Экспертно-аналитические материалы

Основные результаты модернизации системы вузовского профессионального образования. Успехи и проблемы образовательного кредитования

Исходя из основных аспектов развития системы профессионального образования в Российской Федерации, обозначенных в Федеральной целевой программе развития образования на 2011-2015 годы, усилия государства должны быть направлены на обеспечение доступности качественного образования для всех граждан России.

02.10.2013

Исходя из основных аспектов развития системы профессионального образования в Российской Федерации, обозначенных в Федеральной целевой программе развития образования на 2011-2015 годы, усилия государства должны быть направлены на обеспечение доступности качественного образования для всех граждан России.

Повышение качества и доступности высшего образования – это результат масштабной и долгосрочной комплексной модернизации системы профессионального образования. И одним из механизмов обеспечения доступности профессионального образования выступает государственная поддержка высших учебных заведений за счет реализации программы образовательного кредитования совместно с российскими банковскими структурами.

Эксперимент по государственному субсидированию кредитов на обучение осуществляется с 2009 года, при чем, только для обучающихся по приоритетным специальностям, востребованным экономикой. Однако, несмотря на перспективность сотрудничества банковской системы и государства, только четыре банка в 2009 году приняли участие в эксперименте.

На данный момент список банков значительно расширен и представлен 21 банком, среди которых АБ «Интерпрогрессбанк», АКБ «Союз», АКИ банк, Балтийский банк, Банк «Гагаринский», Банк «Кедр» и др. Данный факт, с одной стороны, свидетельствует о выполнении государством всех взятых на себя обязательств перед банками, а с другой стороны – объясняется востребованностью образовательного кредита среди учащихся высших учебных заведений.

Образовательный кредит можно получить при нескольких условиях: образовательное кредитование под государственные гарантии возможно только при поступлении в один из университетов, прошедших специальный отбор, а также при условии, что после окончания учебы выпускник трудоустроится на высокооплачиваемое рабочее место, чтобы иметь возможность возместить сумму кредита.

Что касается списка университетов, то если в 2011 году их было 112 учреждений, то в 2013 году список расширен до 134-х. Критериями отбора служили, согласно Приказу Минобрнауки России от 28.09.2009 № 352:

— отнесение вуза к категории ведущего классического университета Российской Федерации, либо к категории федеральных университетов, либо в отношении вуза установлена категория «национальный исследовательский университет»;

— «вузу предоставлено право проведения в предыдущем или текущем году дополнительных вступительных испытаний профильной направленности при приеме на обучение по направлениям подготовки (специальностям)»;

— «вузу установлены контрольные цифры приема граждан по направлениям подготовки (специальностям) для обучения за счет средств федерального бюджета по образовательным программам высшего профессионального образования по очной форме обучения на очередной учебный год».

В перечне образовательных учреждений высшего профессионального образования, имеющих государственную аккредитацию, прошедших отбор для участия в эксперименте по государственной поддержке предоставления образовательных кредитов студентам образовательных учреждений высшего профессионального образования, имеющих государственную аккредитацию, на 2013/14 учебный год представлены как региональные, так и столичные вузы. Интересно, что в списке представлены не только государственные вузы, но и негосударственные, например, Московский финансово-промышленный университет «Синергия», университет управления «ТИСБИ». Кроме того, в перечне есть специальности естественно-научного и технического профиля, а также бизнес-профиля.

Таким образом, оценивая эффективность государственной инициативы образовательного кредитования как одного из направлений модернизации системы профессионального образования в части обеспечения государственной поддержки ведущих вузов страны, следует обратить внимание на такие положительные тенденции:

— увеличение числа банков-партнеров государства;

— расширение числа вузов, при поступлении в которые можно воспользоваться льготным образовательным кредитом;

— востребованность субсидированного образовательного кредита со стороны студентов.

Востребованность субсидированного образовательного кредита со стороны студентов характеризует доступность качественного профессионального образования в России, в том числе и среди малодоходных семей. Следует также иметь в виду, что стратегией развития России до 2020 года эффективность развития образовательного кредитования обозначено 12% студентов к 2020 г. При этом открытым все еще остается вопрос соразмерности затраченных на обучение средств и размера ожидаемой заработной платы будущего выпускника. Это обуславливает наличие спроса на образовательный кредит при условии абсолютной уверенности в получении высокого и стабильного дохода после окончания обучения. В этом случае можно согласиться с утверждением, что «образовательный кредит – дополнительный повод задуматься о правильности выбранной специальности и своей будущей конкурентоспособности на рынке труда».

Итак, образовательное кредитование в России развивается, однако достаточно низкими темпами. В качестве стимулов развития можно привести инструменты, предложенные на заседании Совета Ассоциации ведущих университетов России, которое состоялось в Московском государственном техническом университете имени Н.Э. Баумана:

— распространение программы «образовательного кредитования не только на студентов, которые первый раз получают высшее образование в очной форме, но и на тех, кто учится заочно или очно-заочно, получает второе или дополнительное образование»;

— распространение программы образовательного кредитования на студентов, которые участвуют в программах международной академической мобильности, проходят «включенное обучение» в зарубежных университетах-партнерах;

— государственная поддержка выпускников, обучающихся по программе образовательного кредитования, в части частичного погашения кредита при условии трудоустройства на предприятия приоритетных для России отраслей промышленности. Развивая инициативу субсидированного государством образовательного кредитования, Россия стала на пути не только формирования нового механизма поддержки ведущих вузов страны – инструмента «социальной мобильности», но и использования нового финансового источника наполнения федерального бюджета.