Экспертно-аналитические материалы

Оценка эффективности управления деятельностью муниципальных органов управления образованием по направлениям развития образования, предусмотренным в рамках Федеральной целевой программы развития образования на 2011-2015 годы

Эффективность управления деятельностью муниципальных органов управления образованием (далее – МОУО) по направлениям развития образования, предусмотренным в рамках Федеральной целевой программы развития образования на 2011-2015 годы

18.09.2013

Эффективность управления деятельностью муниципальных органов управления образованием (далее – МОУО) по направлениям развития образования, предусмотренным в рамках Федеральной целевой программы развития образования на 2011-2015 годы складывается из следующих компонентов (рисунок 1):

Рисунок 1 – Компоненты эффективности управления деятельностью МОУО

Наличие системы мероприятий по противодействию коррупции, выявлению и разрешению конфликта интересов в МОУО

По результатам исследования системы мероприятий по противодействию коррупции, выявлению и разрешению конфликта интересов в МОУО, на период 2012 – 2013 года были получены следующие данные.

В половине всех МОУО в среднем по России данная система отсутствует (50% МОУО, принимавших участие в исследовании). Примерно в шестой части (16%) всех МОУО система только внедряется, треть всех МОУО (34%) данную систему внедрила и активно использует. На рисунке 2 проиллюстрированы данные по степени внедрения системы в МОУО по федеральным округам.

Рисунок 2 – Степень внедрения системы мероприятий по противодействию коррупции, выявлению и разрешению конфликта интересов в МОУО в разрезе федеральных округов

Наиболее активно внедряется или уже используется в МОУО система мероприятий по противодействию коррупции, выявлению и разрешению конфликта интересов в Северо-Западном и Центральном округах. Так, по данным исследования, в Северо-Западном округе в 50% МОУО округа система уже используется и в 14% МОУО внедряется, а в Центральном – система используется в 29% МОУО округа, а в 38% –внедряется.

Достаточно низкая степень внедрения системы мероприятий по противодействию коррупции наблюдается в Уральском ФО и Северо-Кавказском ФО, где система отсутствует в 71% и 63% МОУО округа соответственно.

На основании представленных аналитических данных в ходе экспертного обсуждения был сделан вывод о том, что муниципальными ОУО в среднем по РФ уделяется недостаточное внимание внедрению системы мероприятий по противодействию коррупции, поэтому эффективность управления деятельностью МОУО по данному направлению развития образования достаточно низкая и требует принятия соответствующих решений региональных ОУО по его стимулированию.

Проведение мониторинговых исследований в области оценки качества и доступности образования с участием представителей общественности

Мониторинговые исследования в области оценки качества и доступности образования с участием представителей общественности по данным исследования проводятся в среднем в 86% МОУО. Лидером по использованию данного направления является Северо-Западный округ – все МОУО округа, принимавшие участие в мониторинге, проводят мониторинговые исследования с участием представителей общественности в области оценки качества и доступности образования.

Однако в 14% МОУО всех субъектов РФ мониторинговые исследования не проводятся: доля таких МОУО в Дальневосточном округе – 25%, в Северо-Кавказском – 22%.

Результаты анализа проведения мониторинговых исследований по федеральным округам представлены на рисунке 3.

Рисунок 3 – Мониторинговые исследования в области оценки качества и доступности образования с участием представителей общественности в мОУО

В ходе обсуждения полученных результатов, было отмечено, что масштабность проведения мониторинговых исследований в области оценки качества и доступности образования с участием представителей общественности в МОУО позволяет судить о высоком уровне эффективности данного направления и возможности его дальнейшего использования.

Внедрение системы нормативно-подушевой оплаты образовательных услуг

Полученные данные о внедрении системы нормативно-подушевой оплаты образовательных услуг в МОУО свидетельствуют о положительных результатах в большинстве регионов РФ – данная система в среднем внедрена в 80% МОУО, при этом лидерам являются Приволжский (95% МОУО) и Сибирский (90% МОУО) округа.

Менее всего внедрена данная система в МОУО Северо-Западного (71% МОУО), Центрального (69% МОУО) и Северо-Кавказского (67% МОУО) округов.

Графические результаты анализа представлены на рисунке 4.

Рисунок 4 – Сведения о внедрении системы нормативно-подушевой оплаты образовательных услуг

Внедрение новых финансово-экономических механизмов деятельности муниципальной системы образования проводится активно во всех субъектах РФ, что свидетельствует, по мнению экспертов, о высокой эффективности управления деятельностью МОУО.

Реализация возможностей дистанционного обучения для детей с ограниченными возможностями здоровья на базе образовательных учреждений, подведомственных МОУО

Оценка эффективности управления деятельностью МОУО по такому направлению развития образования, как предоставление возможности дистанционного обучения для детей с ограниченными возможностями здоровья, основывается на динамике количества (доли) образовательных учреждениях, подведомственных МОУО, предоставляющих такие возможности (рисунок 5).

По данным за 2012 – 2013 годы доля образовательных учреждений, подведомственных МОУО, предоставляющих возможности дистанционного обучения для детей с ограниченными возможностями здоровья, в среднем по России увеличилась с 23,47% в 2012 году до 24,52% в 2013 году.

Рисунок 5 – Доля общеобразовательных учреждений, предоставляющих возможности дистанционного обучения для детей с ограниченными возможностями здоровья

Максимальное значение данного показателя в 2013 году достигнуто в Уральском федеральном округе, где возможности дистанционного обучения для детей с ограниченными возможностями здоровья предоставляют 47,83% общеобразовательных учреждений (47,46% - в 2012 году), а минимальное значение показателя достигнуто в Северо-Кавказском округе, где возможности дистанционного обучения в 2013 году предоставляли лишь 4,83% образовательных учреждений, однако следует отменить положительную динамику использования дистанционных возможностей в округе (в 2012 году данный показатель составил 3,35%).

Следует выделить регионы, в которых темпы внедрения дистанционных технологий в образовательных учреждениях, наиболее высоки (более 10%): это Оренбургская, Ивановская, Липецкая, Тульская, Пензенская и Ульяновская области. А вот в Карелии и Астраханской области наметились тенденции к значительному сокращению использования в образовательных учреждениях возможностей дистанционного обучения для детей с ограниченными возможностями здоровья.

Динамика увеличения количества образовательных учреждений, подведомственных МОУО, предоставляющих возможности дистанционного обучения для детей с ограниченными возможностями здоровья, отмечена экспертами как положительная тенденция, способствующая увеличению эффективности управления деятельностью МОУО в целом.

Внедрение в МОУО системы мероприятий по оказанию адресной поддержки предоставления качественных образовательных услуг малоимущим слоям населения

Система мероприятий по оказанию адресной поддержки предоставления качественных образовательных услуг малоимущим слоям населения по данным исследования в среднем по РФ была внедрена в 60% МОУО (в 2012 году в 37% МОУО и еще 23% МОУО в 2013 году), но в 40% МОУО система все еще отсутствует.

На рисунке 6 представлены результаты внедрения системы мероприятий по оказанию адресной поддержки предоставления качественных образовательных услуг малоимущим слоям населения в разрезе федеральных округов.

Рисунок 6 – Сведения о степени внедрении системы мероприятий по оказанию адресной поддержки предоставления качественных образовательных услуг малоимущим слоям населения

Почти 3/4 всех мОУО Уральского федерального округа (71%) и более половины МОУО Южного округа (57%) не имеют внедренной системы мероприятий по оказанию адресной поддержки. Отрицательным моментом является и то, что в 2013 году в Южном округе (по предоставленным данным), ни в один МОУО система так и не была внедрена. Лучше ситуация в Уральском округе – за 2013 год в 14% МОУО систему внедрили.

Высокими темпами внедряется система мероприятий по оказанию адресной поддержки в Дальневосточном ФО – за 2013 год данная система была внедрена в 67% МОУО, в целом за 2года внедрение было проведено в 89% МОУО округа. Это наивысший показатель среди всех федеральных округов. Также неплохой результат по внедрению системы мероприятий по оказанию адресной поддержки предоставления качественных образовательных услуг малоимущим слоям населения получен в Северо-Западном и Центральном округах (за 2 года система была внедрена в 75% МОУО каждого из этих округов).

Однозначного решения об эффективности данного направления развития образования эксперты в ходе обсуждения полученных результатов не приняли – степень внедрения в МОУО системы мероприятий по оказанию адресной поддержки предоставления качественных образовательных услуг малоимущим слоям населения в различных субъектах и округах РФ значительно отличается. Неоспоримым определен тот факт, что внедрение системы мероприятий по оказанию адресной поддержки в МОУО значительно повышает эффективность управления деятельностью муниципальных органов управления образованием.

Информационное сопровождение МОУО процесса реализации мероприятий ФЦПРО

Анализ форм и механизмов информационного сопровождения МОУО процесса реализации мероприятий ФЦПРО дал следующие результаты.

В большинстве МОУО всех субъектов РФ проводятся следующие мероприятия:

• встречи с родительской общественностью;

• публикации на официальном сайте МОУО;

• пресс-конференции с участием руководителей и учителей ОУ;

• работа телефона «горячей линии»;

• публикации и репортажи в региональных СМИ;

• издание буклетов для родителей о модернизации системы образования района;

• разъяснительная работа в трудовых коллективах ОУ.

Обобщение предоставленных данных анализа форм и механизмов информационного сопровождения МОУО процесса реализации мероприятий ФЦПРО позволило сделать выводы о высокой степени активности МОУО в процессе информирования общественности о проекте ФЦПРО на 2011-2015 годы и достигнутых в его рамках результатах.

Наличие у МОУО официального электронного ресурса в сети Интернет, на котором осуществляется информационное сопровождение мероприятий ФЦПРО

По данным исследования наличия официального электронного ресурса в сети Интернет, на котором осуществляется информационное сопровождение мероприятий ФЦПРО, получены следующие результаты (рисунок 7).

Рисунок 7 – Сведения о наличии у МОУО официального электронного ресурса в сети Интернет, на котором осуществляется информационное сопровождение мероприятий ФЦПРО

О наличии электронного ресурса (сайта) МОУО в сети Интернет заявило подавляющее большинство МОУО (91%), при этом отображается и обновляется информация о ходе реализации мероприятий ФЦПРО всего лишь у трети из них, в остальных МОУО, хотя электронный ресурс и имеется, но информация о ФЦПРО на нем не отражается, в лучшем случае приводятся общие сведения о программе.

В Приволжском и Уральском округах все МОУО имеют электронные ресурсы в сети, однако, более половины из них носят формальный характер. В Уральском округе 55% сайтов МОУО не содержат информации о ходе реализации ФЦПРО в муниципалитете и регионе в целом, а в Приволжском – целых 85%.

За отражением актуальной информации о ходе реализации ФЦПРО, постоянным обновлением контента сайтов следят в 59% МОУО Сибирского и в 52% МОУО Центрального округов.

В среднем по РФ доля МОУО, у которых официального электронного ресурса нет, составляет 10%.

При обсуждении результатов исследования было отмечено, что с точки зрения эффективности управления деятельностью МОУО полученные результаты свидетельствуют о недостаточном внимании руководства некоторых МОУО к информационному сопровождению мероприятий ФЦПРО на официальных электронных ресурсах МОУО в сети Интернет. Использование электронных ресурсов для информирования о ходе реализации ФЦПРО, проведении опросов общественного мнения о качестве образования в муниципалитете, регионе и стране в целом, в значительной мере способствует быстрому реагированию руководства на изменения в сфере образования, повышает качество принимаемых управленческих решений.