Экспертно-аналитические материалы

Особенности предоставления услуг дистанционного образования детей с особыми образовательными потребностями в различных регионах Российской Федерации

В условиях получения образования детей с особыми образовательными потребностями значительная роль отводится сетевым образовательным ресурсам региональной и муниципальной систем дистанционного образования.

06.11.2013

В условиях получения образования детей с особыми образовательными потребностями значительная роль отводится сетевым образовательным ресурсам региональной и муниципальной систем дистанционного образования.

Доступ к электронным ресурсам для обучения детей-инвалидов возможен через сетевой образовательный ресурс некоммерческого партнерства «Телешкола», который соответствует государственным образовательным стандартам и отвечает содержанию учебно-методического комплекса, позволяющего обеспечить освоение и реализацию образовательной программы при организации дистанционного обучения детей-инвалидов. 

Возможности информационно-образовательной «Телешкола» используют более чем 30 субъектов РФ. В рамках проектов, реализуемых НП «Телешкола», ежегодное количество учащихся составляет более 11 000 человек, работает  около 2000 работников образования: сетевых преподавателей, тьюторов,  руководителей ОУ, представителей управлений образования муниципального, регионального и федерального уровней. Однако остаётся открытым вопрос наполнения образовательного контента. Руководители и педагоги Центров дистанционного образования отмечают, что большую вариативность курсов по дистанционному образованию за счет одного сервера не обеспечить, ограничена возможность выбора дистанционных учебных курсов. Поэтому остро стоит вопрос о создании собственных учебных курсов.

Проект «Телешкола» используются в Хабаровском крае, Мурманской области, Республике Карелия, Республике Татарстан, Пермском крае, Челябинской области, Ханты-Мансийском автономном округе – Югре, Камчатском крае, Тверской области, Рязанской области.

Свою эффективность показала и деятельность Центров дистанционного обучения детей-инвалидов.

Центр дистанционного  образования детей-инвалидов в Республике Саха (Якутия) стал базовым учреждением федеральной стажировочной площадки по направлению «Распространение на всей территории Российской Федерации моделей образовательных систем, обеспечивающих современное качество общего образования». Центром осуществляются координация и организационно-методическое обеспечение  реализации мероприятий по сопровождению дистанционного обучения детей с особыми образовательными потребностями, организация комплектования классов (групп); организация обучения сетевых преподавателей, организация обучения детей-инвалидов и их родителей (законных представителей) пользованию комплектом оборудования в процессе дистанционного обучения и др. В рамках проекта ПНПО «Развитие дистанционного образования детей-инвалидов» на территории Республики Саха (Якутия) обучается 235 детей, из них 166 детей подключено в сёлах республики, 69 – в городах. Для расширения дистанционного образования разработан проект создания инфраструктуры районных центров дистанционного образования. 

Ранее подобные проекты по созданию Центров дистанционного образования детей-инвалидов успешно стартовали и реализованы в Москве, Чувашии, в Ленинградской, Ростовской, Тверской, на Камчатке.  Так, дистанционное образование детей-инвалидов в Ростовской области  проводится с 2009 года. На базе санаторной школы-интерната № 28 г. Ростова-на-Дону создан и оснащен Центр дистанционного обучения детей-инвалидов, образовательный процесс осуществляется с помощью современных технологий в режиме on-line через Интернет. 

Аналогичные центры созданы и в других регионах России.

В Алтайском крае создан Центр дистанционного образования детей-инвалидов, который является первым подобным инновационным проектом в Сибири. В Иркутской области работает школа дистанционного обучения для детей с особыми образовательными потребностями «Школа.ru», разработан дистанционный курс для детей-инвалидов «Я – победитель».

Сочетание дистанционной формы обучения с посещением учителем детей на дому реализуется Центром по дистанционному обучению детей-инвалидов в Калужской области. Для доставки детей в Центр дистанционного обучения  используется спецтранспорт, приспособленный для перевозки детей-инвалидов. 

Анализируя эффективность проектов, направленных на повышение качества образования детей с особыми образовательными потребностями, следует отметить такие мероприятия региональных органов управления образованием как приобретение компьютерной техники и программного обеспечения.

Качество образования детей с особыми образовательными потребностями зависит и от уровня подготовки педагогов. В это связи актуализировалось направление повышения квалификации учителей по специальности «Сетевой учитель». Сетевой преподаватель является одной из ключевых фигур, обеспечивающих эффективность дистанционного образовательного процесса, в зоне ответственности которого находится, прежде всего, решение педагогической задачи социализации личности учащегося.

Также актуальной является подготовка родителей, медицинских работников в области владения средствами информационных и коммуникационных технологий в условиях функционирования локальных и глобальных сетей, информационных ресурсов образовательного назначения. Такое обучение проводится в Ставропольском крае, в Республике Саха (Якутия), Республике Татарстан, Ростовской области, в Воронежской и Тюменской областях, Иркутской и Амурской областях. Таким образом, можно смело говорить о достаточно широких возможностях регионов о предоставлении услуг дистанционного образования детей с особыми образовательными потребностями.