.
Распорядительный акт аккредитационного органа о прекращении полномочий эксперта издается в течение трех рабочих дней со дня принятия комиссией соответствующего решения.
Распорядительный акт об установлении полномочий физического лица в качестве эксперта или о прекращении полномочий эксперта является основанием для включения сведений в реестр.
Полномочия физического лица в качестве эксперта устанавливаются сроком на 3 года.
Порядок ведения такого реестра утвержден приказом Минобрнауки России от 20.05.2014 № 556 «Об утверждении квалификационных требований к экспертам, требований к экспертным организациям, порядка их аккредитации, в том числе порядка ведения реестра экспертов и экспертных организаций, порядка отбора экспертов и экспертных организаций для проведения аккредитационной экспертизы».
Реестр экспертов, привлекаемых для проведения аккредитационной экспертизы, ведется аккредитационными органами на электронных носителях на русском языке путем внесения в реестр реестровых записей.
Реестр состоит из двух разделов:
1) сведения об экспертах, являющиеся открытыми и общедоступными для ознакомления с ними физических и юридических лиц на официальном сайте аккредитационного органа в сети «Интернет» (открытая часть реестра);
2) сведения об экспертах, являющиеся закрытыми для ознакомления с ними физических и юридических лиц и являющиеся доступными для определенного аккредитационным органом круга лиц (закрытая часть реестра).
Открытая часть реестра содержит следующие сведения об экспертах:
а) фамилия, имя, отчество ;
б) дата и номер распорядительного акта аккредитационного органа об установлении полномочий физического лица в качестве эксперта;
в) срок действия аккредитации эксперта;
г) уровень образования, укрупненная группа профессий, специальностей и направлений подготовки (для профессионального образования), в отношении которых эксперту установлены полномочия для проведения аккредитационной экспертизы;
д) сведения о прекращении полномочий эксперта.
Закрытая часть реестра содержит следующие сведения об экспертах:
а) наименование субъекта Российской Федерации, в котором зарегистрирован по месту жительства или месту пребывания эксперт;
б) номер телефона, а также номер факса и адрес электронной почты (при наличии);
в) наличие формы допуска к сведениям, составляющим государственную тайну;
г) текущее место работы, занимаемая должность;
д) сведения о проведенных экспертом аккредитационных экспертизах (при наличии), заполняемые по форме, устанавливаемой аккредитационным органом.
В настоящее время в реестре экспертов, опубликованном на сайте Рособрнадзора, внесено 2246 записей об аккредитованных экспертах.
Сведения вносятся в реестр в течение трех рабочих дней со дня издания распорядительного акта аккредитационного органа об установлении полномочий физического лица в качестве эксперта или о прекращении полномочий эксперта.
Включение сведений в реестр осуществляется с учетом требований законодательства Российской Федерации о защите государственной тайны и персональных данных.
К проведению аккредитационной экспертизы наряду с экспертами, являющиеся физическими лицами, могут привлекаться и экспертные организации, соответствующие установленным требованиям и имеющие аккредитацию аккредитационного органа.
Экспертная организация — юридическое лицо, соответствующее установленным Минобрнауки России требованиям, включенное в реестр экспертов и экспертных организаций.
Под техническими экспертами понимаются эксперты научно-технической сферы. Технические эксперты могут привлекаться для оценки качества образования и сертификации профессиональных квалификаций.
Федеральный реестр экспертов научно-технической сферы формируется в целях повышения эффективности управленческих решений, принимаемых Минобрнауки России, за счет широкого использования научного и практического потенциала ведущих ученых и специалистов при проведении экспертно-аналитических исследований по их обоснованию. Федеральный реестр экспертов предназначен для создания и организации работы экспертного сообщества по ключевым вопросам развития научно-технологического комплекса Российской Федерации.
Основная задача Федерального реестра экспертов научно-технической сферы — привлечение ведущих ученых и специалистов для проведения объективных и компетентных экспертно-аналитических исследований в интересах формирования и реализации научно-исследовательских, опытно-конструкторских, технологических и инновационных проектов и программ федерального, регионального и отраслевого уровней, а также по другим актуальным вопросам развития научно-технологического комплекса Российской Федерации.
Федеральный реестр экспертов формируется, ведется и актуализируется Федеральным государственным бюджетным научным учреждением «Научно-исследовательский институт — Республиканский исследовательский научно-консультационный центр экспертизы» (ФГБНУ НИИ РИНКЦЭ).
На текущий момент в Федеральным реестре аккредитовано 3910 экспертов.
В рамках работа над проектом «Разработка и внедрение модели аккредитации экспертов и экспертных организаций для включения в реестр экспертов и экспертных организаций, привлекаемых для оценки качества образования и сертификации профессиональных квалификаций» были подготовлены методические рекомендации по организационному обеспечению модели аккредитации экспертов и экспертных организаций, привлекаемых для оценки качества образования и сертификации профессиональных квалификаций.
Рекомендуется, чтоб эксперты, привлекаемые к оценке качества образования и сертификации профессиональных квалификаций, были аккредитованы аккредитационным органом.
Порядок аккредитации экспертов установлен приказом Минобрнауки России от 20.05.2014 № 556 «Об утверждении квалификационных требований к экспертам, требований к экспертным организациям, порядка их аккредитации, в том числе порядка ведения реестра экспертов и экспертных организаций, порядка отбора экспертов и экспертных организаций для проведения аккредитационной экспертизы».
Аккредитация экспертов осуществляется аккредитационными органами в соответствии с квалификационными требованиями (требованиями), установленными Министерством образования и науки Российской Федерации.
Выполняются 2 вида аккредитации:
• аккредитация в целях установления полномочий физического лица в качестве эксперта;
• аккредитация в целях установления полномочий юридического лица в качестве экспертной организации.
Предложения по организационно-техническому и информационно-аналитическому сопровождению экспертных работ и подготовки материалов по результатам работы экспертной группы
В настоящее время работа экспертных групп является весьма трудоемкой и составление отчетов по проведению аккредитационной экспертизы является сложной задачей. Так например, «Методические рекомендации по проведению аккредитационной экспертизы в отношении основных образовательных программ» имеют объем 175 страниц, большая часть из которых являются таблицами и формами, заполняемыми экспертами в ходе аккредитационной экспертизы.
Кроме того такого рода рекомендации достаточно часто подвергаются существенному пересмотру, что затрудняет как самоподготовку, так и подготовку экспертов к визиту в образовательные организации.
В связи с этим можно сделать следующие предложения по организационно-техническому и информационно-аналитическому сопровождению экспертных работ и подготовки материалов по результатам работы экспертной группы:
• включение в состав экспертной группы технического специалиста, которые не будет участвовать в подготовке экспертного заключения. Его задачей являются технические и методические вопросы по заполнению документов экспертов. Технический специалист должен быть знаком с методикой проведения экспертизы, формой и содержанием отчетных документов;
• разработка электронных форм, предлагаемых экспертам для заполнения, на основе которых могут быть сгенерированы в автоматизированном режиме отчетные документы по результатам аккредитационной экспертизы. Данные электронные формы могут быть частично заполнены соответствующими сведениями об аккредитуемой образовательной программе из информационной системы аккредитационного органа (например, код и наименование программы, полное наименование образовательной организации).
При выполнении организационно-технического и информационно-аналитического сопровождения экспертных работ и подготовки материалов по результатам работы экспертной группы предлагается реализация следующих принципов:
• принципа соответствия полномочий и ответственности работников управления месту в иерархии, подразумевающего строгое выполнение все работ с утвержденными административными регламентами и должностными инструкциями сотрудников;
• принципа разделения труда на отдельные функции и специализации работников по выполняемым функциям означает строгое соблюдение «Методических рекомендаций по проведению аккредитационной экспертизы в отношении основных образовательных программ»;
• принципа формализации и стандартизации деятельности, обеспечивающего однородность выполнения работниками своих обязанностей и скоординированность различных задач;
• принципа обезличенности выполнения работниками своих функций означает соблюдение экспертами объективности и беспристрастности при проведении аккредитационной экспертизы в соответствии с заданием аккредитационного органа;
• принципа квалификационного отбора в строгом соответствии с квалификационными требованиями, то есть аккредитация экспертов в соответствии с квалификационными требованиями и номинация экспертов в экспертные группы в соответствии с порядком отбора экспертов и экспертных организаций для проведения аккредитационной экспертизы, утвержденными приказом Минобрнауки России от 20.05.2014 № 556 «Об утверждении квалификационных требований к экспертам, требований к экспертным организациям, порядка их аккредитации, в том числе порядка ведения реестра экспертов и экспертных организаций, порядка отбора экспертов и экспертных организаций для проведения аккредитационной экспертизы».
Для совершенствования информационного и организационно-технического сопровождения аккредитации экспертов и экспертных организаций предлагается реализация следующих возможностей:
• проведение квалификационного экзамена в устной и письменной форме с использованием дистанционных технологий (в режиме видеоконференции), что позволит сократить транспортные расходы претендентов;
• использование тестирования не только при проведении квалификационного экзамена, но и с целью самоподготовки претендентов;
• организация опроса образовательных организаций об оценке работы эксперта при проведении аккредитационной экспертизы и учет результатов при принятии решения об аккредитации экспертов.
Для создания системы подготовки экспертов необходимой квалификации для оценки качества образования и сертификации профессиональных квалификаций необходимо вести реестр аккредитованных экспертов и экспертных организаций, привлекаемых для оценки качества образования и сертификации профессиональных квалификаций.