Экспертно-аналитические материалы

Оценка ситуации по повышению квалификации педагогических работников для реализации ФГОС общего образования

Федеральной целевой программой развития образования на 2011-2015 годы (далее по тексту ФЦПРО) в рамках решения задачи по модернизации системы общего образования как института социального развития, в ходе исполнения субъектами Российской Федерации национальной образовательной инициативы «Наша новая школа» предусмотрено мероприятие по повышению квалификации педагогических и управленческих кадров для реализации федерального государственного образовательного стандарта общего образования.

25.02.2014

Федеральной целевой программой развития образования на 2011-2015 годы (далее по тексту ФЦПРО) в рамках решения задачи по модернизации системы общего образования как института социального развития, в ходе исполнения  субъектами Российской Федерации национальной образовательной инициативы «Наша новая школа» предусмотрено мероприятие по повышению квалификации педагогических и управленческих кадров для реализации федерального государственного образовательного стандарта общего образования. Ожидаемым результатом реализации этого мероприятия ФЦПРО на 2011-2015 годы является повышение квалификации 5000 педагогических работников и управленческих кадров. Реализация данного мероприятия начата в регионах в 2011 году, и к началу второго этапа ФЦПРО (2014 год) уже есть определенные результаты.Анализ данных, представленных на сайте электронного мониторинга развития образования http://www.kpmo.ru, свидетельствует об увеличении значений показателей по повышению квалификации педагогических работников в сравнении ситуации на 4 квартал 2012 и на 4 квартал 2013 года. 

По показателю «Доля учителей общеобразовательных учреждений, прошедших повышение квалификации и/или профессиональную переподготовку для работы в соответствии с ФГОС (в общей численности учителей)», в 4 квартале 2013 года по сравнению с ситуацией на 4 квартал 2012 года наблюдается положительная динамика почти у всех субъектов Российской Федерации (исключение составляет Кировская область, где показатель уменьшился на 2 %). При этом данный показатель увеличился более чем на 50% в 6 субъектах Российской Федерации: Архангельской (на 58,3%), Вологодской (на 76,2%), Оренбургской (на 50,4%), Костромской (на 64,4%), Самарской ( на 57,7%) областях, республике Тыва (на 64, 3%).

Значение данного показателя выше 80% у 14субъектов Российской Федерации: Архангельской (89,9%), Кемеровской (96%), Костромской (87,6%), Ленинградской (88,3%), Новгородской (83,8%), Омской (91,8%), Самарской (95,1%), Тамбовской (99,7%) областях, Алтайском крае (99,2%), Еврейской автономной области (85,1%), республиках Тыва (95%) и Хакасия (86,1%).

Данный показатель равен 100% у двух субъектов Российской Федерации: у Тюменской и Вологодской областей.

Как объяснила в своем публичном докладе 7 февраля 2014 года начальник Департамента образования Вологодской области Е.О. Рябова, достичь таких результатов позволила введенная в 2013 году в области сетевая форма повышения квалификации педагогических работников и управленческих кадров, а также созданная система тьюторства.

В Тюменской области еще в 2011 году была модернизирована система повышения квалификации и профессиональной переподготовки педагогических работников: был расширен перечень учреждений, предоставляющих услуги по повышению квалификации и переподготовке кадров, а также по развитию спектра форм обучения и методического сопровождения педагогов с акцентом на организацию практико-ориентированных занятий и стажировок. Кроме этого с указанного периода повышение квалификации и профессиональной переподготовки связано с построением индивидуальных траекторий обучения с использованием возможностей, как учреждений дополнительного образования, так и методических служб всех уровней (школьный, муниципальный, областной). Сформированные модели внутришкольного и сетевого повышения квалификации с привлечением опыта работы учителей-тьюторов и сетевого взаимодействия муниципальных методических служб позволили не только индивидуализировать процесс повышения квалификации, но и сделать его непрерывным.

В Тюменской области существует единый областной персонифицированный банк данных педагогов, а также система наставничества и сопровождения молодых специалистов в общеобразовательных учреждениях, которые тоже способствуют организации непрерывного обучения всех педагогических работников.

Показатель «Доля учителей, ведущих учебные часы в начальных классах общеобразовательных учреждений, прошедших повышение квалификации для работы в соответствии с ФГОС (в общей численности учителей начальных классов)» к 4 кварталу 2013 года в сравнении с ситуацией на 4 квартал 2012 года увеличился в 80 субъектах Российской Федерации. Снижение показателя отмечено в республике Хакасия (на 20,9%) и Тамбовской области (на 1,6%). Более чем на 50% данный показатель вырос в 3 субъектах Российской Федерации: Архангельской (на 56,2%) и Вологодской (на 58,9%) областях и республике Тыва (на 51,5%). Среднее значение изменения показателя составляет 22,9%.

Значение показателя «Доля учителей, ведущих учебные часы в начальных классах общеобразовательных учреждений, прошедших повышение квалификации для работы в соответствии с ФГОС (в общей численности учителей начальных классов)» выше 80 % у 13 субъектов Российской Федерации: в Алтайском крае (98,1%), Архангельской (90,3%), Кемеровской (94,6%), Ленинградской (87,2%), Новгородской (90,5%), Самарской (85,3%), Тамбовской (88,3%), Вологодской (97,2%), Тюменской (100%) областях, республиках Тыва (100%) и Северная Осетия – Алания (100%), Ямало-Ненецком автономном округе (89,8%).

По показателю «Доля прочих педагогических работников общеобразовательных учреждений, прошедших повышение квалификации и/или профессиональную переподготовку для работы в соответствии с ФГОС (в общей численности прочих педагогических работников)» также отмечается положительная динамика в сравнении итогов  повышения квалификации на 4 квартал 2012 года и 4 квартал 2013 года. Если к 4 кварталу 2012 года значение данного показателя было меньше 10 % у 50 субъектов Российской Федерации, то к 4 кварталу 2013 года такое значение показателя (ниже 10%) сохранилось лишь у 10 субъектов Российской Федерации. Из таблицы 1 видно, что в 7 из 50 вышеуказанных субъектов Российской Федерации субъектах Российской Федерации значение показателя увеличилось более чем на 20 %, а в трех – более чем на 40%.

Незначительное уменьшение показателя (менее 6%) в сравнении данных на 4 квартал 2012 и 4 квартал 2013 года отмечается у 4 субъектов Российской Федерации: республике Северная Осетия-Алания (на 5,4%), республике Калмыкия (на 0,6%), республике Алтай (на 2,6%) и Приморском крае (на 0,3%). Повышение показателя на более чем 50 % произошло у 6 субъектов Российской Федерации: в Алтайском крае (на 58,3%), Архангельской области (57,2%), Вологодской области (93,5%), Самарской области (53,1%), Тюменской области (58,9%), Ямало-Ненецком автономном округе (59,7%).

Таким образом, мероприятие ФЦПРО на 2011-2015 годы по повышению квалификации педагогических кадров успешно выполняется в большинстве субъектов Российской Федерации. На данный момент имеются лидеры, достигшие значения 100 % по показателям «Доля учителей общеобразовательных учреждений, прошедших повышение квалификации и/или профессиональную переподготовку для работы в соответствии с ФГОС (в общей численности учителей)», «Доля учителей, ведущих учебные часы в начальных классах общеобразовательных учреждений, прошедших повышение квалификации для работы в соответствии с ФГОС (в общей численности учителей начальных классов)», «Доля прочих педагогических работников общеобразовательных учреждений, прошедших повышение квалификации и/или профессиональную переподготовку для работы в соответствии с ФГОС (в общей численности прочих педагогических работников)», к которым относятся Тюменская (по всем трем показателям) и Вологодская (по двум из трех показателей: «Доля учителей общеобразовательных учреждений, прошедших повышение квалификации и/или профессиональную переподготовку для работы в соответствии с ФГОС (в общей численности учителей)» и «Доля прочих педагогических работников общеобразовательных учреждений, прошедших повышение квалификации и/или профессиональную переподготовку для работы в соответствии с ФГОС (в общей численности прочих педагогических работников)») области, республики Северная Осетия-Алания и Тыва (по показателю «Доля учителей, ведущих учебные часы в начальных классах общеобразовательных учреждений, прошедших повышение квалификации для работы в соответствии с ФГОС (в общей численности учителей начальных классов)»).