Экспертно-аналитические материалы

Оценка практического использования результатов Федеральной целевой программы развития образования на 2011-2015 годы учреждениями, подведомственными муниципальным органам управления образованием

Оценка степени практического использования результатов ФЦПРО на 2011-2015 годы учреждениями, подведомственными муниципальным органам управления образованием

25.09.2013

Введение

Оценка степени практического использования результатов ФЦПРО на 2011-2015 годы учреждениями, подведомственными муниципальным органам управления образованием, проводилась по таким направлениям:

• оценка перехода подведомственных МОУО учреждений на обучение по федеральным государственным образовательным стандартам;

• оценка практики внедрения управляющих советов или подобных органов соуправления с участием общественности, принимающих участие в оценке качества и востребованности предоставляемых услуг в образовательных учреждениях, подведомственных мОУО;

• оценка инициированных мОУО форм исследования общественного мнения о проводимых преобразованиях в системе образования муниципалитета;

• оценка количества образовательных учреждений, подведомственных мОУО и открыто предоставляющих достоверную публичную информацию о своей деятельности.

1. Переход подведомственных МОУО учреждений на обучение по федеральным государственным образовательным стандартам

На основании представленных аналитических данных в ходе экспертного обсуждения были сформированы следующие результаты оценки эффективности перехода подведомственных МОУО учреждений на обучение по федеральным государственным образовательным стандартам.

Практически все образовательные учреждения в субъектах РФ продолжают переход на обучение по федеральным государственным образовательным стандартам начального и основного общего образования.

В среднем по РФ на обучение по федеральным государственным образовательным стандартам начального образования переведено 53,51% школьников, по федеральным государственным образовательным стандартам основного общего образования – 2,06%, в целом же 24,05% школьников от общей численности учащихся переведено на обучение по ФГОС.

В разрезе федеральных округов (рисунок 1) значения показателей отклоняются не более чем на 5%, что свидетельствует об одинаковых темпах перехода подведомственных МОУО учреждений на обучение по ФГОС.

Рисунок 1 – Доля школьников, обучающихся по федеральным государственным стандартам, в общей численности школьников

Так, в начальном образовании максимальная доля школьников, обучающихся по федеральным государственным образовательным стандартам, приходится на Южный ФО (55,6%), минимальная – на Северо-Кавказский ФО (48,71%). В основном общем образовании максимальная доля школьников, обучающихся по федеральным государственным образовательным стандартам, приходится на Северо-Западный ФО (3,81%), минимальная – на Дальневосточный ФО (0,4%). В целом же наибольшая доля школьников (26,55%), перешедших на обучение по ФГОС, приходится на Северо-Западный округ, а минимальная (22,9%) – на Северо-Кавказский.

Лидерами по переходу на обучение по федеральным государственным образовательным стандартам начального образования является Ленинградская область и Новгородская область (64,47% и 76% школьников соответственно). В самом же Санкт-Петербурге на обучение по новым стандартам перешло наименьшее количество учащихся начальной школы – 22% от всех учащихся начальной школы региона.

Меньшими темпами осуществляется переход на обучение по новым ФГОС основного общего обучения – в среднем 2,06% учащихся. Следует отметить значительно опережающие средние значения по России регионы – это Ленинградская и Новгородская области (9,361% и 12% школьников соответственно).

В целом же на Новгородскую область приходится и наибольшая доля школьников (39%), перешедших на обучение по ФГОС, в общей численности школьников. А вот минимальная (19,5%) – на Республику Дагестан.

По остальным регионам темпы перехода на новые ФГОС соответствуют средним по стране.

Полученные в ходе экспертно-аналитического обсуждения результаты свидетельствуют о равномерных темпах перехода подведомственных МОУО учреждений на обучение по федеральным государственным образовательным стандартам во всех регионах РФ.

2. Практика внедрения управляющих советов или подобных органов соуправления с участием общественности, принимающих участие в оценке качества и востребованности предоставляемых услуг в образовательных учреждениях, подведомственных МОУО

Обобщение данных анализа практики внедрения управляющих советов или подобных органов соуправления с участием общественности, принимающих участие в оценке качества и востребованности предоставляемых услуг в образовательных учреждениях, подведомственных МОУО, показало следующие результаты.

В среднем в 88,58% образовательных учреждений России внедрены управляющие советы или подобные органы соуправления, что свидетельствует о достаточно высоком уровне общественной открытости ОУ (рисунок 2).

Рисунок 2 – Доля образовательных учреждений, подведомственных МОУО и создавших управляющие советы или подобные органы соуправления с участием общественности, принимающие участие в оценке качества и востребованности предоставляемых услуг

Максимальная доля образовательных учреждений, подведомственных МОУО и создавших управляющие советы или подобные органы соуправления с участием общественности, принимающие участие в оценке качества и востребованности предоставляемых услуг в образовательных учреждениях, подведомственных МОУО, приходится на Северо-Западный ФО (93,45%), минимальная – на Дальневосточный ФО (79,8%).

Значительной заслугой руководства мОУО Башкортостана, Саратовской области, Чувашской республики, Вологодской, Калининградской, Ленинградской и Мурманской областей, Санкт-Петербурга, Чукотского АО, Кабардино-Балкарской Республики, Карачаево-Черкесской Республики, Ставропольского края, Кемеровской области, Республики Алтай, Республики Тыва, Тюменской области, Ханты-Мансийского АО, Белгородской, Владимирской, Воронежской, Ивановской, Калужской областей и Краснодарского края является стопроцентное внедрение управляющих советов или подобных органов соуправления с участием общественности в подведомственные образовательные учреждения.

В Якутии и Алтайском крае управляющие советы или подобные органы соуправления имеет наименьшее количество ОУ, но и они составляют более половины всех ОУ регионов (57%).

Полученные данные позволяют экспертам говорить о том, что практика внедрения управляющих советов или подобных органов соуправления с участием общественности, принимающих участие в оценке качества и востребованности предоставляемых услуг в образовательных учреждениях, подведомственных МОУО, внедрена в подавляющем большинстве образовательных учреждений.

3. Формы исследования общественного мнения о проводимых преобразованиях в системе образования муниципалитета, инициированные муниципальными органами управления образования

Основными формами исследования общественного мнения о проводимых преобразованиях в системе образования муниципалитета, инициированными МОУО, во всех регионах РФ являются опросы, анкетирование, обратная связь на сайте. Исследования общественного мнения проводятся на постоянной основе во многих мОУО всех субъектов РФ.

Онлайн – голосование проводится на сайтах мОУО Амурской, Саратовской, Липецкой области, Ставропольском крае. В Астраханской области проводятся родительские интернет-собрания. Форумы и заседания организованы в Ивановской, Брянской областях. В мОУО Забайкальского края и Липецкой области организована горячая линия. В Пензенской области создан портал «Оценка качества муниципальных услуг Пермского края», интернет-приемная работает на сайтах мОУО Санкт-Петербурга, Ивановской и Смоленской областях.

4. Сведения об образовательных учреждениях, подведомственных МОУО и открыто предоставляющих достоверную публичную информацию о своей деятельности

Открыто предоставляют достоверную публичную информацию о своей деятельности 92,75% всех образовательных учреждений, подведомственных МОУО, что свидетельствует о высокой степени информирования о своей деятельности со стороны образовательных учреждений, подведомственных МОУО.

Максимальная доля образовательных учреждениях, подведомственных МОУО и открыто предоставляющих достоверную публичную информацию о своей деятельности наблюдается в Центральном ФО (98,56%), минимальная – в Северо-Кавказском ФО (84,84%) (рисунок 3).

Рисунок 3 – Доля образовательных учреждений, подведомственных МОУО и открыто предоставляющих достоверную публичную информацию о своей деятельности, в общем числе образовательных учреждений

Высокая открытость предоставления достоверной публичной информации о своей деятельности образовательными учреждениями, подведомственными мОУО, принимающих участие в исследовании, является одним из ярких положительных примеров практического использования результатов ФЦПРО на 2011-2015 годы учреждениями, подведомственными мОУО.

 Выводы

В результате экспертного обсуждения собранных аналитических материалов по данной тематике, были получены следующие выводы.

На базе МОУО и учреждений, подведомственных МОУО, в достаточно высокой степени производится внедрение результатов мероприятий ФЦПРО.

Переход подведомственных МОУО учреждений на обучение по ФГОС начального образования проходит планомерно во всех федеральных округах, но по ряду субъектов не был осуществлен переход на ФГОС основного общего образования.

Положительным моментом является то, что во всех регионах РФ наблюдается достаточно высокий уровень использования практики внедрения управляющих советов или подобных органов соуправления с участием общественности, принимающих участие в оценке качества и востребованности предоставляемых услуг в образовательных учреждениях, подведомственных МОУО.

Образовательные учреждения, подведомственные МОУО, в достаточно высокой степени проводят информирование общественности о своей деятельности, инициируют различные формы исследования общественного мнения о проводимых преобразованиях в системе образования муниципалитета.

Таким образом, в целом по Российской Федерации действия, предпринимаемые МОУО для повышения степени доступности качественного образования, имеют среднюю эффективность, что свидетельствует о недостаточно высокой степени практического использования результатов ФЦПРО.

По значениям данного критерия можно судить о практическом отсутствии мероприятий мОУО для распространения передового опыта среди подведомственных учреждений, формирования механизма выявления и поддержки талантливой молодежи, создания единой региональной базы одаренных детей в большинстве субъектов РФ.

Эффективность мероприятий, предпринятых мОУО для повышения качества и организации всеобщей доступности дошкольного образования, также в большинстве субъектов остается на низком уровне.

По мнению экспертов, практически во всех субъектах РФ степень практического использования результатов ФЦПРО в части создания эффективных механизмов повышения качества общего образования находится на среднем уровне и требуется принятие ряда эффективных решений направленных на улучшение ситуации.