Экспертно-аналитические материалы

Организационные условия и ресурсы для повышения эффективности реализации комплекса мер по модернизации региональных систем образования в образовательных учреждениях регионов

Повышение эффективности предоставления образовательных услуг в рамках проекта модернизации региональных систем общего образования связано с решением широкого спектра задач

19.11.2013

Повышение эффективности предоставления образовательных услуг в рамках проекта модернизации региональных систем общего образования связано с решением широкого спектра задач:

• повышение заработной платы педагогов;

• обеспечение качественных условий обучения;

• развитие материально-технической базы школ;

• решение проблем малокомплектных школ в сельской местности;

• модернизация базовых школ и создание центров дистанционного образования;

• подготовка, переподготовка и повышение квалификации учителей и руководителей школ;

• комплектование школьных библиотек;

• обеспечение открытости работы школ для общества;

• формирование здорового образа жизни человека и др.

То есть, сегодня перед региональными образовательными системами открывается серьезный пласт работы, в том числе по разработке стратегических направлений деятельности, развитию механизмов и технологий повышения эффективности работы, созданию условий для реализации идей модернизации образования в целом.

Говоря об организационных и ресурсных условиях для повышения эффективности работы образовательных учреждений, необходимо, прежде всего, остановиться на самом понятии эффективности в данном аспекте. Это комплексное понятие, включающее в себя совокупность факторов, обеспечивающих продуктивность работы образовательных учреждений.

В частности, под этим подразумевается эффективность использования вложенных средств, а значит, получение наибольших результатов с наименьшими ресурсными затратами. Здесь мы говорим об организационно-экономических инструментах, которые позволяют в условиях меняющейся образовательной среды, тенденций ее развития минимизировать издержки и добиться наибольшего выхода. Но этот показатель отражает только одну сторону работы образовательных учреждений регионов – экономическую. Однако эффективность подразумевает и ряд других показателей.

Летом 2013 года методические рекомендации по разработке показателей эффективности работы образовательных учреждений, их руководителей и персонала были актуализированы Министерством образования и науки Российской Федерации. Было выделено 17 примерных направлений для разработки показателей эффективности деятельности руководителей образовательных учреждений и 10 – для подготовки таких показателей для деятельности педагогических работников.

Что имеется в виду под показателями эффективности для руководителя образовательной организации?

Для образовательного учреждения это:

• соответствие его деятельности требованиям законодательства в сфере образования;

• функционирование системы государственно-общественного управления;

• удовлетворенность населения качеством образовательных услуг  дополнительного образования;

• информационная открытость (наличие сайта, участие в процедурах независимой оценки качества образования);

• реализация мероприятий по профилактике правонарушений у  несовершеннолетних; 

• реализация социокультурных проектов;

• реализация мероприятий по привлечению молодых педагогов;

• реализация программ по работе с одаренными детьми;

• реализация программ по сохранению и  укреплению здоровья детей;

• организация физкультурно-оздоровительной и спортивной работы;

• создание условий для реализации обучающимися индивидуальных учебных планов;

• реализация программ дополнительного образования;

• реализация профильного обучения, предпрофильной подготовки;

• динамика индивидуальных образовательных результатов обучающихся;

• сохранность контингента в пределах одной ступени обучения;

• отношение среднего балла ЕГЭ (в расчете на 1 предмет) у 10 процентов выпускников с лучшими результатами ЕГЭ к среднему баллу ЕГЭ (в расчете на 1 предмет) у 10 процентов выпускников с худшими результатами ЕГЭ;

• результаты итоговой аттестации.

Если говорить о показателях эффективности для педагогических работников образовательных учреждений регионов, то это:

• реализация дополнительных проектов (экскурсионные и экспедиционные программы, групповые и индивидуальные учебные проекты обучающихся, социальные проекты, др.);

• организация системных исследований, мониторинга индивидуальных достижений обучающихся (или участие в них);

• динамика индивидуальных образовательных результатов;

• реализация мероприятии по взаимодействию с родителями обучающихся;

• участие и результаты участия учеников на олимпиадах, в конкурсах, соревнованиях и др.;

• участие в коллективных педагогических проектах;

• участие педагога в разработке и реализации основной образовательной программы;

• организация физкультурно-оздоровительной и спортивной работы;

• работа с детьми из социально неблагополучных семей;

• создание элементов образовательной инфраструктуры (оформление кабинета, музея и пр.).

Анализ влияния результатов реализации проекта по модернизации региональных систем общего образования на развитие системы образования России показал, что далеко не по всем направлениям деятельности образовательных учреждений эффективность находится на должном уровне. Многие сферы деятельности нуждаются в активизации и модернизации, а деятельность по некоторым направлениям – в корректировке для повышения ее продуктивности.

Так, одной из самых проблемных точек, напрямую касающихся повышения эффективности работы образовательных учреждений в регионах, является дефицит молодых кадров. По данным министра образования и науки Дмитрия Ливанова, в августе 2012 года дефицит учителей в российских школах составлял более 17 тысяч человек, при том, что в том же году начался демографический подъем, а значит, увеличилось число первоклассников, и оно будет расти дальше. По информации ведущего эксперта в области образования Сергея Комкова, нехватка учителей в регионах уже составляет около 40%.  Кроме того, как отметил Кирилл Митрофанов, руководитель независимой оценки качества образования ФИРО,  35-40% учителей в стране предпенсионного возраста, а по статистике, 70-75% молодых педагогов в первые два года уходят из школы.  Не секрет, что большая часть выпускников педагогических вузов не идет работать по специальности из-за низкой зарплаты.

Данные исследований подтверждают эту картину и делают ее более понятной.

Среднемесячная заработная плата в І квартале 2013 г. в 53 субъектах превысила среднемесячную заработную плату работников в целом по экономике. Но проблем в финансовом обеспечении педагогов остается немало. Так, по данным Росстата, 32 субъекта не довели среднюю зарплату педагогов общего образования до средней заработной платы в соответствующем регионе Российской Федерации за 1 квартал 2013 года. В ряде округов среднемесячная зарплата педагогов не достигает средней по экономике субъектов.

Еще одна проблемная точка – недостаточный уровень использования информационно-коммуникативных технологий, интернета в образовательном процессе и в повышении его эффективности. Из статистики видно, что многие, но далеко не все образовательные учреждения используют эти возможности.

По данным за 2012 год, наибольшее количество школ, имеющих доступ к сети Интернет, показано в ПФО. В четыре раза меньше школ, имеющих доступ к сети Интернет, находятся в Дальневосточном ФО – это худший показатель.

Рисунок 1 – Количество школ, имеющих доступ к сети Интернет, ед.

Большее внимание требуется уделить развития технологий дистанционного обучения как для детей-инвалидов, так и для других категорий учащихся, не имеющих возможности обучаться в очной форме. Отмечается нехватка квалифицированных учителей по ряду учебных предметов не только в сельских, но и в городских школах, что делает дистанционное обучение еще более актуальным. Дистанционное обучение помогло бы учащимся ликвидировать пробелы в знаниях или углубить свои знания в интересующих их областях.

Лидером по количеству школ, в которых организовано дистанционное обучение, является Приволжский ФО с показателями в 1307 школ. Эти данные больше чем в три раза превосходят худшего в данном вопросе – Дальневосточный ФО. Отметим, что планируемые показатели на 2013 год по всем округам превышают отчетные данные за 2012 год.

Рисунок 2 – Количество школ, в которых организовано дистанционное обучение, ед.

Что касается дистанционного обучения детей-инвалидов, то наилучшие показатели дает ПФО, наихудшие – Дальневосточный ФО.

Рисунок 3 – Численность детей-инвалидов, имеющих возможность обучаться дистанционно, чел.

Между тем, во всем мире информационные технологии – один из толчков для развития дистанционного образования и самообразования. В этом плане у российских образовательных учреждений еще очень большое поле для деятельности.

Говоря о негативных моментах снижения удовлетворенности современными условиями образования, важно сказать на существенный недостаток в свободном доступе школ в Интернет: около 50% в 2013 г. по сравнению с почти 37% в 2012 г. То же самое касается и ремонта общеобразовательных учреждений: около 60% в 2013 г. по сравнению с почти 45% в 2012 г.

Таким образом, эффективность деятельности образовательных учреждений регионов складывается из целого спектра показателей, каждый из которых имеет определенный вес и значимость. Рассматривая организационные условия и ресурсы для повышения эффективности необходимо иметь в виду системный подход, который позволит работать с причинно-следственными связями в образовательном процессе. Это даст возможность учесть различные аспекты работы образовательных учреждений, в том числе регион расположения, материальную базу,  квалификацию педагогического состава, широту и актуальность применяемых методик и инструменты, социально-культурные факторы т.д.

Подробнее остановимся на тех организационных условиях и ресурсах, которые помогут образовательным учреждениям регионов повысить эффективность деятельности.

Очевидно, что в современных условиях одну из главных ролей в повышении эффективности работы образовательных учреждений играет тиражирование успешного опыта одних регионов на другие. Чтобы такое транслирование опыта давало результаты, необходимо строго придерживаться условий тиражирования моделей, отбирать их по следующим критериям:

• актуальность – наработки должны соответствовать государственному и социальному заказу, потребностям общества, векторам развития региональной и федеральной образовательной политики, потребностям самих образовательных учреждений;

• новизна – имеется в виду рационализация технологий, модернизация наработок, использование абсолютно новых методов;

• продуктивность –  технологии должны давать измеримый результат: уровень обученности учащихся, их личностное развитие, показатели методработы, управленческой работы и так далее;

• воспроизводимость – пригодность тиражируемых технологий для массового использования в образовательных учреждениях.

Кроме того, чтобы повысить эффективность тиражирования успешных технологий, необходимо соблюдать определенные принципы такой трансляции:

• алгоритмичность и системность – развитие технологий на новом месте должно базироваться на системном подходе, алгоритме конкретных пошаговых действий;

• кейсовое обеспечение – для передачи опыта нужно использовать конкретные наработки, продукты, технологии, описывающие передаваемый опыт;

• структурное описание тиражируемого опыта – для этого можно использовать информационную карту, паспорт инновационной модели для тиражирования, чтобы опыт мог быть оперативно понят и внедрен на новом месте.

Важнейшим способом тиражирования успешного опыта повышения эффективности работы образовательных учреждений являются конкурсы педагогических инициатив, связанных с внедрением новых педагогических технологий. Такие конкурсы позволяют получить именно те инициативы, которые востребованы сегодня и отвечают приоритетным направлениям федеральной целевой программы развития образования на 2011-2015 годы. Более того, конкурсы помогают проституировать уже реализуемые инициативы и модернизировать их. Фактически конкурсы становятся сегодня способом создания региональной методической коллекции инновационных проектов информатизации образования, методик их использования и оценки эффективности их внедрения. Выявленные в рамках конкурса проекты могут тиражироваться и систематически использоваться как внутри образовательных учреждениях региона, так и за его пределами.

Еще один инструмент повышений эффективности работы образовательных учреждений в регионах – это активно развитие информационных ресурсов и технологий, в том числе как базы для тиражирования опыта. Под этим имеются в виду не только сайты образовательных учреждений – этого сегодня недостаточно. Мы подразумеваем развитие специальных хранилищ опыта, например, таких как «Единая коллекция образовательных ресурсов», сообщество «Открытого класса» и других. Развитие таких хранилищ на региональном уровне  поможет повысить заинтересованность педагогических работников в результатах актуальной образовательной деятельности, а также поможет объединить усилия науки и педагогов для тиражирования эффективного педагогического опыта.

Невозможно также повысить эффективность работы образовательных учреждений без активизации использования современных информационно-коммуникативных технологий. Не секрет, что учащиеся сегодня во многом живут в виртуальной реальности, молодые родители активно пользуются достижениями современных технологий, поэтому образовательные учреждения должны идти туда, где присутствует их аудитория. Расширение вариантов использования информационно-коммуникативных технологий позволит сделать работу образовательных учреждений продуктивнее, прозрачнее, оперативнее. Такие технологии могут использоваться не только для взаимодействия, контактирования, но также для:

• расширения доступа к учебно-методической и научной базе;

• обучения не только учащихся, но и персонала;

• обеспечения оперативной консультационной поддержки;

• расширения спектра образовательных услуг для учащихся с ограниченными возможностями здоровья, а также для учащихся, проживающих в удаленных районах.

Как правило, сегодня образовательные учреждения довольно активно используют информационно-коммуникативные технологии в своей деятельности, но применение ИКТ можно расширить для повышения эффективности работы организаций, в частности использовать эти технологии для:

• повышения мотивации к самообразованию у учащихся и педагогов;

• повышения качества преподавания;

• расширения возможностей для исследовательской работы учащихся;

• обеспечения индивидуального подхода к обучению;

• развития дистанционного образования.

Что касается конкретных примеров пользы применения информационно-коммуникативных технологий для повышения качества работы образовательных учреждений, то это такие инструменты как:

• внедрение обучающих тренажеров для отработки всевозможных знаний и умений учащимися;

• создание баз знаний по различным профилям с возможностью поиска по базе;

• расширение демонстрационных возможностей для оживления образовательного процесса и улучшения усвоения материала;

• использование современного лабораторного оборудования для наглядности обучения;

• развитие взаимодействия сообщества учащихся и педагогов как  внутри учреждения, так и с другими образовательными учреждениями;

• формирование школьного и педагогического сообщества, а также его активизация.

Для повышения эффективности  реализации комплекса мер в образовательных учреждениях регионов особое значение приобретает также развитие единого информационного образовательного пространства. В современном мире информационных технологий уже нельзя представить, чтобы образовательные учреждения не могли взаимодействовать посредством новейших коммуникаций – быстро и открыто. Это не только поможет развить взаимодействие для обмена опытом, тиражирования наработок, но также поможет учреждениям заметно сократить организационные издержки, затраты на коммуникации и так далее.

В этом аспекте мы также отметить большую роль развития сетевого взаимодействия учреждений как внутри регионов, так и на федеральном уровне. Это направление работы является одним из базисов для активизации коммуникаций образовательных учреждений, для обновления их методической базы, методологии работы, оживления образовательной среды.

Чтобы сетевое взаимодействие было еще более эффективным, необходимо четко выстроить модель взаимодействия учреждений, а также повысить мотивацию педагогических работников, руководства учреждений для активного участия в этих процессах. Необходимо отойти от формального подхода к сетевому и информационному взаимодействию и внедрить актуальные организационные условия для такого партнерства учреждений.

Опять же отметим, что не последнюю роль в этом играет более активное вовлечение работников образовательных учреждений в использование информационных и новых коммуникационных технологий. Это значительно расширит возможности и способы сетевого взаимодействия, упростит и ускорит этот процесс, сделает его более интересным и полезным. В качестве инструментов повышения эффективности сетевого взаимодействия образовательных учреждений целесообразно использовать совместные научно-методические мероприятия образовательного сообщества из разных регионов, в частности, мастер-классы, вебинары, конференции и так далее.

Вспоминая о том, что организационные условия и ресурсы для повышения эффективности реализации комплекса мер в образовательных учреждениях регионов должны складываться в реально работающую систему, нельзя не отметить и продуктивность такого метода как развитие инновационных образовательных площадок. Такой подход позволяет решить одну из главных задач в деле повышения эффективности работы образовательных учреждений, а именно – развитие системной организационной поддержки тех образовательных учреждений и педагогов, которые реализуют и развивают лучшие педагогические практики. Именно за такими разработками сегодня будущее российского образования, поэтому их стимулирование должно иметь первостепенно значение.

Основная цель таких инновационных образовательных площадок – обеспечение модернизации и развития сферы образования с учетом перспектив и текущих направлений социально-экономического развития региона на долгосрочный период с учетом потребностей населений и направлений образовательной политики региона в частности, и страны в целом.

Что касается направлений деятельности таких региональных инновационных площадок, то это – разработка, апробация, внедрение и тиражирование:

• актуальных педагогических технологий, методических наработок;

• передовых моделей образовательного процесса;

• новых образовательных программ;

• новых методик и инструментов подготовки и переподготовки педагогических кадров;

• технологий вовлечения общественных институтов в развитие образования;

• инструментов взаимодействия образовательных учреждений как внутри сектора, так и с частным сектором, родителями, экспертами и т.д.

Образовательные инновационные площадки могут работать и в рамках инновационных образовательных госпрограмм, и в рамках проектов, созданных инициативными группами.

Чтобы тиражировать полученный в рамках работы инновационной площадки опыт, необходимо создать на базе площадки стажировочную площадку. Здесь целесообразно проводить стажировки специалистов образовательных учреждений, занимающихся тиражированием инновационного опыта.

Продолжая тему ресурсов для повышения эффективности реализации комплекса мер в образовательных учреждениях регионов, нельзя не сказать и о таком действенном ресурсе, как региональные службы комплексного сопровождения. Цель такой службы – психолого-педагогическое и медико-социальное сопровождение решения образовательных задач. Стоит отметить, что потенциал этого ресурса намного  выше, чем он реально задействуется. С привлечением таких региональных служб повышается эффективность реализации новых разработок, модернизации образовательной среды, внедрения инноваций и т.д. 

Как целесообразно развивать комплексное сопровождение? Оно реализуется психолого-педагогическими, медико-социальными службами образовательных учреждений и центрами, а также службами вне образовательных учреждений. При этом в школе ребенка сопровождают классные руководители, социальные педагоги, психологи, валеологи, медицинские работники, педагоги, занимающиеся программами предупреждения или решения проблем детей. Такие внутренние службы должны работать в партнерстве с внешними службами сопровождения – социальными и медицинскими службами, психологическими центрами и т.д. Целесообразно также развивать тесное взаимодействие служб сопровождения внутри сети образовательных учреждений и за ее пределами.

В рамках работы по сопровождению специалисты образовательного учреждения могут вести целый спектр работ: просвещение,  в том числе правовое и психологическое как детей, так и их родителей; медико-педагогическое просвещение по вопросам здорового образа жизни, информационное просвещение и т.д.

С каждым днем все большее значение для повышения эффективности реализации комплекса мер в образовательных учреждениях регионов  имеет развитие взаимодействий образовательных учреждений с родителями и общественностью, а также со средствами массовой информации. Речь идет, прежде всего, о более активном привлечении общественности к обсуждению образовательных инициатив и нововведений. Это позволит оперативно корректировать внедряемые разработки в соответствии с текущими требованиями общественности, потребностями общества в тех или иных образовательных процессах. 

Целесообразно также систематически отслеживать мнение и реакцию общественности на те или иные образовательные процессы. Отслеживание и анализ помогут выработать именно ту тактику и стратегию повышения эффективности работы образовательных учреждений, которая наиболее востребована в настоящих условиях. Кроме того, это даст возможность еще на зарождающемся этапе выявить те или иные тенденции в формировании таких потребностей, а значит, своевременно, подготовить ответ на них в системе образования.

Таким образом, для повышения эффективности реализации комплекса мер в образовательных учреждениях регионов требуется использование разнообразных ресурсов и механизмов, вовлечение в процесс максимального количества участников образовательного процесса, выстраивание между ними взаимодействия для получения ожидаемых результатов.

При этом подходы этой работы должны быть вариативными, учитывать особенности регионов, социально-культурные факторы регионов и потребности их населения. В зависимости от региональных, национальных и этнокультурных особенностей субъекта Российской Федерации, требуется комплексный подход при решении задач по повышению эффективности работы образовательных учреждений. Подходы, хорошо зарекомендовавшие себя в одном регионе, для обеспечения эффективности результатов тиражирования требуют включения в работу региональных служб комплексного сопровождения, подготовки расширенных кейсов и других инструментариев.

Ситуация, сложившаяся в образовании Российской Федерации, процессы, происходящее в отечественных образовательных учреждениях, сами формируют повестку дня для повышения эффективности работы образовательных учреждений:

• привлечение в образовательные учреждения молодых специалистов и расширение возможностей для профессиональной самореализации персонала;

• развитие технологий повышения качества обучения за счет более активного использования информационно-коммуникативных технологий;

• активизация взаимодействия всех участников образовательного процесса, начиная от учащихся, учителей и родителей до сетевого взаимодействия самих образовательных учреждений;

• развитие форматов сотрудничества образовательных учреждений и частного сектора;

• модернизация механизмов тиражирования успешного опыта на все регионы России;

• развитие деятельности  региональных инновационных площадок и служб сопровождения.

Реализация этих и других направлений работы, активизация взаимодействия образовательных учреждений, развитие работы с общественным и частным секторами позволят усовершенствовать механизмы использования организационных и ресурсных инструментов для повышения продуктивности работы образовательных учреждений.