Экспертно-аналитические материалы

Оценка эффективности кадрового обеспечения Федеральной целевой программы развития образования на 2011 – 2015 годы на уровне муниципальных ОУО (по результатам исследования деятельности не менее 70% муниципальных органов управления образованием всех субъектов Российской Федерации)

Эффективность управления деятельностью муниципальных органов управления образованием (далее – мОУО), в том числе и по направлениям развития образования, предусмотренным в рамках Федеральной целевой программы развития образования на 2011 – 2015 годы, в первую очередь определяется качественными и количественными характеристиками кадрового состава муниципальных органов управления образованием

10.09.2013

Введение

Эффективность управления деятельностью муниципальных органов управления образованием (далее – мОУО), в том числе и по направлениям развития образования, предусмотренным в рамках Федеральной целевой программы развития образования на 2011 – 2015 годы, в первую очередь определяется качественными и количественными характеристиками кадрового состава муниципальных органов управления образованием:

 уровнем руководящего состава мОУО (однородность гендерной структуры, возраст и стаж, в т.ч. общий и педагогический);

 оптимальными пропорциями организационной структуры мОУО (количество (в%) работников мОУО по категориям);

 динамикой повышения квалификации сотрудников мОУО.

Оценка уровня  руководящего состава мОУО

Руководящий состав мОУО на период 2012 – 2013 года характеризуется следующими данными.

Во всех федеральных округах РФ гендерная структура руководящего состава однородная – мОУО возглавляет 51% мужчин и 49% женщин. В целом, отклонение по гендерной структуре не превышает 20% – так, в Северо-Кавказском округе мОУО возглавляет 59% мужчин и 41% женщин, в Дальневосточном – 57% и 43% соответственно, что обусловлено сложившимися этническими особенностями данных регионов (рисунок 1).

Преобладание женского пола в должности руководителя мОУО отмечено в Сибирском (60%) и Приволжском (55%) федеральных округах.

Рисунок 1 – Гендерная структура руководящего состава мОУО

Средний возраст руководителя мОУО составляет 46 лет (от 42 лет в Северо-Кавказском округе до 50 – в Центральном). Для женщины-руководителя мОУО этот показатель варьируется от 31 года до 60 лет, для мужчины-руководителя мОУО – от 38 до 62 лет (рисунок 2).

Рисунок 2 – Средний стаж и возраст руководителей мОУО в разрезе федеральных округов

Средний стаж работы руководителя мОУО на руководящих должностях составляет 15 лет (минимальное значение показателя – 11 лет – отмечено в Северо-Западном округе, максимальное – 19 лет – в Сибирском и Южном округах), а средний педагогический стаж руководителя мОУО – 19 лет (минимальное значение показателя – 14 лет – в Северо-Западном округе, максимальное – 22 года – в Сибирском, Центральном и Уральском округах).

Сравнительно невысокий средний стаж работы руководителя мОУО на руководящих должностях и его педагогический стаж в Северо-Западном округе обусловлен тем, что большинство мОУО в этом округе возглавляют наиболее молодые руководители (соответственно с меньшим опытом работы). При этом следует отметить, что в данном округе наблюдаются достаточно высокие, по сравнению с другими округами, показатели эффективности практического использования результатов ФЦПРО на 2011-2015 годы.

Обращает на себя внимание, что средний стаж на руководящих должностях у мужчин-руководителей несколько ниже, чем у женщин (13,75 лет у мужчин и 16,45 лет у женщин). При этом в среднем педагогический стаж у мужчин-руководителей выше, чем у женщин-руководителей (23 года и 16, 65 лет соответственно).

Все руководители мОУО имеют высшее образование (в основном – педагогическое) и  нередко – ученые степени (в основном, это степень кандидата педагогических наук).

Анализ организационной структуры мОУО

При анализе организационных структур мОУО были выделены следующие наиболее распространенные категории сотрудников: «главный специалист», «ведущий специалист», «специалист I категории», «методист» и «инспектор».

Оптимальное (среднее) соотношение данных категорий сотрудников в целом по Российской Федерации следующее: «главный специалист» – 26%, «ведущий специалист» – 23%, «специалист I категории» – 18%, «методист» – 24% и «инспектор» – 9% (рисунок 3).

Рисунок 3 – Организационная структура мОУО

В целом данная структура соблюдается во всех федеральных округах (за исключением Дальневосточного федерального округа, где 41% сотрудников мОУО являются главными специалистами).

В некоторых округах можно отметить незначительное преобладание определенной категории сотрудников. Так, к примеру, в штатной структуре Северо-Кавказского, Приволжского, Южного и Уральского федеральных округов относительно других четырех категорий сотрудников преобладают методисты (33%, 28%, 28% и 24% от общего количества сотрудников мОУО округов соответственно), в Дальневосточном и Сибирском федеральных округах – главные специалисты (41% и 33% соответственно), а Северо-Западном и Центральном – ведущие специалисты (28% и 24% соответственно).

В организационной структуре мОУО всех федеральных округов, за исключением Приволжского федерального округа, менее всего представлена по численности категория инспекторов – удельный вес данной категории не превышает 12%, а в Приволжском федеральном округе менее всего специалистов 1 категории (12%).

При более детальном анализе (в разрезе субъектов РФ) было выявлено отклонение от вышеотмеченных средних пропорций в некоторых регионах: в Амурской области, Хабаровском крае, Иркутской области, Красноярском крае – более 58% сотрудников являются главными специалистами, Калининградской области – ведущими специалистами,  а в Республике Дагестан более половины сотрудников – методисты (56%).  С другой стороны, в Мурманской области и Хабаровском крае в мОУО недостаточно методистов (менее 4%).

 

Анализ мероприятий, направленных на повышение квалификации сотрудников мОУО

По данным за 2012 – 2013 годы максимальное количество сотрудников мОУО, прошедших повышение квалификации в рамках ФЦПРО  на 2011-2015 гг., отмечено в Приволжском округе.

Также положительная динамика по этому показателю за 2012 – 2013 год наблюдается в Дальневосточном, Северо-Кавказском, Центральном и Южном округах. Выявлена и отрицательная динамика – в Северо-Западном, Сибирском, Уральском округах.

Наиболее распространенным среди работников мОУО направлением повышения квалификации в 2012-2013 годах являлись курсы по направлению «Менеджмент в образовании». В Тульской и Московской областях было организовано наибольшее количество курсов данного направления, которые касались общих вопросов управления в образовании, оплаты труда в бюджетной сфере, информационно-аналитического обеспечения деятельности ОУО.

Повышение квалификации по вопросам энергоэффективности прошли многие сотрудники мОУО в Свердловской области, Ямало-Ненецком автономном округе и Тульской области, по вопросам введения ФГОС – в Томской,  Свердловской и Тверской областях.

В Свердловской и Московской областях, Ямало-Ненецком автономном округе и Санкт-Петербурге особое внимание при обучении сотрудников мОУО уделяется вопросам повышения квалификации по направлениям, связанным с освоением и применением современных информационно-коммуникационных технологий в образовании.

 

Выводы

Представленные аналитические данные позволяют судить о достаточно высоком уровне кадрового обеспечения мОУО как в целом для реализации поставленных перед органами местного самоуправления в сфере образования целей и задач, так и в частности – по направлению реализации ФЦПРО на 2011 – 2015 годы.

Во всех регионах РФ управление мОУО осуществляется высококвалифицированными кадрами, с большим опытом работы как в сфере образования в целом, так и на руководящих постах. Интересным является тот факт, что мужчине требуется больше наработанного педагогического опыта, что бы занять руководящий пост в мОУО.

При этом более молодое руководство в большей степени расположено к преобразованиям в системе образования, к проведению экспериментов и апробаций, переходу на новые формы управления.

В целом же по кадровой структуре мОУО всех федеральных округов сохраняются оптимальные пропорции: приблизительно по 25% составляют главные специалисты, методисты и ведущие специалисты, чуть меньшую долю составляют специалисты I категории и наименьший вес имеют инспекторы. Все сотрудники, и в частности, руководители мОУО регулярно повышают свой квалификационный уровень в рамках курсов по направлениям развития образования, предусмотренным в рамках ФЦПРО на 2011-2015 годы.